Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Алексеенко О.В.,
судей Абубакировой Р. Р.,
Низамовой А. Р.,
при секретаре Рахимовой Р. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан гражданское дело по апелляционной жалобе начальника государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Салаватском районе Республики Башкортостан Хамидуллина И. З. на решение Салаватского районного суда Республики Башкортостан от
28 мая 2014 года, которым постановлено:
исковые требования Шагаевой А. З. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Салаватском районе Республики Башкортостан удовлетворить частично.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Салаватском районе Республики Башкортостан назначить Шагаевой А. З. досрочную трудовую пенсию по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 03 марта 2014 года как указано в исковом заявлении со дня возникновения такого права, засчитав ей в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды:
- работы в должности медицинской сестры постовой в отделении анестезиологии-реанимации с палатой интенсивной терапии в ГБУЗ РБ Малоязовская ЦРБ с 08 июля 1996 года по 01 ноября 1999 года, включая периода прохождения курсов повышения квалификации (усовершенствования) с 13 октября 1998 года по 30 декабря 1998 года в льготном исчислении из расчёта 1 год за 1 год и 9 месяцев работы;
- работы в должности медицинской сестры постовой в отделении анестезиологии-реанимации с палатой интенсивной терапии в ГБУЗ РБ Малоязовская ЦРБ с 02 ноября 1999 года по 13 мая 2001 года (за исключением отпуска по уходу за ребенком с 16 апреля 2000 года по 30 апреля 2001 года):
с 31 января 2005 года по 04 февраля 2005 года, с 21 февраля 2005 года по
03 марта 2005 года, с 15 февраля 2010 года по 19 февраля 2010 года,
с 11 марта 2010 года по 19 марта 2010 года - периоды прохождения курсов повышения (усовершенствования) квалификации; с 01 июля 2006 года по
03 декабря 2006 года - периоды нахождения в отпуске по беременности и родам в должности сестры - анестезиста в отделении анестезиологии-реанимации с палатой интенсивной терапии ГБУЗ РБ Малоязовская ЦРБ в льготном исчислении из расчёта 1 год за 1 год и 6 месяцев работы.
Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Салаватском районе Республики Башкортостан в пользу Шагаевой А. З. 200 рублей в возмещение расходов на оплату госпошлины.
Заслушав доклад судьи Алексеенко О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шагаева А. З. обратилась в суд с иском к государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Салаватском районе Республики Башкортостан о назначении досрочной трудовой пенсии, мотивируя свои требования тем, что решением Пенсионного Фонда N ... от
дата ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17декабря2001года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в стаж лечебной деятельности включено только 23 года 01 месяц 28 дней. При этом не включены в льготном порядке 1 год как 1 год и 9 месяцев период работы
с 08 июля 1996 года по 01ноября 1999 года в должности медицинской сестры постовой в отделении анестезиологии-реанимации с палатой интенсивной терапии ГБУЗ РБ Малоязовская ЦРБ, с 13 октября 1998 года по 30 декабря 1998 года период нахождения на курсах повышения квалификации; не включены в льготном порядке 1 год как 1 год и 6 месяцев период работы с 02ноября 1999 года по 13 мая 2001 года в должности медицинской сестры постовой в отделении анестезиологии-реанимации с палатой интенсивной терапии
ГБУЗ РБ Малоязовская ЦРБ (за исключением отпуска по уходу за ребенком с 16 апреля 2000 года по 30 апреля 2001 года); периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 31 января 2005 года по 04 февраля 2005 года,
с 21 февраля 2005 года по 03марта 2005 года, с 15 февраля 2010 года по
19 февраля 2010 года, с 11 марта 2010 года по 19 марта 2010 года; период нахождения в отпуске по беременности и родам в должности сестры - анестезиста в отделении анестезиологии-реанимации с палатой интенсивной терапии ГБУЗ РБ Малоязовская ЦРБ с 01июля 2006 года по 03декабря 2006 года.
Судом постановлено вышеприведённое решение, об отмене которого просит начальник государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Салаватском районе Республики Башкортостан Хамидуллин И. З. по мотиву незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда с указанием на то, что двойная льгота за работу в сельской местности и за работу в структурном подразделении хирургического профиля может быть применена только при наличии смешанного стажа в сельской местности и городе; льготное исчисление не может быть применено к периодам нахождения на курсах повышения квалификации и нахождения в отпуске по беременности и родам.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что она удовлетворению не подлежит.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчёта трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что Шагаева А. З. работала в медицинских должностях и в медицинских учреждениях, работа в которых даёт право на досрочное пенсионное обеспечение по старости в связи с медицинской деятельностью.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от
17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
При этом, согласно подпункту "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в посёлке городского типа (рабочем посёлке) период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в посёлке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Так, льготный порядок исчисления стажа медицинской работы в сельской местности или посёлке городского типа (рабочем посёлке) применялся при назначении пенсии до 01 ноября 1999 года независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (пункт 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет"). После
01 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности или посёлке городского типа (рабочем посёлке).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, трудовая деятельность Шагаевой А. З. в должности медицинской сестры постовой протекала в отделении анестезиологии-реанимации с палатой интенсивной терапии в ГБУЗ РБ Малоязовская ЦРБ с 08 июля 1996 года по 31 октября 1999 года.
Разрешая заявленные требования, с учётом приведённых норм права, суд пришёл к обоснованному выводу о том, что необходимо зачесть период работы истицы в качестве медицинской сестры постовой в отделении анестезиологии-реанимации с палатой интенсивной терапии в ГБУЗ РБ Малоязовская ЦРБ с применением к календарному периоду двойного коэффициента (1 год за 1 год
6 месяцев за работу в отделении анестезиологии-реанимации и 1 год работы за 1 год 3 месяца за работу в сельской местности), поскольку в Списках, утверждённых постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, работа среднего медицинского персонала в отделении анестезиологии-реанимации стационара подлежала зачёту в стаж 1 год работы за 1 год 6 месяцев, а работа в сельской местности 1 год работы за 1 год
3 месяца.
При таком положении, доводы жалобы о правомерности отказа во включении спорного периода в специальный стаж на льготных условиях, не находят своего подтверждения.
Утверждения апеллятора о применении двойной льготы только при наличии смешанного стажа (в сельской местности и городе), в том числе к периодам работы, протекавшим до 01 ноября 1999 года, основаны на ошибочном токовании норм материального права.
Далее. В период с 01 июля 2006 года по 03 декабря 2006 года Шагаева А. З. находилась на больничном листе по беременности и родам. Пенсионный фонд засчитал данный период в календарном исчислении, однако, согласно пункту 5 Постановления Правительства от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
В период временной нетрудоспособности с 01 июля 2006 года по
03 декабря 2006 года Шагаева А. З. оставалась в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии-реанимации. Следовательно, Пенсионным фондом неправомерно не включён спорный период в специальный стаж Шагаевой А. З. на льготных условиях (1 год работы за 1 год и 6 месяцев).
Периоды нахождения Шагаевой А. З. на курсах повышения квалификации с 31 января 2005 года по 04 февраля 2005 года, с 21 февраля 2005 года по 03марта 2005 года, с 15 февраля 2010 года по 19 февраля 2010 года, с
11 марта 2010 года по 19 марта 2010 года, подтверждены документально, в эти периоды истица продолжала трудовую деятельность в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии-реанимации, поэтому суд правомерно включил эти периоды в специальный стаж на льготных условиях
(1 год работы за 1 год и 6 месяцев).
С учётом включенных спорных периодов, стаж Шагаевой А. З. на момент её обращения 20 января 2014 года в пенсионный орган составил менее 25 лет, что недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии с момента обращения.
Между тем, с учётом статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", согласно которой трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию (пункт 1), право на указанную пенсию у Шагаевой А. З. возникло с 03 марта 2014 года, следовательно, ответчик обязан назначить ей пенсию с указанной даты.
В том числе, вопреки доводам жалобы, определяя дату назначения пенсии, суд не допустил нарушений действующего законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Салаватского районного суда Республики Башкортостан от
28 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Салаватском районе Республики Башкортостан Хамидуллина И. З. - без удовлетворения.
Председательствующий СОГЛАСОВАНО О. В. Алексеенко
Судьи Р. Р. Абубакирова
А. Р. Низамова
Справка: федеральный судья Зиганшин А. А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.