Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Евлогиевой Т.Н.,
судей БлиновойМ.А., Шумилова А.А.
при секретаре Михайловой И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Московского района г.Чебоксары в интересах Егорова В.И. к администрации Московского района г.Чебоксары о признании незаконным отказа во включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поступившее по апелляционной жалобе ответчика администрации Московского района г.Чебоксары на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 10 июля 2014 г.
Заслушав доклад судьи БлиновойМ.А., выслушав объяснения представителя ответчика администрации Московского района г.Чебоксары Яковлева Г.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы на решение суда; истца Егорова В.И., прокурора Овчинниковой Н.А., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Московского района г.Чебоксары обратился в суд с иском в интересах Егорова В.И. к администрации Московского района г. Чебоксары с учетом уточнения о признании незаконным отказа от 31 октября 2013 г. во включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого фонда, и возложении обязанности на ответчика включить истца в указанный список.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки выявлены нарушения жилищных прав Егорова В.И., ... года рождения, родители которого решением Московского районного народного суда г.Чебоксары Чувашской АССР от 30 марта 1981 г. лишены родительских прав. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Егоров В.И. воспитывался в КОУ " .1." Минобразования Чувашии и в Республиканском ГОУ " .2." Министерства образования Чувашской Республики. До лишения родительских прав родителей Егорова В.И., он вместе с родителями и сестрами проживал в ... квартире, общей площадью ... кв.м., по адресу: ... В 1996 году между сестрой Егорова В.И. - ФИО1 и ФИО2 был произведен обмен жилыми помещениями, расположенными в квартире "адрес" и комнатой в квартире "адрес" жилой площадью ... кв.м. При этом, администрация Московского района г.Чебоксары в нарушение действовавшего на тот период законодательства не обеспечила сохранность права пользования указанным жилым помещением за Егоровым В.И. и своевременное предоставление ему жилого помещения как сироте вне очереди. Обмен вышеуказанных жилых помещений произведен без ведома администрации Московского района г.Чебоксары, хотя ст. 67 и ст. 127 Кодекса о браке и семье РСФСР указывали на необходимость обмена жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, в которых проживают несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, в том числе временно отсутствовавшие, и являющиеся членами семей нанимателей, только с согласия органа опеки и попечительства. В результате отсутствия контроля со стороны администрации Московского района г.Чебоксары Егоровым В.И. было утрачено право пользования жилым помещением. Постановлением главы администрации Московского района г.Чебоксары от 21 января 2000 г. N Егоров В.И. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен в общую очередь на учет на получение жилой площади. 31 октября 2013 г. истцу неправомерно отказано во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения. Считают данный отказ незаконным, поскольку право на улучшение жилищных условий как лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у истца возникло после окончания "данные изъяты" в ... году, ему как сироте предоставлено койко-место в общежитии и он в 2000г. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в общую очередь.
В судебном заседании прокурор Маслюк Н.И., истец Егоров В.И. исковые требования поддержали по изложенным основаниям. Егоров В.И. дополнительно суду пояснил, что после окончания "данные изъяты" он оказался на улице, в 1999г. администрация Московского района г.Чебоксары предоставила ему, как сироте, койко-место в общежитии. После предоставления койко-место в общежитии он встал на учёт для получения благоустроенного жилья. В администрации Московского района г.Чебоксары знали, что он является сиротой. Встав на учёт для получения жилья, он полагал, что получит жилье как сирота во внеочередном порядке, но до настоящего времени жильем не обеспечен.
Представитель ответчика администрации Московского района г.Чебоксары Яковлев Г.М. исковые требования не признал, указав, что согласно ст.14 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона N159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" распространяется на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу Федерального закона N15, в случае если дети-сироты не реализовали принадлежащие им право на обеспечение жилыми помещениями. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время старше 23 лет не могут быть включены в списки на обеспечение жильём в связи с отсутствием правоотношения.
Представитель третьего лица администрации г.Чебоксары Павлова А.Н. в удовлетворении исковых требований просила отказать, пояснив суду, что Егоров В.И. с 2000 года состоит на учёте нуждающихся в жилом помещении по списку "Общий". До 2013 года документы о том, что он относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представлены не были. В соответствии с действующим законодательством, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей старше 23 лет, не могут быть включены в списки на обеспечение жильём.
Решением Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 10 июля 2014 г. постановлено:
"Исковые требования прокурора Московского района г. Чебоксары удовлетворить: признать незаконным отказ администрации Московского района г. Чебоксары Егорову В.И. во включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных помещений, детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Возложить обязанность на администрацию Московского района г.Чебоксары включить Егорова В.И. в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных помещений, детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На указанное решение суда подана апелляционная жалоба ответчиком администрацией г.Чебоксары по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав объяснения представителя ответчика администрации Московского района г.Чебоксары Яковлева Г.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы на решение суда; истца Егорова В.И., прокурора Овчинниковой Н.А., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.), абзацу 4 статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2013 г., детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п.2 ст.4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Установлено, что Егоров В.И., ... года рождения, был признан лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку его родители лишены родительских прав на основании решения Московского районного суда г.Чебоксары от 30 марта 1981 г. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Егоров В.И. воспитывался в детских домах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Чувашской Республики. С ... г. по ... г. истец обучался в "данные изъяты".
На основании постановления главы администрации Московского района г.Чебоксары от 27 августа 1999 г. N Егорову В.И. предоставлена жилая площадь ... кв.м. (койко-место) в муниципальном общежитии, расположенном по адресу: ... (л.д.82-85). До настоящего времени истец проживает в указанной муниципальной комнате.
В январе 2000 года Егоров В.И. обратился в администрацию Московского района г.Чебоксары с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановлением главы администрации Московского района г.Чебоксары от 21 января 2000 г. N он поставлен на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по списку "Общий" под N ...
Администрацией Московского района г. Чебоксары в постановке истца на учет для внеочередного предоставления жилья специализированного жилищного фонда по его заявлениям от октября 2013г. и февраля 2014г. было отказано ввиду превышения на момент обращения заявителя возраста 23 лет.
Разрешая спор о признании незаконным отказа во включении истца в список детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, суд первой инстанции указал, что несмотря на возложенные законом на орган опеки и попечительства Московского района г.Чебоксары обязанности, администрация не приняла должных мер по постановке Егорова В.И. на учёт в качестве нуждающегося в обеспечении жильем по категории лиц и числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей несмотря на обращение истца до достижения возраста 23 лет. При этом суд исходил из того, что предоставив истцу койко-место в муниципальном общежитии в комнате общей площадью ... кв.м., администрация Московского района г.Чебоксары фактически признала его право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, однако предоставленное койко-место в общежитии не отвечало требованиям жилищного законодательство о предоставлении благоустроенного жилого помещения, при этом администрация района ограничилась включением истца в общую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В разъяснениях, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сохраняют право на внеочередное предоставление жилой площади, при достижении возраста 23 лет, только если они встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения указанного возраста. Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма подлежит удовлетворению.
Судом достоверно установлено, что имел место факт обращения истца до достижения им 23-летнего возраста в компетентный орган для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. При этом, как следует из материалов дела истец, будучи лицом, оставшимся без попечения родителей, был обеспечен во внеочередном порядке только "койко-местом" в муниципальном общежитии, в январе 2000-го года поставлен в общую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. В самой апелляционной жалобе ответчик указал, что истец был поставлен в общую очередь под N ... , в постановке Егорова В.И. на учет как сироты было отказано ввиду отсутствия полного перечня документов, необходимых для постановки на соответствующий учет. Вместе с тем материалами дела подтверждается о наличии в администрации Московского района г. Чебоксары сведений о том, что Егоров В.И. являлся лицом, оставшимся без попечения родителей, воспитывался в детском доме, находился на государственном обеспечении. Судебная коллегия полагает, что неисполнение должностными лицами органов местного самоуправления своих должностных обязанностей, не должно препятствовать реализации законных прав истца на обеспечение жильем.
Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом РФ от 24.04.2008 г. N48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из положений вышеназванных норм, судебная коллегия находит правильным вывод суда об удовлетворении исковых требований Егорова В.И., поскольку на момент признания нуждающимся в жилом помещении, постановки на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилых помещениях в 2000 г. Егоров В.И. относился к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и до настоящего времени не реализовал право на получение по договору социального найма жилого помещения, в том числе по вине органа опеки попечительства, функции которого выполняла администрация Московского района г. Чебоксары.
Доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда в указанной части, являются несостоятельными по изложенным выше мотивам.
Ссылки в жалобе на пропуск заявителем трехмесячного срока для обжалования отказа администрации Московского района г.Чебоксары необоснованные, поскольку дело судом рассматривалось в порядке искового производства, так как между сторонами по делу имеет место спор о праве Егорова В.И., имеющего статус лица, оставшегося без попечения родителей, на внеочередное предоставление жилого помещения. Кроме того, из материалов дела следует, что Егоров В.И. неоднократно обращался в администрацию Московского района г. Чебоксары с заявлением о включении в список лиц, оставшихся без попечения родителей для предоставления благоустроенного жилого помещения, в том числе в феврале 2014г.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика администрации Московского района г. Чебоксары на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 10 июля 2014 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.