Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Савкуева З.У.
судей Бейтуганова А.З. и Хамирзова М.Х.
при секретаре Дауровой А.Х.
с участием прокурора Дацерхоевой З.С. и представителя Министерства финансов КБР Хамизовой Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Савкуева 3.У. гражданское дело по иску прокурора Прохладненского района КБР в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному казённому образовательному учреждению "СОШ с. Красносельского" Прохладненского района КБР, к Местной администрации Прохладненского муниципального района КБР, к Министерству финансов КБР, к Министерству образования и науки КБР и к Муниципальному учреждению "Управление образования администрации Прохладненского муниципального района КБР" о возложении обязанности по обеспечению образовательного учреждения учебной литературой,
по апелляционной жалобе Министерства финансов КБР на решение Прохладненского районного суда КБР от 27 мая 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Прохладненского района КБР в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Прохладненский районный суд КБР с иском и последующими уточнениями:
- об обязании Министерства финансов КБР в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства Министерству образования и науки КБР в размере необходимом для предоставления субвенции в бюджет Прохладненского муниципального района КБР для полной укомплектованности библиотечного фонда МКОУ "СОШ с. Красносельского" Прохладненского муниципального района КБР учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной обязательной программы в соответствии с Федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников, утвержденным Министерством образования и науки РФ;
- обязании Министерства образования и науки КБР в течение одного месяца с момента выделения денежных средств Министерством финансов КБР выделить в бюджет Прохладненского муниципального района КБР субвенцию в размере, необходимом для полной укомплектованности библиотечного фонда МКОУ "СОШ с. Красносельского" Прохладненского муниципального района КБР учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной обязательной программы в соответствии с Федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников, утвержденным Министерством образования и науки РФ;
- обязании местной администрации Прохладненского муниципального района КБР в течении пятнадцати дней с момента поступления субвенции из Министерства образования и науки КБР перечислить субвенцию в полном объеме МУ "Управление образования местной администрации Прохладненского муниципального района КБР";
- обязании МУ "Управление образования местной администрации Прохладненского муниципального района КБР" в течении пятнадцати дней с момента поступления денежных средств из местной администрации Прохладненского муниципального района КБР перечислить их в полном объеме МКОУ "СОШ с. Красносельского" Прохладненского муниципального района КБР;
- обязании МКОУ "СОШ с. Красносельского" Прохладненского муниципального района КБР в течение двух месяцев со дня поступления денежных средств из МУ "Управление образования местной администрации Прохладненского муниципального района КБР" обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной обязательной программы в соответствии с Федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников, утвержденным Министерством образования и науки РФ.
В обоснование заявленного иска прокурор Прохладненского района КБР указал, что была проведена проверка исполнения законодательства при реализации программ модернизации систем образования.
В ходе проверки было установлено, что в 2013-2014 учебном году в 19 общеобразовательных учреждениях Прохладненского муниципального района КБР обучается 4820 учащихся. Потребность образовательных учреждений района в 2013-2014 учебном году в средствах на приобретение учебников для обеспечения всех обучающихся составляет 0 рублей.
В рамках Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N N, заключенного между Министерством образования и науки КБР и местной администрацией Прохладненского муниципального района КБР в целях реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования КБР Прохладненскому муниципальному району КБР в 2013 году было выделено 0 рублей для пополнения фондов школьных библиотек.
Из республиканского бюджета для пополнения фондов библиотек общеобразовательных учреждений района было выделено 0 рублей.
Данные средства были освоены в рамках консолидированных закупок, проведенных Министерством образования и науки КБР.
Вместе с тем, обеспеченность учащихся средних школ Прохладненского муниципального района КБР учебниками и учебными материалами в учебном году 2013 - 2014 составила от 6% до 65%. В среднем по Прохладненскому району КБР обеспеченность учебниками и учебными пособиями по состоянию на 21 ноября 2013 года составила 28,3%. Данные факты администрациями образовательных учреждений и МКУ "Управление образования местной администрации Прохладненского муниципального района КБР" не оспариваются.
В частности, укомплектованность библиотечного фонда МКОУ "СОШ с. Красносельского" составляет 18% (9550 учебников и учебных пособий).
Вместе с тем, бездействие местной администрации Прохладненского муниципального района КБР и МКОУ "СОШ с. Красносельского" противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права граждан неопределенного круга лиц.
Несмотря на установленную действующим законодательством обязанность образовательных учреждений обеспечить наличие учебных материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы, МКОУ "СОШ с. Красносельского" не обеспечило оснащение образовательного процесса, не имеет обеспеченность бесплатными учебниками на 100% учащихся по всем обязательным предметам.
Решением Прохладненского районного суда КБР от 27 мая 2014 года заявленные исковые требования прокурора Прохладненского района КБР удовлетворены.
Не согласившись с этим решением, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, Министерством финансов КБР подана апелляционная жалоба, в которой просит решение Прохладненского районного суда КБР от 27 мая 2014 года отменить в части обязать Министерство финансов КБР в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу выделить субвенцию в бюджет Прохладненского муниципального района КБР в размере необходимом для полной укомплектованности библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной обязательной программы и принять по делу новое решение по следующим основаниям.
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств.
Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.
Главным распорядителем бюджетных средств для местной администрации Прохладненского муниципального района КБР выступает Министерство образования и науки КБР, которое направляет субвенции республиканского бюджета в местную администрацию Прохладненского муниципального района КБР, а для бюджетополучателя, в данном случае МКОУ "СОШ с. Красносельского" главным распорядителем бюджетных средств является муниципальное учреждение "Управление образования местной администрации Прохладненского муниципального района КБР".
Кроме того, Закон КБР от 07 февраля 2011 года N11-РЗ "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Кабардино-Балкарской Республике" гласит, что КБР имеет собственный бюджет - республиканский бюджет КБР и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда Кабардино-Балкарской Республики, предназначенные для исполнения расходных обязательств КБР.
Так, 28 декабря 2012 года принят Закон КБР N101-РЗ (ред. от 31.10.2013) "О республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", в соответствии с которым и выделяются ассигнования бюджетополучателям.
Министерством образования и науки КБР получены все денежные средства, предусмотренные указанным Законом, никаких претензий со стороны Министерства образования и науки КБР по недофинансированию не поступало.
По состоянию на 01 января 2014 из республиканского бюджета КБР Прохладненскому муниципальному району КБР в 2013 году выделено ассигнований в размере 0 рублей, вместо утвержденных на 2013 год 0 рублей. Таким образом, размер ассигнований, выделяемых Прохладненскому муниципальному району КБР в 2013 году увеличен.
Данный факт также подтверждается ответом главы местной администрации Прохладненского муниципального района КБР о выделении ассигнований Прохладненскому муниципальному району КБР из республиканского бюджета КБР - субвенции на образование в размере 0 рублей, в том числе расходы по обеспечению образовательного процесса, включающие приобретение учебников, учебно-наглядных пособий и т.д.
В течение 2013 года Прохладненскому муниципальному району КБР дополнительно было выделено субвенций в размере 0 рублей.
Вместе с тем, средства субвенции, направленные на учебные расходы были перераспределены в полном объеме на оплату труда работников.
Указанное перераспределение учебных расходов проведено по согласованию с Министерством образования и науки КБР.
В Министерство финансов КБР с согласованием о перераспределении учебных расходов никто не обращался, никаких рекомендаций главам администраций муниципальных образований Министерство финансов КБР не направляло.
Министерство финансов КБР исполнило свои обязательства по выделению Министерству образования и науки КБР денежных средств для Прохладненского муниципального района КБР в размере, заложенном в Законе КБР N101-РЗ от 28 декабря 2012 (ред. от 31.10.2013) "О республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерства финансов КБР и.о. прокурора Прохладненского района КБР просит решение Прохладненского районного суда КБР от 27 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Савкуева З.У., изучив материалы гражданского дела, обсудив в отсутствие надлежащим образом извещённых, но не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, доводы апелляционной жалобы, подержанные представителем Министерства финансов КБР Хамизовой Т.О., доводы возражений, поддержанных прокурором Дацерхоевой З.С., Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК Российской Федерации) основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении дела судом не допущено.
Разрешая дело, суд первой инстанции правильно определил и в достаточной степени исследовал юридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую оценку. Изложенные в решении суда выводы соответствуют материалам и обстоятельствам дела.
Право прокурора обратится в суд с иском установлено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу частей 2 и 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование в Российской Федерации является обязательным. Государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации " гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Статьей 35 Закона предусмотрено бесплатное предоставление обучающимся по основным образовательным программам в пользование на время получения образования учебников и учебных пособий в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (часть 1 указанной статьи).
В силу подпункта 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из смысла указанных норм следует, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Праву на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях корреспондирует обязанность субъекта РФ по обеспечению государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного образования, которая может быть прекращена только путем ее исполнения.
Судом установлено, и это не оспаривается в апелляционной жалобе, признано на заседании Судебной коллегии, что библиотечный фонд Муниципального казённого образовательного учреждения "СОШ с. Красносельского" Прохладненского муниципального района КБР не укомплектован необходимым количеством учебных материалов по учебным предметам основной образовательной программы ввиду недостаточного финансирования расходов на приобретение необходимого количества учебных материалов. В связи с этим суд, руководствуясь приведёнными нормами закона, обосновано пришёл к выводу о необходимости возложения на Министерство финансов КБР обязанности выделить денежные средства Министерству образования и науки КБР в размере, необходимом для предоставления субвенции в бюджет Прохладненского муниципального района КБР для полного укомплектования библиотечного фонда Муниципального казённого образовательного учреждения "СОШ с. Красносельского" Прохладненского муниципального района КБР учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной обязательной программы.
Исходя из этого, судебная коллегия полагает, что спор разрешен судом правильно.
Ссылки в жалобе на то, что Министерство финансов КБР свои обязанности по выделению Министерству образования и науки КБР субвенции на образование выполнило в полном объёме, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку доказательств, подтверждающих обоснованность подобных утверждений, суду не представлено. Между тем, в соответствии с закреплёнными в статье 123 Конституции Российской Федерации и в статье 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принципами состязательности и равноправия сторон в гражданском процессе, с закреплёнными в статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации положениями о том, что каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, утверждая о том, что необходимые расходы по приобретению учебников Министерством финансов КБР профинансированы, не доказаны. Министерство финансов КБР не представило как того требуют положения статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, подтверждающих факт выделения субвенций в объёме, достаточном для требуемого заполнения библиотечного фонда Муниципального казённого образовательного учреждения "СОШ с. Красносельского" Прохладненского муниципального района КБР учебными материалами по учебным предметам основной образовательной программы, ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции, не представлено.
Кроме того, ни в материалах дела, ни в апелляционной жалобе не содержится сведений, которые бы опровергали выводы суда об отсутствии полной обеспеченности учащихся учебниками, достаточности проведённого финансирования для реального обеспечения выполнения требований федерального стандарта.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что отсутствие либо недостаточное количество необходимых денежных средств, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для ущемления гарантированных законом прав несовершеннолетних на общедоступное и бесплатное образование. В связи с этим судебная коллегия считает изложенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены или изменения решения суда.
Не может повлечь отмены обжалуемого решения и ссылка автора апелляционной жалобы на решением Нальчикского городского суда КБР от 06 сентября 2013 года, которым на Министерство образования и науки КБР возложена обязанность по обеспечению учебными пособиями школьные библиотеки городского округа Прохладный, поскольку Муниципальное казённое образовательное учреждение "СОШ с. Красносельского" Прохладненского муниципального района КБР не относится к числу образовательных учреждений городского округа Прохладный.
Доводы апелляционной жалобы, тождественные содержащимся в возражениях Министерства финансов КБР на исковое заявление, судом первой инстанции исследованы. Этим доводам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные прокурором требования, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и постановил законное и обоснованное решение. Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Исходя из этого, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд правильно разрешил спор, вынес законное и обоснованное решение, не допустил тех нарушений, которые указаны в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Прохладненского районного суда КБР от 27 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов КБР оставить без удовлетворения.
Председательствующий З.У. Савкуев
судьи А.З. Бейтуганов
М.Х. Хамирзов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.