Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Наумова И.В.
судей коллегии Атрошкиной В.Т., Зотиной Е.Г.
при секретаре Васильевой В.Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению помощника прокурора города Салехарда П. на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 августа 2014 года.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Наумова И.В., объяснения представителя прокуратуры города Салехарда Т. поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
УСТАНОВИЛА:
И.о. заместителя прокурора города Салехарда, действуя в интересах К.1., обратился с иском к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение из жилищного фонда автономного округа на территории города Салехарда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 33 кв.м.
В обоснование иска указал, что К.1. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. С октября 2003 года он находился в муниципальном воспитательно-образовательном учреждении "Детский дом "Радуга", с февраля 2007 года по август 2010 года - в детском доме "Сияние Севера", с ноября 2012 года по июнь 2013 года отбывал наказание в исправительной колонии. Жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечивался. В настоящее время обеспечен жилым помещением совместно с сестрой, общая площадь которого составляет "данные изъяты" кв.м., что менее учетной нормы.
В судебном заседании помощник прокурора города Салехарда П. и К.1. на удовлетворении иска настаивали.
Представитель Правительства ЯНАО Ч. против иска возражал, пояснив, что истец на учете нуждающихся в получении жилых помещений не состоял, поскольку был обеспечен жилой площадью сверх установленной нормы. Впоследствии, в результате совершенной сделки ухудшил свои жилищные условия.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении иска. В апелляционном представлении помощник прокурора города Салехарда ставит вопрос об отмене судебного постановления, полагая выводы суда об обеспеченности истца жилым помещением по норме предоставления жилья не соответствующими материалам дела.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель Правительства ЯНАО Ч. просит решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Истец К.1., представитель Правительства ЯНАО, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании статьи 327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, поддержанного в суде апелляционной инстанции прокурором, возражения относительно него, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 4 указанной статьи проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору найма специализированных жилых помещений, базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Из указанных положений федерального законодательства следует, что нуждающимися в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и имеющими право на предоставление такого помещения являются дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения, либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые хотя и являются нанимателями или членами семьи нанимателя, а также собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, при условии если они поставлены на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Судом установлено, что К.1., ДД.ММ.ГГГГ, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился на воспитании и полном государственном обеспечении в МОУ "Детский дом "Радуга", а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в детском доме "Сияние Севера". В период с ноября 2012 года по июнь 2013 года истец отбывал наказание в виде лишения свободы.
На основании постановления администрации города Салехарда от 4 мая 2000 года N219 за К.1. закреплено жилое помещение - "адрес".
В связи с признанием данного помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу, матери К.1. - К.2. было предоставлено другое жилое помещение - "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м., на условиях договора социального найма, в который в качестве члена семьи нанимателя был включен истец. Распоряжением администрации города Салехарда от 12 февраля 2007 года N64-СКХ указанное жилое помещение закреплено за несовершеннолетним К.1.
ДД.ММ.ГГГГ договор социального найма был изменен, права нанимателя указанного жилого помещения приобрела В., в качестве члена семьи нанимателя был включен её брат - К.1.
Таким образом, на момент окончания пребывания в детском доме и достижении возврата 18 лет, истец являлся членом семьи нанимателя жилого помещения - "адрес", закрепленной за ним в соответствии с законодательством. Приходящаяся на истца общая площадь жилого помещения составляла "данные изъяты" кв.м., что значительным образом превышает установленную в городе Салехарде учетную норму жилья в размере 15 кв.м.
Каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания истца в указанном жилом помещении со своей сестрой, материалы дела не содержат.
ДД.ММ.ГГГГ между В. и А. с нотарильно удостоверенного согласия К.1. заключен договор обмена жилыми помещениями, по условиям которого в пользование В. была передана на условиях договора социального найма двухкомнатная "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м., с условием погашения А. задолженности по коммунальным платежам по адресу: "адрес" в сумме "данные изъяты" рубля.
На основании данного договора обмена между администрацией города Салехарда и В. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор социального найма жилого помещения "адрес", в который в качестве члена семьи нанимателя включен истец К.1. Данный договор действовал до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, истец К.1. на момент окончания пребывания в детском доме и достижении возврата 18 лет был обеспечен жилым помещением сверх установленной учетной нормы жилого помещения первоначально по "адрес", а затем квартирой по "адрес", право пользования на которую он приобрел в качестве члена семьи нанимателя, дав свое согласие на обмен жилыми помещениями, то есть, действуя добровольно и осознавая последствия своих действий, поэтому нуждающимся в жилом помещении не являлся и вопреки доводам апелляционного представления оснований для его постановки на учет нуждающихся в жилом помещении не имелось.
То обстоятельство, что решением Салехардского городского суда от 20 мая 2013 года К.1. был выселен из "адрес" с предоставлением другого жилого помещения - комнаты N по "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м. в связи с невнесением платы за жилое помещение и коммунальные услуги в течение более 6 месяцев в общей сумме "данные изъяты" рубля, не является обстоятельством, с которым закон связывает возможность предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом первой инстанции принято решение с учётом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании.
Доводы апелляционного представления ошибочны, основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут повлечь отмену решения суда.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда от 26 августа 2014 года оставить без изменения, а апелляционное представление - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Копия верна: судья суда ЯНАО И.В.Наумов
Ведущий специалист Н.Н.Копейкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.