Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего: Гришиной С.Г.
судей: Карасовой Н.Х., Гречкина О.А.
при секретаре: Мавлододовой А.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по апелляционной жалобе Маршанкулова М.М. на решение Карачаевского городского суда от 16 мая 2014 года по делу по заявлению Маршанкулова М.М. о признании незаконными решений Думы Карачаевского городского округа о прекращений полномочий заместителя председателя Думы и избрании заместителя председателя Думы.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Гришиной С.Г., объяснения представителя заявителя Токова Р.Н., представителей Думы Карачаевского городского округа Шевченко В.Н. и Бесленеева А.А., прокурора Псху А.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Маршанкулов М.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Думы Карачаевского городского округа N 72-4 от 18.03.2014 о досрочном прекращении полномочий заместителя председателя Думы Карачаевского городского округа Маршанкулова М.М., решения N 73-4 от 18.03.2014 г. об избрании заместителем председателя Думы Карачаевского городского округа депутата Дотдаева Р.Д., восстановлении заявителя в ранее занимаемой должности и возмещении должностного оклада за время вынужденного прогула, считая указанные решения незаконными. По мнению заявителя, решение о досрочном прекращении его полномочий было принято в нарушение ст. 13 Регламента Думы Карачаевского городского округа, предусматривающего возможность досрочного прекращения полномочий заместителя председателя Думы только в связи с добровольным сложением полномочий, а также по основаниям, предусмотренным ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Не имелось и оснований для возбуждения инициативы о досрочном прекращении полномочий заместителя председателя Думы, незамедлительном назначении заседания Думы, в нарушение требований Регламента вопрос об удалении заявителя в отставку был рассмотрен в его отсутствие.
В судебном заседании представители Думы заявленные требования не признали.
Решением Карачаевского городского суда от 16 мая 2014 года в удовлетворении заявления Маршанкулова М.М. отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, считая его незаконным и необоснованным. Заявитель считает несостоятельными выводы суда о соблюдении процедуры досрочного прекращения полномочий заместителя председателя Думы, так как данный вопрос в нарушение требований Регламента был разрешен в отсутствии последнего на заседании Думы. Внеочередное заседание представительного органа было назначено без подготовки, на основании не обоснованного соответствующими доводами письма депутатов Думы. Не установлен и факт уведомления указанного лица о времени заседания Думы. Кроме этого не установлены судом и предусмотренные Регламентом или Уставом МО основания для досрочного прекращения полномочий заместителя председателя Думы.
В своих возражениях на апелляционную жалобу глава Карачаевского городского округа просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая, что в жалобе не приведены обстоятельства, опровергающие выводы суда.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Маршанкулов М.М. решением Думы Карачаевского городского округа от 24.10.2012 г. N 04- 4 был избран заместителем председателя Думы Карачаевского городского округа.
17 марта 2014 года 10 депутатов Думы Карачаевского городского округа обратились к главе Карачаевского городского округа, председателю Думы Семенову А.Б. с инициативой проведения внеочередного заседания Думы с повесткой дня - о досрочном прекращении полномочий заместителя председателя Думы и избрании заместителя председателя Думы. Необходимость проведения заседания обосновали тем, что действующий заместитель председателя Думы не в полной мере справляется с возложенными на него обязанностями.
Главой Карачаевского городского округа издано распоряжение от 17.03.2014 г. N 15-р о назначении 18 марта 2014 года внеочередного заседания Думы.
Как следует из акта от 18.03.2014 г. 18 марта 2014 года, составленного и.о. начальника общего отдела Думы Урусовым Х.А., юристом Бесленеевым А.А. и экономистом Гербековым Р.М. в кабине председателя Думы Карачаевского городского округа Маршанкулову М.М. было вручено обращение депутатов и распоряжение о назначении заседания Думы по вопросу о досрочном прекращении полномочий заместителя председателя Думы. По получении документов Маршанкулов М.М. заявил, что участвовать в заседании Думы не намерен.
В соответствии с протоколом пятнадцатого внеочередного заседания Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва от 18 марта 2014 года на заседании присутствовали 15 из 20 депутатов. Думой было рассмотрено два вопроса повести заседания: вопрос о досрочном прекращении полномочий заместителя председателя Думы и вопрос об избрании заместителя председателя Думы.
Решением Думы Карачаевского городского округа от 18.03.2014 г. N 72-4, принятым большинством в 13 голосов, по результатам рассмотрения письма группы депутатов Думы Карачаевского городского округа от 17 марта 2014 г. N 01-19 были досрочно прекращены полномочия заместителя председателя Думы Маршанкулова М.М.
Решением Думы от 18.03.2014 г. N 73-4 заместителем председателя Думы избран депутат по единому избирательному округу N 9 Дотдаев Р.Д.
В силу ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считает, что данным решением нарушены его права и свободы.
Как разъяснено в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 9 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении таких дел по существу суду следует выяснять полномочия органа на принятие решений, соблюдение порядка принятия решения, соответствие содержания оспариваемого решения требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующего данные правоотношения.
Обращаясь с требованиями об оспаривании решений Думы Карачаевского городского округа, заявитель Маршанкулов М.М. сослался как на отсутствие законных оснований для досрочного прекращения его полномочий, так и на нарушение процедуры принятия оспоренных решений.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о соблюдении установленной процедуры принятия оспариваемых решений.
Так, в соответствии с положениями ст. 25 Устава Карачаевского городского округа заседание Думы городского округа правомочно, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Дума Карачаевского городского округа принимает регламент, регулирующий вопросы организации и деятельности Думы, а также порядок принятия решений. Из числа депутатов Думы на срок её полномочий избирается заместитель председателя Думы. Порядок избрания заместителя председателя Думы определяется регламентом Думы.
Статьей 10 Регламента Думы Карачаевского городского округа установлено, что заместитель председателя Думы Карачаевского городского округа избирается из числа депутатов Думы и исполняет свои полномочия на постоянной основе.
В соответствии со ст. 13 Регламента полномочия заместителя председателя Думы могут быть прекращены досрочно на основании и в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 131, Уставом Карачаевского городского округа, а также в случае добровольного сложения полномочий на основании его письменного заявления. Вопрос об удалении заместителя председателя Думы Карачаевского городского округа в отставку рассматривается на заседании Думы в его присутствии, в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом для избрания Главы Карачаевского городского округа.
Статьей 7 Регламента установлено, что избрание главы Думы производится на заседании Думы открытым голосованием, кандидат считается избранным, если за его избрание проголосовало большинство в 2/3 голосов от установленного числа депутатов, по итогам голосования принимается соответствующе решение.
Таким образом, данными актами установлен порядок удаления заместителя председателя Думы в отставку, который предусматривает присутствие указанного выборного должностного лица представительного органа местного самоуправления на заседании, на котором разрешается данный вопрос, а также решение данного вопроса квалифицированным большинством голосов.
Как следует из вышеприведенных обстоятельств дела, данные требования при принятии оспоренных решений были соблюдены, так как о времени и месте заседания Думы заявитель был поставлен в известность, но от участия в заседании отказался, решение о досрочном прекращении полномочий заместителя председателя Думы было принято квалифицированным большинством 13 голосов.
Довод апелляционной жалобы о нарушении требования Регламента о рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий заместителя председателя Думы в его присутствии основан на неправильном толковании подлежащих применению правовых норм, так как данное положение не обеспечено обязанностью указанного должностного лица присутствовать на таком заседании. Сама по себе указанная норма направлена на обеспечение права выборного должностного лица участвовать в заседании Думы. Однако данное право реализуется выборным должностным лицом по своему усмотрению, не может быть реализовано принудительно, в силу чего этому праву корреспондируется лишь обязанность органа местного самоуправления известить указанное должностное лицо о времени и месте заседания Думы по названному вопросу.
Такие действия были представителями Думы совершены, заявитель был извещен о заседании Думы Карачаевского городского округа главой муниципального образования, препятствий к участию в заседании заявителя не имелось.
Довод апелляционной жалобы о недостоверности акта об извещении заявителя нельзя признать обоснованным, так как представленные заинтересованным лицом доказательства (акт, журнал регистрации исходящей корреспонденции) не были опровергнуты заявителем.
Нельзя согласиться и с доводом апелляционной жалобы об отсутствии законных оснований для досрочного прекращения полномочий заявителя как заместителя председателя Думы Карачаевского городского округа.
Как было указано выше, в соответствии со ст. 13 Регламента полномочия заместителя председателя Думы могут быть прекращены досрочно на основании и в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 131, Уставом Карачаевского городского округа, а также в случае сложения полномочий на основании его письменного заявления.
Статьями 31 и 34 Устава предусмотрены основания прекращения полномочий депутата Думы и главы Карачаевского городского округа. Основания прекращения полномочий заместителя председателя Думы Уставом не установлены. Не содержит таких оснований и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Так как досрочное прекращение полномочий заместителя председателя Думы не влечет прекращение публично-представительских функций заявителя как депутата, довод жалобы о применении к данным правоотношения положений Федерального закона N 131-ФЗ в части, устанавливающей основания прекращения полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, не обоснован.
Не имеется оснований для применения к спорным правоотношениям и положений ст. 36 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", так как заявитель занимает должность не аналогичную должности главы муниципального образования и не обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, ни Федеральным законом, ни Уставом муниципального образования, ни Регламентом представительного органа муниципального образования основания для досрочного прекращения полномочий заместителя председателя Думы Карачаевского городского округа не определены.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что принятие решения о досрочном прекращении полномочий данного должностного лица отнесено к усмотрению представительного органа, целесообразность такого решения не может быть оценена судом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Карачаевского городского суда от 16 мая 2014 года по делу по заявлению Маршанкулова М.М. о признании незаконными решений Думы Карачаевского городского округа о прекращений полномочий заместителя председателя Думы и избрании заместителя председателя Думы оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.