Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Семенова Н.В.,
судей Спиридонова А.Е., Нестеровой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Романовой К.В. к администрации Канашского района Чувашской Республики о возложении обязанности включить в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с последующей выдачей свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилья вне очереди, о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди, поступившее по апелляционной жалобе представителя Романовой К.В. - Григорьевой И.В. на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 17 июня 2014 года, которым постановлено в иске Романовой К.В. к администрации Канашского района Чувашской Республики о возложении обязанности включить в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с последующей выдачей свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилья вне очереди, о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди отказать.
Заслушав доклад судьи Спиридонова А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Васильев А.И. и Романова К.В. обратились в суд с иском к администрации Канашского района Чувашской Республики, мотивировав свои требования тем, что их сын ФИО с 19 мая 2002 года по 31 августа 2002 года проходил военную службу на территории Чеченской Республики, где погиб при исполнении обязанностей военной службы. С 2003 года истцы являются нуждающимся в улучшении жилищных условий и приняты на учет как члены семьи погибшего ветерана боевых действий. Однако позднее выяснилось, что они состоят на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как инвалиды. 14 января 2014 года они повторно обратились в администрацию Канашского района с заявлением о включении их в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как членов семьи погибшего ветерана боевых действий с момента первоначального обращения, то есть с 2003 года. Однако им в этом было необоснованно отказано.
В суде первой инстанции представитель Васильева А.И. и Романовой К.В. - Григорьева И.В. от иска Васильева А.И. к администрации Канашского района Чувашской Республики о возложении обязанности включить в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с последующей выдачей свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилья вне очереди отказалась, а исковые требования Романовой К.В. поддержала. Представитель администрации Канашского района Чувашской Республики - Леонтьева Е.А. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Определением Канашского районного суда Чувашской Республики от 17 июня 2014 года в связи с отказом от иска производство по делу в части иска Васильева А.И. к администрации Канашского района Чувашской Республики прекращено.
Тогда же суд постановил указанное выше решение, исходя при этом из того, что Романова К.В. членом семьи ветерана боевых действий не является; права на получение меры социальной поддержки в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов у нее не имеется; администрация Канашского района Чувашской Республики не является надлежащим ответчиком по настоящему спору.
Решение обжаловано представителем Романовой К.В. - Григорьевой И.В., которая в апелляционной жалобе поставила вопрос об отмене решения по мотивам несогласия с указанными выводами суда.
В суде апелляционной инстанции представитель Романовой К.В. - Григорьева И.В. апелляционную жалобу поддержала.
Остальные участвующие в деле лица, будучи извещенными по имеющимся в деле почтовым адресам, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Рассмотрев дело согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании решения жилищной комиссии администрации Канашского района Чувашской Республики от 19 июня 2003 года Романова К.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Как следует из искового заявления, в качестве основания своих исковых требований Романова К.В. указала на то, что она является матерью погибшего ветерана боевых действий и имеет право на льготы и преимущества, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Так, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются такие меры социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В силу частей 1, 11, 11.1, 12 ст. 23.2 того же закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления соответствующими полномочиями.
В соответствии с приведенными нормами федерального законодательства, Закон Чувашской Республики от 17.10.2005 N 42 "О регулировании жилищных отношений" установил, что к иным категориям граждан, определенным настоящим Законом в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики, относятся, в том числе, граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года (пункт 4 части 1 статьи 11).
Согласно п. 5 ст. 11.1 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 N 42 порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями гражданам, указанным в пункте 4 части 1 статьи 11 настоящего Закона, определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики.
В соответствии с пунктами 2.1 и 5.3 Порядка предоставления жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам (утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.10.2011 N 469) формирование списков граждан, изъявивших желание получить жилые помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма или получить единовременную денежную выплату, и совместно с ними проживающих членов их семьи (далее - списки) осуществляется органами местного самоуправления. Предоставление жилых помещений гражданам в собственность бесплатно или по договорам социального найма осуществляется на основании решения органа местного самоуправления о предоставлении гражданам жилых помещений.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.
Следовательно, надлежащим ответчиком по иску о возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставить жилое помещение по договору социального найма, является администрация городского (сельского) поселения, на территории которого проживает лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что администрация Канашского района Чувашской Республики не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, что само по себе исключает удовлетворение исковых требований, следует признать правильным.
Необходимо также отметить, что действующее законодательство различает статус членов семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, установленный Федеральным законом от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и категории членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, правовое положение которых регулируется Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
В доказательство обоснованности своих исковых требований истец представил суду удостоверение N ... , выданное военным комиссариатом в том, что он имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих.
Между тем, согласно ст. 28 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах следует признать, что оснований к отмене обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь изложенным, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
оставить без удовлетворения апелляционную жалобу представителя Романовой К.В. - Григорьевой И.В. на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 17 июня 2014 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.