Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Бабугоева Л.М. при секретаре Чипчиковой Ф.К.,
с участием представителя Управления Федеральной Миграционной службы по Кабардино-Балкарской Республики Дидановой И.Р., действующей по доверенности N МС/4014 от 13 мая 2014 года, инспектора отдела иммиграционного контроля Управления Федеральной Миграционной службы России по Кабардино-Балкарской Республики Жилова А.А. и Аталиковой Ф.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу начальника Управления Федеральной Миграционной службы по Кабардино-Балкарской Республики Тленшева М.Х. на постановление судьи Чегемского районного суда от 30 мая 2014 года, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Аталиковой Фатимат Галиевны,
УСТАНОВИЛ:
13 мая 2014 года инспектором отдела иммиграционного контроля Управления Федеральной Миграционной службы России по Кабардино-Балкарской Республики (далее УФМС России по КБР) Жиловым А.А. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях N 004634 в отношении Аталиковой Фатимат Галиевны, из которого следует, что 13 мая 2014 года в 11 часов 30 минут при проверке соблюдения норм миграционного законодательства Российской Федерации было установлено, что Аталикова Фатимат Галиевна, 1958 года рождения, путем фактического допуска к работам в селении Нартан, по ул.Тенгизова 141, привлекла к трудовой деятельности в качестве строителя - штукатура гражданина Узбекистана Тажиева Хайрулла Каландаровича, 1976 года рождения, не имеющего разрешение на работу, либо патента (л.д.3).
Определением начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по КБР Бугова А.Х. от 14 мая 2014 протокол об административном правонарушении N 004634 в отношении Аталиковой Ф.Г. и другие материалы дела были направлены в Чегемский районный суд Кабардино-Балкарской Республики для рассмотрения по существу (л.д.2).
В судебном заседании Аталикова Ф.Г. не признала себя виновной, заявив, что земельный участок по адресу: "адрес" и расположенные на нем строения принадлежат на праве собственности ее отцу Махову Г.М., он и привлек Тажиева Х.К. к ремонтным работам, она к этому отношений не имела. Протокол об административном правонарушении N 004634 был составлен в отношении нее инспектором отдела иммиграционного контроля УФМС России по КБР Жиловым А.А. незаконно.
Постановлением судьи Чегемского районного суда от 30 мая 2014 года производство по делу об административном правонарушении предусмотренном по частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Аталиковой Ф.Г. прекращено, за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения (л.д.22-23).
В жалобе, поданной 11 июня 2014 года в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Чегемский районный суд Кабардино-Балкарской Республики, начальник Управления федеральной миграционной службы по Кабардино - Балкарской Республике Тленшев М.Х. просит отменить постановление судьи и признать Аталикову Ф.Г. виновной в инкриминируемом ей деянии.
В жалобе указано что, на момент проверки 12 мая 2014 года разрешительных документов на трудовую деятельность на территории Российской Федерации у гражданина Узбекистана Тажиева Х.К. не имелось, он был фактически допущен к работе в частном домовладении "адрес", что, по мнению заявителя, подтверждается его объяснениями и объяснениями граждан Узбекистана Нуррадинова X. и Атажанова И., также работавшими в домовладении селения "адрес" (л.д.29-32).
В судебном заседании представитель УФМС России по КБР Диданова И.Р. поддержала жалобу по обстоятельствам, изложенным в ней и просила удовлетворить ее.
Аталикова Ф.Г., считая доводы жалобы необоснованными, просила суд отклонить ее, заявив суду, что граждани Узбекистана, в том числе и Тажиева Х.К. к строительным работам в домовладении N 141 по ул. Тенгизова в с. Нартан привлек ее отец Махов Г.М., являющийся собственником указанного домовладения, она сама к этому отношений не имела, хотя и оказывала своему отцу содействие в обустройстве его жизни и была знакома с указанными гражданами Узбекистана. 13 мая 2014 года инспектор отдела иммиграционного контроля УФМС России по КБР Жилов А.А. незаконно составил в отношении нее протокол об административном правонарушении N 004634, она подписала его, поверив его словам о формальности данного документа.
Изучив доводы жалобы, возражения Аталиковой Ф.Г. на жалобу, проверив материалы дела, выслушав Аталикову Ф.Г., представителя УФМС России по КБР Диданову И.Р., инспектора УФМС России по КБР Жилова А.А., нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом. Санкцией части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно пункту 1 Примечаний к названной норме под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Пункт 2 Примечаний предусматривает, что в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статьей 13.3 которого регулируются особенности трудовой деятельности иностранных граждан у физических лиц. Граждане Российской Федерации имеют право привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - трудовая деятельность у физических лиц), законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть1 статья 13.3).
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения составляют действия (бездействия) работодателя, нарушение правила о приеме на работу иностранного гражданина.
Таким образом, одним из обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, является кем именно допущены к работе иностранные граждане, не имевшие к моменту начала работ патента.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 24.1 Кодекса предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 данного Кодекса по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее действия (бездействие), за которые этим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность такого лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно это лицо совершило административное правонарушение. Всестороннее, полное и объективное рассмотрения административного дела возможно только при правильном выяснении вопроса о виновности привлекаемого к ответственности лица.
По настоящему делу из протокола об административном правонарушении N 004634, составленного 13 мая 2014 года в помещении по адресу: "адрес" следует, что 12 мая 2014 года Аталикова Ф.Г. путем фактического допуска к трудовой деятельности в виде строительных работ в домовладении, расположенном в селении "адрес", привлекла, в качестве строителя -штукатура гражданина Узбекистана Тажиева Х.К., ДД.ММ.ГГГГ, не имеющего разрешение на работу, либо патента.
Аталикова Ф.Г. не признала себя виновной в инкриминируемом ей деянии и заявила, что земельный участок по адресу: селении Нартан, по "адрес" и расположенные на нем строения принадлежат на праве собственности ее отцу Махову Г.М., отношений к допуску Тажиева Х.К. и других граждан Узбекистана к строительным работам по указанному адресу не имела, допуск был осуществлен ее отцом Маховым Г.М.
Доказательств, опровергающих эти утверждения Аталиковой Ф.Г. и подтверждающих достоверно привлечение ею к трудовой деятельности Тажиева Х.К., не имеющего разрешение на работу, либо патента, по делу не представлено.
Факт принадлежности на праве собственности приусадебного земельного участка по адресу: КБР, "адрес", селение Нартан, "адрес" Махову Г.М. подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 23 мая 2012 года (л.д. 19). Из приобщенной к материалам дела копии информационного листа УФМС о лице, пребывающем на территории Российской Федерации следует, что принимающей стороной гражданина Узбекистана Тажиева Х.К. является Махов Г.М. (л.д.45-47).
Постановлением начальника отдела иммиграционного контроля Управления Федеральной Миграционной службы России по Кабардино-Балкарской Республики N1069 от 13 мая 2014 года гражданин Узбекистана Тажиев Х.К. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, однако ни в данном постановлении, ни в протоколе об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого вынесено постановление, нет данных о лице, допустившем незаконное привлечение его к трудовой деятельности (л.д.37-40).
Не состоятельна ссылка заявителя жалобы на письменные объяснения граждан Узбекистана Нуррадинова X. и Атажанова И., поскольку из данных объяснений следует, что указанные лица работали в домовладении селения Нартан, "адрес", " хозяйкой" которого они считали Аталикову Ф.Г., однако из них не следует, что Аталикова Ф.Г. является лицом, допустившим их к трудовой деятельности, к тому же, как установлено домовладение Аталиковой Ф.Г. не принадлежит.
Собранным по настоящему делу доказательствам судом первой инстанции дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вывод судьи Чегемского районного суда Кабардино - Балкарской Республики о недоказанности вины Аталиковой Ф.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и обоснованным.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Чегемского районного суда от 30 мая 2014 года оставить без изменения, а жалобу начальника Управления Федеральной Миграционной службы по Кабардино-Балкарской Республике Тленшева М.Х. - без удовлетворения.
Судья Л.М. Бабугоева
Копия верна:
Судья Верховного Суда КБР Л.М. Бабугоева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.