Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Евлогиевой Т.Н.,
судей БлиновойМ.А., Шумилова А.А.,
при секретаре Михайловой И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Прокопьева В.В. к администрации Цивильского района Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о признании незаконным отказа администрации Цивильского района Чувашской Республики от 05 сентября 2011 г. во включении в состав списка участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и признании за ним права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (в ред. от 08 декабря 2010 г. N342-ФЗ), поступившее по апелляционной жалобе истца Прокопьева В.В. на решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 14 июля 2014 г.
Заслушав доклад судьи БлиновойМ.А., выслушав объяснения истца Прокопьева В.В. и его представителя Прокопьева В.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы на решение суда; представителя ответчика администрации Цивильского района ЧР Варфоломеевой Д.Р., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокопьев В.В. обратился в суд с иском к администрации Цивильского района Чувашской Республики, администрации *** городского поселения Чувашской Республики, Министерству градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании незаконным отказа администрации Цивильского района ЧР во включении в состав списка участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и признании за ним права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (в ред. от 08 декабря 2010 г. N342-Ф3) (л.д.49-51, том 1).
Исковые требования мотивировал тем, что решением Цивильского городского совета депутатов от 27 декабря 1990 г. он был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В период с ДД.ММ.ГГГГ по 29 февраля 2008 г. проходил службу в отделе внутренних дел по ... району Чувашской Республики. Уволен 29 февраля 2008 г. на основании п."в" ч.7 ст.19 Закона РФ "О милиции" в связи с выходом на пенсию по выслуге лет. На момент увольнения общая продолжительность его службы в календарном исчислении составляла ... год ... месяц ... дней, из которых более 10 лет он содержался за счет федерального бюджета. Истец обратился в администрацию Цивильского района Чувашской Республики, представив пакет документов, необходимых для того, чтобы претендовать на включение в список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет федерального бюджета в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Однако, ему было отказано во включении в список участников программы, предложено обратиться в федеральный орган исполнительной власти.
Решением Цивильского районного суда Чувашской Республики от 26 декабря 2011 г. в удовлетворении исковых требований Прокопьева В.В. к администрации Цивильского района Чувашской Республики, администрации Цивильского городского поселения ЧР, Министерству градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании незаконным отказа администрации Цивильского района ЧР во включении в состав списка участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и признании за ним права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (в ред. ФЗ от 08 декабря 2010 г. N342-Ф3) отказано.
Определением Цивильского районного суда Чувашской Республики от 03 марта 2014 г. решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 26 декабря 2011 г. отменено по вновь открывшимся обстоятельствам и рассмотрение дела возобновлено.
При повторном рассмотрении дела истец Прокопьев В.В. неоднократно уточнял исковые требования и круг ответчиков, в окончательном варианте просил суд признать незаконным отказ администрации Цивильского района ЧР от 05 сентября 2011 г. во включении его в Список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и обязать администрацию района включить его с составом семьи из трех человек в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с частью 1 ст.2 Федерального закона N342-Ф3 от 08 декабря 2010 г., пунктом 16 ст.1 Федерального закона N405-ФЗ от 28 декабря 2013 г., п.7 постановления Правительства РФ от 03 февраля 2014 г. N76.
Определением суда от 14 июля 2014 г. производство по делу по иску Прокопьева В.В. к Министерству внутренних дел Чувашской Республики, Министерству финансов Чувашской Республики, Управлению Федерального казначейства по Чувашской Республике прекращено в связи с отказом истца от иска к указанным ответчикам.
В судебном заседании истец Прокопьев В.В. и его представитель Прокопьев В.В.* уточненные исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям. Суду пояснили, что имеются все условия для предоставления Прокопьеву В.В. жилого помещения за счет средств федерального бюджета. Прокопьев В.В. более 20 лет прослужил в органах внутренних дел, из них более 10 лет содержался за счет федерального бюджета, с 1990 года в органе местного самоуправления состоит в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как сотрудник милиции и на общих основаниях.
Представитель ответчика администрации Цивильского района Чувашской Республики Баширова Д.Р. в удовлетворении исковых требований Прокопьева В.В. просила отказать, поскольку в соответствии с п.2.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на обеспечение жилыми помещениями за счет федерального бюджета имеют граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет. Прокопьев В.В. к данной категории граждан не относится, поскольку уволен со службы по выслуге срока службы до достижения предельного возраста пребывания на службе.
Третьи лица *** городское поселение Цивильского района Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, просили о рассмотрении дела без их участия.
Третьи лица Прокопьева Ф.Н. и Прокопьева А.В. на судебное заседание не явились, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело без их участия, исковые требования Прокопьева В.В. поддерживают.
Решением Цивильского районного суда Чувашской Республики от 14 июля 2014 г. в удовлетворении исковых требований Прокопьева В.В. к администрации Цивильского района Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, о признании незаконным отказа администрации Цивильского района ЧР от 05 сентября 2011 г. во включении в состав списка участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и об обязании включить Прокопьева В.В. с составом семьи из трех человек в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с частью 1 ст.2 Федерального закона N342-Ф3 от 08 декабря 2010 года, пунктом 16 ст.1 Федерального закона N405-ФЗ от 28 декабря 2013 года, п.7 постановления Правительства РФ от 03 февраля 2014 года N76, отказано.
На указанное решение суда подана апелляционная жалоба истцом Прокопьевым В.В. по мотивам незаконности и необоснованности. В жалобе заявитель просит решение суда отменить, указывая, что он имеет необходимую выслугу лет для участия в программе получения государственного жилищного сертификата в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" свыше 20 лет, а также в установленном порядке в 1990 году признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, состоит на учете в общем и льготном списке. По мнению истца, при увольнении при выслуге службы в органах внутренних дел свыше 20 лет, он приобрел право быть участником подпрограммы.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Прокопьев В.В. проходил службу в органах внутренних дел РФ с ДД.ММ.ГГГГ по 29 февраля 2008 г., уволен со службы в возрасте ... лет в звании "данные изъяты" по п. "в" ч.7 ст. 19 Закона РФ "О милиции" по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. Выслуга лет в календарном исчислении составила ... год ... месяц ... дней.
Из материалов дела следует, что истец Прокопьев В.В. с составом семьи из 3 человек проживает в квартире "адрес", предоставленной по ордеру, выданному 21 ноября 1990 г. на основании решения Цивильского исполкома городского совета депутатов трудящихся от 20 ноября 1990 г.
На основании решения Цивильского городского совета депутатов от 27 декабря 1990г. Прокопьев В.В. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обстоятельства того, что истец нуждается в улучшении жилищных условий как на момент увольнения со службы, так и на момент рассмотрения дела в суде материалами дела подтверждается, сторонами не оспаривается.
Судом установлено, что Прокопьев В.В. 11 марта 2011 г. обратился в администрацию Цивильского района Чувашской Республики с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения, указав, что в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 г. N342-ФЗ он относится к категории граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лицам, и состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Цивильской городской администрации (л.д.40, 41 том 1).
Письмом от 05 сентября 2011 г. за N ему было отказано во включении в указанный список ввиду того, что граждане, уволенные с военной службы после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилыми помещениями федеральным органом исполнительной власти. Поскольку истец уволен со службы с 29 февраля 2008 г., ему рекомендовано обратиться для решения жилищной проблемы в федеральный орган исполнительной власти (л.д.44 том 1).
Отказывая в удовлетворении исковых требований Прокопьева В.В. о возложении обязанности включить его в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" на получение единовременной выплаты на приобретение или строительство жилья, суд первой инстанции исходил из двух оснований. Во-первых, по Прокопьев В.В. уволен со службы из органов внутренних дел на основании п. "в" ч.7 ст.19 закона "О милиции" по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. Указанное основание увольнения не предусмотрено пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и не дает право быть участником подпрограммы. Во-вторых, по мнению суда, Прокопьев В.В. не стоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в установленном порядке как сотрудник органа внутренних дел в соответствии с утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N1054 "Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", а состоял только в общей очереди на улучшение жилищных условий.
Проверяя доводы апелляционной жалобы о неправильности выводов суда первой инстанции о том, что Прокопьев В.В. не может являться участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы судебная коллегия исходит из следующего.
Пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" закреплено обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 08 декабря 2010 г. N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" распространяются в том числе на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.44 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. N3-ФЗ "О полиции", обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N153 (далее - Правила и Подпрограмма).
Подпунктом "а" пункта 5 Правил предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Согласно Постановлению Кабинета Министров ЧР от 26.10.2011 года N 469 "Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам" жилыми помещениями обеспечиваются граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Таким образом, анализ законодательства, регулирующего спорные правоотношения, позволяет сделать вывод, что необходимым условием реализации указанного права на обеспечение жилым помещением в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы является не только нуждаемость в улучшении жилищных условий, но и основания увольнения сотрудника органа внутренних дел при выслуге службы свыше 10 лет, а также постановка в очереди на улучшение жилищных условий как сотрудника органа внутренних дел. Поскольку истец уволен из органов внутренних дел в возрасте ... лет в звании "данные изъяты" по п. "в" ч.7 ст. 19 Закона РФ "О милиции" по выслуге срока службы, а не по указанным в Федеральном законе от 8 декабря 2010г. 3342-ФЗ основаниям, то выводы суда первой инстанции о том, что истец не может являться участником указанной Подпрограммы федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, являются правильными.
Увольнение сотрудника органов внутренних по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (п. "в" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1) и по п. "б" ст. 58 Положения по достижении предельного возраста, установленного статьей 59 настоящего Положения являются разными основаниями. При этом предельного возраста службы по своему званию 45 лет, установленного статьей 59 указанного Положения, истец Прокопьев В.В. на момент увольнения 29.02.2008г. не достиг, уволен в ... лет по выслуге срока службы.
Также обоснованными являются выводы суда о том, что Прокопьев В.В. не состоял на учете в соответствии с утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N1054 "Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
В связи с тем, что законодательством Российской Федерации определены четкие критерии граждан, сотрудников, уволенных из органов внутренних дел, при наличии которых данные граждане имеют право на обеспечение жилым помещением, а также установлен порядок обращения за реализацией данного права, суд надлежаще не усмотрел нарушений прав заявителя со стороны администрации Цивильского района Чувашской Республики.
Судебная коллегия полагает необходимым также отметить, что в соответствии с Законом Чувашской Республики от 30 ноября 2006г. N55 "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике" отдельными государственными полномочиями" (ч.7 статьи 1) на неограниченный срок делегированными федеральными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в форме предоставления в собственность бесплатно или по договору социального найма граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", или предоставлению им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения наделены органы местного самоуправления поселений и городских округов.
В рассматриваемом случае администрация Цивильского района Чувашской Республики является ненадлежащим ответчиком по требованиям истца о включении его в состав участников Подпрограммы федеральной целевой программы "Жилище", поскольку постановка на учет участников Подпрограммы, ведение списка участников и полномочиями предоставлению им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения не обладает. В уточненной редакции иска Порфирьев В.В. указанные исковые требовании к надлежащему ответчику - администрации *** городского поселения не предъявлял.
По вышеизложенным основаниям судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы стороны истца.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца Прокопьева В.В. на решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 14 июля 2014 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.