Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Семенова Н. В.,
судей Нестеровой Л. В., Спиридонова А. Е.,
при секретаре Егоровой Т. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Мартьяновой Г. И. и др. к Леонтьеву Ю. Г. о возложении обязанности обеспечить подачу природного газа в квартиры, поступившее по апелляционной жалобе Мартьяновой Г. И., Ялушкиной З. В., Пупиной Э. Э. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 марта 2014 года, которым в удовлетворении исковых требований Мартьяновой Г. И., Ялушкиной З. В., Пупиной Э. Э. к Леонтьеву Ю. Г. о возложении обязанности обеспечить подачу природного газа в квартиры ... отказано.
Заслушав доклад судьи Нестеровой Л. В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мартьянова Г. И., Пупина Э. Э., Ялушкина З. В. каждая самостоятельно обратились в суд с исками к Леонтьеву Ю. Г., в которых с учетом уточнения просили возложить на ответчика обязанность обеспечить подачу природного газа в квартиры соответственно ...
Требование мотивировали тем, что указанные жилые помещения они купили у Леонтьева Ю. Г. на основании договоров купли- продажи. Однако в ходе эксплуатации выяснилось, что весь дом к газовой сети не подключен, т. к. газоснабжающая организация соответствующий проект не утвердила.
Поскольку качество проданных квартир условиям договоров купли- продажи не соответствует, то ответчик обязан устранить этот недостаток.
Определением суда от 18 июня 2012 года дела, возбужденные по указанным искам, объединены в одно производство.
В судебном заседании Мартьянова Г. И., Ялушкина З. В., их представитель иск поддержали в уточненном варианте.
Представитель Леонтьева Ю. Г. требования не признал, ссылаясь на необоснованность.
Пупина Э. Э., Леонтьев Ю. Г., третье лицо- Мартьянов Г. Н., представители третьих лиц- открытого акционерного общества " ... ", общества с ограниченной ответственностью " ... ", муниципального бюджетного учреждения " ... ", Чувашского республиканского отделения общественной организации " ... ", муниципального унитарного предприятия " ... " в судебное заседание не явились.
Судом принято указанное решение, на которое Мартьяновой Г. И., Пупиной Э. Э., Ялушкиной З. В. подана апелляционная жалоба на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности. Они ссылаются на то, что в технических паспортах на квартиры, представленных при заключении договоров купли- продажи, в качестве элемента благоустройства указывалось о наличии в них газа. А, по сути, оказалось, что дом, в котором расположены квартиры, к газопроводу не подключен. Совершая сделки, они осмотрели квартиры и изучили документацию, но не могли и предположить, что газоснабжение квартир не осуществляется в связи с нарушениями, допущенными при строительстве дымоотводов, и другими строительными недостатками.
Представитель ответчика отсутствие газоснабжения в квартирах не отрицал, т. е. признал, что им передана недвижимость, не соответствующая условиям договора о качестве. Именно ответчик, который был заказчиком работ по реконструкции жилого дома, обязан был их завершить, оплатить и представить соответствующую техническую документацию в газоснабжающую организацию.
Изучив дело, рассмотрев его в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, выслушав Мартьянову Г. И., Ялушкину З. В., их представителя- Михайлова К. Г., поддержавших жалобу, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в иске, суд первой инстанции среди прочего исходил из того, что доказательства об отсутствии подачи газа в квартиры, как и того, что этот недостаток возник до передачи жилых помещений, не представлены.
В то же время пришел к выводу, что спорные квартиры не подключены к газовой сети из- за отсутствия технической документации, которую не представила организация, проводившая работы по газификации жилых помещений. При этом для подключения квартир к газопроводу необходимо соблюдение совокупности условий, а именно получение технических условий, заключение договора с основным абонентом, согласие собственника газопровода на подключение.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к противоречивому выводу, одновременно признав, что газоснабжение в квартирах истцов отсутствует, и что наличие этого недостатка не доказано.
Вместе с тем окончательный вывод районного суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска является правильным, и для отмены состоявшегося по делу решения по доводам апелляционной жалобы оснований не имеется.
Как видно из содержания иска и объяснений в судебных заседаниях, истцы просят возложить на ответчика обязанность устранить недостаток, выявленный в жилых помещениях, а именно обеспечить подачу природного газа в квартиры. При этом свое требование обосновали тем, что Леонтьев Ю. Г. фактически продал им товар ненадлежащего качества, т. к. отсутствие газоснабжения ведет к ухудшению потребительских свойств жилья.
Продавец действительно обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли- продажи ( п. 1 ст. 469 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее- ГК РФ)).
В случае передачи продавцом покупателю недвижимости, не соответствующей условиям договора продажи недвижимости о ее качестве, применяются правила ст. 475 ГК РФ, за исключением положений о праве покупателя потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору ( ст. 557 ГК РФ).
А именно, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, среди прочего вправе потребовать от продавца безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок ( п. 1 ст. 475 ГК РФ), в случае существенного нарушения требований к качеству товара вправе отказаться от исполнения договора купли- продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы ( п. 2 ст. 475 ГК РФ).
Указанные положения применительно к спорной ситуации означают, что истцы вправе требовать от ответчика безвозмездного устранения недостатка квартир, купленных ими, если это имущество не соответствует условиям договора продажи недвижимости о его качестве.
Из настоящего дела следует, что Леонтьев Ю. Г.- продавец подписал 11 октября 2010 года договор купли- продажи квартиры с Ялушкиной З. В., 22 ноября 2010 года- с Пупиной Э. Э., а также с Мартьяновой Г. И. и Мартьяновым Г. Н.- покупателями.
Во всех этих сделках указывается, что продавец передал, а покупатели приняли продаваемые квартиры в том качественном и пригодном для проживания состоянии, как она есть на день подписания договора, с имеющимся на момент его подписания санитарно-техническим, электро-, газо- и другим оборудованием.
Покупатели ознакомились с техническим состоянием квартир, которые являются благоустроенными, отвечают санитарным и техническим нормам, и претензий не имеют.
Покупатели осуществляют за свой счет эксплуатацию и ремонт вышеуказанных квартир с соблюдением существующих правил и норм, а также участвуют соразмерно с занимаемой площадью в расходах, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом, в том числе капитальным, всего дома, несут эксплуатационные расходы и расходы, связанные с коммунальными услугами, с момента подписания сделок.
В договоре, подписанном между Леонтьевым Ю. Г. и Пупиной Э. Э., также оговаривается, что состояние квартиры соответствует условиям данной сделки.
На основании указанных договоров истцы право собственности зарегистрировали за собой: Ялушкина З. В.- 21 октября 2010 года, Пупина Э. Э.- 24 ноября 2010 года, Мартьянова Г. И.- 3 декабря 2010 года на ... долю в праве общей долевой собственности.
Согласно ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если указанные правила не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
Исходя из данных правил толкования, по спорным правоотношениям стороны в сделках согласовали качество квартир, которые должны передаваться покупателям в том состоянии, в котором находились на дату подписания договора.
В суде апелляционной инстанции Мартьянова Г. И. объяснила, что жилое помещение она купила в черновой отделке, на дату подписания сделки природный газ в квартиру не поступал. Тот факт, что жилье при покупке она осматривала, что газоснабжения в нем не было, но ответчик обещал о скором подключении газа, подтвердила и Ялушкина З. В.
Изложенное свидетельствует о том, что недвижимость, приобретаемую по договору, истцы осмотрели, на дату подписания сделок им было известно об отсутствии в квартирах газоснабжения. Но они согласились принять их в том качественном и пригодном для проживания состоянии, какие они были на тот день, не предъявив претензий к качеству квартир и их техническому состоянию, которое снижало бы потребительские свойства жилья до уровня, не отвечающего параметрам, согласованным ими ( сторонами) при заключении договоров купли- продажи.
Что касается технических паспортов квартир, в которых указано о наличии газа, то они составлены по состоянию на 20 декабря 2006 года, т. е. задолго до подписания сделок между сторонами, и неотъемлемой частью договоров купли- продажи, предусматривающей условие о качестве квартир, не являются.
Из дела также усматривается, что газоснабжение в квартирах отсутствует из- за того, что внутридомовое газовое оборудование к наружному газопроводу не подключено. Техническая возможность для этого имеется, но для положительного решения вопроса технический надзор должен располагать исполнительно- технической документацией и осмотреть внутридомовое газовое оборудование, которые после устранения недостатков в системе вентиляции ему не представлены.
Как объяснил представитель ответчика, техническую документацию в газоснабжающую организацию не представляет организация, проводившая монтаж внутридомового газового оборудования.
Таким образом, квартиры переданы в состоянии, соответствующем условиям договоров об их качестве, а отсутствие газоснабжения как вида коммунальных услуг недостатком предмета договора купли- продажи, не оговоренным продавцом, не является.
Указанное означает, что в иске следовало отказать по основаниям, изложенным в настоящем определении, и мотивировочную часть обжалованного решения суд апелляционной инстанции изменяет.
По смыслу ч. 1 и 3 ст. 39, ч. 2 ст. 131, ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ( далее- ГПК РФ) право выбора предмета и основания иска принадлежит истцу. Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за их пределы только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Применительно к настоящему делу возможность выйти за пределы заявленных требований федеральным законом не предоставлено, и суд не вправе входить в обсуждение вопроса о возможности защиты прав истцов способом и по основаниям, не указанным в иске.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Мартьяновой Г. И., Ялушкиной З. В., Пупиной Э. Э. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 марта 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.