Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего Кисилевской Т.В.,
судей коллегии Мочаловой Н.В., Долматова М.В.,
при секретаре Умниковой Е.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Ноябрьского городского департамента по имуществу администрации г. Ноябрьска и департамента строительства и жилищной политики ЯНАО на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 10 июля 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования И.1 удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Ноябрьского городского департамента по имуществу Администрации города Ноябрьск, выразившееся в неуведомлении И.1 о необходимости предоставления в период с 1 января по 1 июля 2013 года заявления о включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество".
Обязать Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО восстановить И.1 составом семьи два человека, включая И.2, в окружном списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество", исходя из даты их постановки на учет на основании протокола N 1 от 25 января 2007 года.
Взыскать с Ноябрьского городского департамента по имуществу Администрации города Ноябрьска и Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО (с каждого) в пользу И.1 судебные расходы в размере "данные изъяты" рублей.
Заслушав доклад судьи Мочаловой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.1 обратилась в суд с иском к Ноябрьскому городскому департаменту по имуществу Администрации г. Ноябрьска и Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО о сохранении за ней права на получение социальной выплаты по программе "Сотрудничество" в 2014 году исходя из даты постановки на учет, а также права состоять в Сводном списке претендентов на 2014 год и признании бездействия ответчиков незаконными. В обосновании требований указала, что включена в список участников программы "Сотрудничество" для приобретения жилья в городе Тюмени и населенных пунктах юга Тюменской области. Ей стало известно, что она исключена из списка в связи с тем, что в период заявочной компании с 1 января по 1 июля 2013 года не подано заявление о выделении социальной выплаты. О необходимости предоставления такого заявлении она не знала, поскольку при первоначальной подаче документов и постановке на учет ее об этом не уведомляли. Просила взыскать в ее пользу судебные расходы по оплате услуг представителя и уплате государственной пошлины в общем размере 6 700 рублей.
В судебное заседание истец и третье лицо И.2, а также представитель истца С. не явились, заявили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, уточнили иск и просили восстановить в списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты по программе "Сотрудничество" исходя из даты постановки на учет.
Представитель ответчика Ноябрьского городского департамента по имуществу Администрации города Ноябрьск по доверенности Г. в судебном заседании полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, указывая на то, что на дату включения истца в список орган местного самоуправления был обязан лишь разместить в доступных местах информацию о гражданах, включенных в списки участников, что и было сделано. Пунктом 2.8 Положения о необходимости личного уведомления каждого гражданина о начале проведения заявочной компании подлежит применению только в отношении граждан, включенных в список после введения Постановления Правительства ЯНАО от 27 июня 2011 года N 437 - П. НГДИ Администрации города Ноябрьск до начала заявочной компании были осуществлены меры по информированию граждан о начале её проведения путем опубликования соответствующей информации в СМИ.
Представитель ответчика Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО в судебном заседании не присутствовал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных возражениях на иск указано, что участие в программе "Сотрудничество" носит заявительный и добровольный характер, что предлагает обязанность гражданина проявлять интерес к изменениям условий реализации программы. С 1 января 2013 года в силу изменения, обязывающие участников программы ежегодно самостоятельно проходить перерегистрацию. У ответчиков отсутствует обязанность уведомлять граждан о необходимости проходить перерегистрацию. Поскольку истец не прошла перерегистрацию в установленные законодательством сроки, она и была снята с учета и исключена из списка.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционных жалобах ответчиками поставлен вопрос об отмене решения с вынесением нового об отказе в иске по следующим доводам:
Представитель НГДИ Г. указал, что НГДИ не был обязан уведомлять по установленной форме граждан, которые уже были включены в список до 01.01.2013 года, взыскание судебных расходов полагает незаконным, т.к. администрация освобождена от уплаты госпошлины.
Представитель Департамента Ч. полагал, что выводы суда о бездействии ответчика по уведомлению истца о необходимости предоставления с 01.01. по 01.07.2013 года заявления о включении в список граждан, претендующих на получение социальных выплат, не основаны на нормах права и не соответствуют Положению. Представления такого заявления является обязанностью граждан. Положение возлагает на орган местного самоуправления обязанность уведомления граждан в 2-х случаях: при первоначальном их включении в список, при исключении из списка. О внесенных в Положение изменениях граждане были проинформированы в соответствии с действующим законодательством.
В возражениях представитель истца С. привела доводы о законности решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на жалобы в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия пришла к выводу о законности и обоснованности решения.
По делу установлено, что И.1 в установленном порядке была признана участником программы "Сотрудничество" по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО в населенные пункты юга Тюменской области, принятой в целях реализации Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Приказом департамента жилищной политики от 13.02.2014 N 35-ОД И.1 исключена из окружного списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество".
В силу пункта 2.8 Постановления Правительства Ямало-Ненецкого АО от 27 июня 2011 года N 437-П "Об утверждении Положения о реализации мероприятий программы "Сотрудничество" по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого АО в населенные пункты юга Тюменской области" (далее Положение) на основании списков граждан по муниципальным образованиям департамент включает граждан, состоящих в списках по муниципальному образованию, в окружной список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество" по состоянию на 01 января года, следующего за текущим.
Граждане, состоящие в окружном списке, ежегодно, с 01 января по 01 июля представляют в органы местного самоуправления заявление по форме согласно приложению N6 к настоящему Положению. Граждане подлежат исключению из окружного списка в случае непредставления заявления, указанного в пункте 2.12 настоящего Положения (подп."ж" п.2.10, п.2.12 Положения (введены Постановлением Правительства ЯНАО от 19 июля 2012 года N560-П с 1 января 2013 года).
Между тем, п.2.8 указанного Положения на орган местного самоуправления возложена обязанность уведомлять граждан по форме согласно приложению N5 к настоящему Положению, которая предусматривает разъяснение гражданину об указанной обязанности и правовых последствиях её неисполнения.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения, оно определяет порядок реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам участникам программы "Сотрудничество", выезжающим из Ямало-Ненецкого АО в населенные пункты юга Тюменской области.
Положение, являясь подзаконным нормативным актом, не может противоречить закону, действует в отношении всех участников программы, вне зависимости от их включения в соответствующий список, подлежит применению в отношении истца.
Поскольку органом местного самоуправления уведомительная процедура в отношении И.1 не была выполнена, департамент жилищной политики не имел оснований для исключения заявителя из списка.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Каких либо исключений, оснований освобождения от взыскания расходов с ответчика, данная норма не содержит.
Руководствуясь данными нормами права, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчиков судебные расходы в размере 1 900 рублей с каждого, поскольку указанные суммы являются судебными расходами, а не госпошлиной.
Доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, были предметом исследования и проверки суда первой инстанции, в решении им дана верная оценка.
Нарушений закона, которые в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ являются основаниями для отмены либо изменения решения суда в апелляционном порядке при рассмотрении дела не допущено. Учитывая изложенное, решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ноябрьского городского суда ЯНАО от 10 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Копия верна. Судья Н.В.Мочалова
Секретарь суда Н.Н.Копейкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.