Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Кучукова О.М.
судей Савкуева З.У. и Бейтуганова А.З.
при секретаре Дауровой А.Х.
с участием прокурора Дацерхоевой З.С. и представителя Министерства финансов КБР Хамизовой Т.О.
по докладу Кучукова О.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Прохладненского района КБР в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному казённому образовательному учреждению "СОШ с. Учебного" Прохладненского района КБР, к Местной администрации Прохладненского муниципального района КБР, к Министерству финансов КБР, к Министерству образования и науки КБР и к Муниципальному учреждению "Управление образования администрации Прохладненского муниципального района КБР" о возложении обязанности по обеспечению образовательного учреждения учебной литературой
по апелляционной жалобе Министерства финансов КБР
на решение Прохладненского районного суда КБР от 27 мая 2014 года.
Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Утверждая о том, действующим законодательством предусматривается обязанность образовательных учреждений обеспечить на 100% учебным материалом учащихся по всем обязательным предметам основной образовательной программы, а в ходе проведения Прокуратурой Прохладненского района КБР проверки исполнения законодательства при реализации программ модернизации систем образования установлено, что в 2013-2014 учебном году укомплектованность библиотечного фонда Муниципального казённого образовательного учреждения "СОШ с. Учебного" Прохладненского муниципального района КБР, составляет 62 % (2 270 учебников и учебных пособий), прокурор Прохладненского района КБР обратился в Прохладненский районный суд КБР с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором просит обязать Министерство финансов КБР в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства Министерству образования и науки КБР в размере, необходимом для предоставления субвенции в бюджет Прохладненского муниципального района КБР для полной укомплектованности библиотечного фонда Муниципального казённого образовательного учреждения "СОШ с. Учебного" Прохладненского муниципального района КБР учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной обязательной программы в соответствии с Федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации; обязать Министерство образования и науки КБР в течение одного месяца с момента выделения денежных средств Министерством финансов КБР выделить в бюджет Прохладненского муниципального района КБР субвенцию в размере, необходимом для полной укомплектованности библиотечного фонда Муниципального казённого образовательного учреждения "СОШ с. Учебного" Прохладненского муниципального района КБР учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной обязательной программы в соответствии с Федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников, утвержденным Министерством образования и науки РФ; обязать местную администрацию Прохладненского муниципального района КБР в течение пятнадцати дней с момента поступления субвенции из Министерства образования и науки КБР перечислить субвенцию в полном объеме МУ "Управление образования местной администрации Прохладненского муниципального района КБР"; обязать МУ "Управление образования местной администрации Прохладненского муниципального района КБР" в течение пятнадцати дней с момента поступления денежных средств из местной администрации городского округа Прохладный КБР перечислить их в полном объеме Муниципальному казённому образовательному учреждению "СОШ с. Учебного" Прохладненского муниципального района КБР; обязать Муниципальное казённое образовательное учреждение "СОШ с. Учебного" Прохладненского муниципального района КБР в течение двух месяцев со дня поступления денежных средств из МУ "Управление образования местной администрации Прохладненского муниципального района КБР" обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной обязательной программы в соответствии с Федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации.
Возражая относительно заявленного иска, представитель Министерства финансов КБР утверждает, что Министерство финансов КБР свои обязанности по выделению Министерству образования и науки КБР субвенции на образование выполнило в полном объёме. Со стороны главного распорядителя денежными средствами в лице Министерства образования и науки КБР претензии по недофинансированию указанных прокурором программ не заявлялись. Считая заявленный иск в части возложения на Министерство финансов КБР обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства Министерству образования и науки КБР в размере, необходимом для предоставления субвенции в бюджет Прохладненского муниципального района КБР для полной укомплектованности библиотечного фонда Муниципального казённого образовательного учреждения "СОШ с. Учебного" Прохладненского муниципального района КБР учебниками и учебными пособиями, необоснованным просил в его удовлетворении отказать.
Решением Прохладненского районного суда КБР от 27 мая 2014 года исковые требования прокурора Прохладненского района КБР удовлетворены.
Не согласившись с решением суда в части возложения на Министерство финансов КБР в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить субвенцию в бюджет Прохладненского муниципального района КБР, Министерство финансов КБР подало на решение суда апелляционную жалобу, в которой, требуя о его отмене в обжалуемой части, наряду с доводами, изложенными в возражениях на иск, указало следующее.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 06 сентября 2013 года на Министерство образования и науки КБР по иску прокурора г.о. Прохладный КБР уже возложена обязанность по обеспечению учебными пособиями школьные библиотеки городского округа Прохладный, в силу чего возложение на Министерство финансов КБР повторно такой же обязанности не соответствует закону.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Прохладненского района КБР, считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу Министерства финансов КБР оставить без удовлетворения.
Извещённые о месте и времени рассмотрения дела Муниципальное казённое образовательное учреждение "СОШ с. Учебного" Прохладненского района КБР, Местная администрация Прохладненского муниципального района КБР, Министерство образования и науки КБР и Муниципальное учреждение "Управление образования администрации Прохладненского муниципального района КБР" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о причинах их неявки не сообщили, требований об отложении судебного разбирательства дела не заявили. В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КБР Кучукова О.М., осудив доводы апелляционной жалобы, поддержанной представителем Министерства финансов КБР Хамизовой Т.О., доводы возражений, поддержанных прокурором Дацерхоевой З.С., судебная коллегия находит апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения, а решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие изложенных в решении суда выводов обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение судом норм материального или процессуального права. При разрешении дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, надлежаще их исследовал, сделал выводы, соответствующие установленным обстоятельствам и исследованным доказательствам, правильно истолковал и применил материальный закон и не допустил существенных нарушений норм процессуального права, ставящих под сомнение законность принятого решения.
Право прокурора обратится в суд с иском установлено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу частей 2 и 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование в Российской Федерации является обязательным. Государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации " гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Статьей 35 Закона предусмотрено бесплатное предоставление обучающимся по основным образовательным программам в пользование на время получения образования учебников и учебных пособий в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (часть 1 указанной статьи).
В силу подпункта 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из смысла указанных норм следует, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Праву на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях корреспондирует обязанность субъекта РФ по обеспечению государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного образования, которая может быть прекращена только путем ее исполнения.
Судом установлено, и это не оспаривается в апелляционной жалобе, признано на заседании судебной коллегии, что библиотечный фонд Муниципального казённого образовательного учреждения "СОШ с. Учебного" Прохладненского муниципального района КБР не укомплектован необходимым количеством учебных материалов по учебным предметам основной образовательной программы ввиду недостаточного финансирования расходов на приобретение необходимого количества учебных материалов. В связи с этим суд, руководствуясь приведёнными нормами закона, обосновано пришёл к выводу о необходимости возложения на Министерство финансов КБР обязанности выделить денежные средства Министерству образования и науки КБР в размере, необходимом для предоставления субвенции в бюджет Прохладненского муниципального района КБР для полного укомплектования библиотечного фонда Муниципального казённого образовательного учреждения "СОШ с. Учебного" Прохладненского муниципального района КБР учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной обязательной программы.
Исходя из этого, судебная коллегия полагает, что спор разрешен судом правильно.
Ссылки в жалобе на то, что Министерство финансов КБР свои обязанности по выделению Министерству образования и науки КБР субвенции на образование выполнило в полном объёме, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку доказательств, подтверждающих обоснованность подобных утверждений, суду не представлено. Между тем, в соответствии с закреплёнными в статье 123 Конституции Российской Федерации и в статье 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принципами состязательности и равноправия сторон в гражданском процессе, с закреплёнными в статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации положениями о том, что каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, утверждая о том, что необходимые расходы по приобретению учебников Министерством финансов КБР профинансированы, не доказаны. Министерство финансов КБР не представило как того требуют положения статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, подтверждающих факт выделения субвенций в объёме, достаточном для требуемого заполнения библиотечного фонда Муниципального казённого образовательного учреждения "СОШ с. Учебного" Прохладненского муниципального района КБР учебными материалами по учебным предметам основной образовательной программы, ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции, не представлено.
Кроме того, ни в материалах дела, ни в апелляционной жалобе не содержится сведений, которые бы опровергали выводы суда об отсутствии полной обеспеченности учащихся учебниками, достаточности проведённого финансирования для реального обеспечения выполнения требований федерального стандарта.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что отсутствие либо недостаточное количество необходимых денежных средств, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для ущемления гарантированных законом прав несовершеннолетних на общедоступное и бесплатное образование. В связи с этим судебная коллегия считает изложенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены или изменения решения суда.
Не может повлечь отмены обжалуемого решения и ссылка автора апелляционной жалобы на решением Нальчикского городского суда КБР от 06 сентября 2013 года, которым на Министерство образования и науки КБР возложена обязанность по обеспечению учебными пособиями школьные библиотеки городского округа Прохладный, поскольку Муниципальное казённое образовательное учреждение "СОШ с. Учебного" Прохладненского муниципального района КБР не относится к числу образовательных учреждений городского округа Прохладный.
Доводы апелляционной жалобы, тождественные содержащимся в возражениях Министерства финансов КБР на исковое заявление, судом первой инстанции исследованы. Этим доводам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные прокурором требования, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и постановил законное и обоснованное решение. Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Исходя из этого, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд правильно разрешил спор, вынес законное и обоснованное решение, не допустил тех нарушений, которые указаны в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Прохладненского районного суда КБР от 27 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов КБР оставить без удовлетворения.
Председательствующий: О.М. Кучуков.
Судьи: 1. З.У. Савкуев.
2. А.З. Бейтуганов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.