Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Блиновой М.А.,
судей Александровой А.В., Агеева О.В.,
при секретаре Кирилловой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску заместителя прокурора Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики в интересах Иванова Ф.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить техническое средство реабилитации - сигнализатор звука цифровой, поступившее по апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 04 июля 2014 года, которым постановлено:
обязать Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики предоставить Иванову Ф.А. ... года рождения, проживающему по адресу: ... техническое средство реабилитации - сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией.
Заслушав доклад судьи Александровой А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах Иванова Ф.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее Минздравсоцразвития ЧР) о возложении обязанности обеспечить инвалида техническим средством реабилитации -сигнализатором звука цифровым с вибрационной и световой индикацией.
В обоснование исковых требований указал, что Иванов Ф.А. является инвалидом ... группы и согласно индивидуальной программе реабилитации, выданной учреждением медико-социальной экспертизы, нуждается в обеспечении техническим средством реабилитации, которым по настоящее время не обеспечен.
Истец Иванов Ф.А. в судебное заседание не явился.
В судебном заседании прокурор Александрова О.Н. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика Минздравсоцразвития ЧР Иванова О.П. исковые требования не признала.
Третье лицо БУ ЧР "Комплексный центр социального обслуживания населения г. Чебоксары" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное представителем ответчика Минздравсоцразвития ЧР на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности. Апеллятор полагает, что обстоятельств, свидетельствующих о нарушении личных неимущественных прав Иванова Ф.А. виновными действиями Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и влекущих его обязанность предоставить ему технические средства реабилитации вне очереди, не имеется.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения прокурора Ивановой И.Г., истца Иванова Ф.А., полагавших решение суда первой инстанции законным и обоснованным, придя к выводу о возможности рассмотрения дела без участия представителя ответчика Минздравсоцразвития ЧР, третьего лица БУ ЧР "Комплексный центр социального обслуживания населения г. Чебоксары" надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав граждан, если они по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности или другим уважительным причинам не могут обратиться в суд.
Согласно ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В силу ст. 11 названного Федерального закона, индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида (далее - ИПР) является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии со ст. 11.1 Закона решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
При рассмотрении дела установлено, что Иванов Ф.А. является инвалидом ... группы по общему заболеванию.
Согласно индивидуальной программе реабилитации Иванов Ф.А. подлежит обеспечению техническим средством реабилитации - сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в пункте 16 которого значится такое техническое средство, как сигнализатор звука.
... 2013 Иванов Ф.А. обратился в БУ "Центр социального обслуживания населения г. Чебоксары" с заявлением об оказании ему государственной услуги по обеспечению сигнализатором звука цифровой с вибрационной и световой индикацией.
В соответствии с п. п. 2 - 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 (далее - Правила), обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Согласно п. 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием); одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
В настоящем случае уполномоченный орган не выполнил обязанность по выдаче Иванову Ф.А. соответствующего направления.
С учетом обстоятельств дела и требований закона, суд первой инстанции правильно сделал вывод о том, что БУ ЧР "Комплексный центр социального обслуживания населения г. Чебоксары" не исполнило возложенные на него законом обязанности по обеспечению Иванова Ф.А. техническими средствами реабилитации, предусмотренными его индивидуальной программой реабилитации инвалида, чем нарушено гарантированное инвалиду законом право на получение технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета.
При этом, учитывая, что право Иванова Ф.А. на получение технических средств реабилитации не оспаривается, ему не может быть отказано в предоставлении таких средств по мотиву недостаточности финансирования из федерального бюджета и связанной с этим невозможностью заключения государственного контракта. Установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, при этом не имеет правового значения, в какой мере органы государственной власти не исполнили обязанность по реализации закона в рамках своих полномочий. Обязанность по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия финансирования таких расходов, иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.
Таким образом, судом первой инстанции постановлено законное и обоснованное решение; представленные доказательства оценены в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 04 июля 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.