Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Голубевой И.В.
Троценко Ю.Ю.
при секретаре Сабитовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Шаньгиной О.И. на решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 30 июля 2014 года, которым постановлено:
в иске Шаньгиной О.И. к Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан об обязании обустроить открытую ливневую канализацию для отвода общественных талых вод от участка, расположенного по адресу: адрес, отказать.
Заслушав доклад судьи Науширбановой З.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шаньгина О.И. обратилась в суд с иском к адрес Республики Башкортостан об обязании обустроить ливневую канализацию для отвода общественных талых и дождевых вод от её участка, расположенного по адресу: адрес. Требования мотивированы тем, что она унаследовала жилой дом, построенный в дата году, находящийся по адресу: адрес. При благоустройстве дома она столкнулась с проблемой отвода талых и дождевых вод, т.е. с устройством местной канализации, способной быстро отвести большое количество талой (и) или дождевой воды без ущерба для дома и надворных построек. За зимний период накапливается большое количество осадков в виде снега на огромной площади, включающей в себя не только её огород, но и огороды соседей справа, с Верхней улицы, а также с муниципальной территории вплоть до дороги адрес. Весь скопившийся за зиму снег в конце марта начинает интенсивно таять, в связи с чем талая вода стекает на её участок. Ранее вода протекала через дренаж, проходящий вдоль её дома, способный отвести эти воды, который проходил через границы участка с соседом по адрес, и вода уходила на улицу в специально оборудованную канаву. Впоследствии сосед этот природный дренаж в 2013 году перекрыл, чем нарушил ст.35 Федерального закона N7 "Об охране окружающей среды". В результате этого, весной 2013 года её двор превратился в зыбкую топь, талая вода затопила её подпол, подтопила сарай, вода долго стояла в подполе, чем разрушала её дом. Статьей 3 Федерального закона N7 "Об охране окружающей среды" определена ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов. Она неоднократно обращалась в различные инстанции с просьбой отвести текущие со всего села талые (дождевые) воды от её участка, но не нашла понимания и поддержки.
В последующем представитель истца Шаньгин И.С. уточнил исковые требования, просил обязать Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан обустроить открытую ливневую канализацию для отвода общественных талых вод от участка, расположенного по адресу: адрес.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Шаньгиной О.И. ставится вопрос об отмене решения суда. В обоснование жалобы указано, что Федеральным законом от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрена ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Уставом муниципального района адрес Республики Башкортостан предусмотрено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, а также проектирование, планирование, выявление фактов, способствующих оптимизации решения проектов застройки и водоотведения на всей территории муниципального района.
Проверив материалы дела, выслушав представителей Шаньгиной О.И. - Шаньгина И.В., Байзакова Н.К., поддержавших доводы жалобы, представителя Администрации МР адрес РБ Пичугину Л.А., согласившуюся с решением суда, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с нормами ст. 10 Федерального закона "Об охране окружающей среды" N7-ФЗ от 10.01.2002г. управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В соответствии со статьей 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.
По смыслу статьи 131 (часть 1) в ее связи со статьями 12 и 130 (часть 1) Конституции Российской Федерации, городские и сельские муниципальные образования как таковые предназначены для решения вопросов местного значения (которые могут быть решены данным поселением самостоятельно, под свою ответственность), а не вопросов, которые по существу должны решаться посредством государственной власти.
Район, непосредственно входящий в состав республики, может включать в себя ряд городских и сельских поселений, каждое из которых согласно статье 131 (часть 1) Конституции Российской Федерации имеет право быть муниципальным образованием и наделяется всеми правами, предусмотренными ее статьями 130, 131, 132.
Статьей 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальный район - это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу указанной выше нормы, вопросами местного значения считаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ организация в границах поселения водоотведения (ливневой канализации), относятся к вопросам местного значения поселения.
В соответствии со статьей 1 Устава муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан принятым Советом муниципального района Благовещенский район от 21 мая 2012 года N55-62 Муниципальный район Благовещенский район Республики Башкортостан - муниципальное образование, в границах которого местное самоуправление осуществляется в целях решения
вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан.
Согласно статье 2 Устава в соответствии с Законом Республики Башкортостан "О границах и статусе административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан" в состав муниципального района входят городское поселение, а также сельские поселения, в том числе Николаевский сельский совет.
Как следует из материалов дела, истец Шаньгина О.И. с дата является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: адрес, что подтверждается свидетельствами о наследстве, а также свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.7-12).
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что земельный участок и жилой дом истца, расположены на территории Администрации сельского поселения ... сельский совет адрес Республики Башкортостан.
Истец Шаньгина О.И. обратилась в суд с иском к Администрации Муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан об обязании обустроить ливневую канализацию для отвода общественных талых и дождевых вод от её участка, расположенного по адресу: адрес.
В соответствии с Уставом сельского поселения ... сельский совет муниципального района адрес Республики Башкортостан, принятым Советом сельского поселения ... сельсовет MP адрес РБ N ... от дата к вопросам местного значения Сельского поселения относится организация в границах Сельского поселения водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской федерации (п.4 ч.1 ст.3 Устава).
Решением Совета сельского поселения ... сельсовет MP адрес РБ N ... от дата утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории сельского поселения ... сельский совет. Целями настоящих Правил являются, в том числе обеспечение охраны окружающей среды, создание нормативных санитарно-гигиенических условий на территории поселения, сохранения жизни и здоровья населения. Задачами Правил являются в том числе достижение благоприятной экологической обстановки в сельском поселении ... сельский совет.
При таких обстоятельствах, разрешая спорные правоотношения и отказывая Шаньгиной О.И. в иске, суд первой инстанции, с учетом приведенных норм права, оценив представленные доказательства, пришел обоснованному к выводу о том, что адрес Республики Башкортостан является надлежащим ответчиком по данному делу.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" от 24.06.2008 г. N 11, если при подготовке дела судья придет к выводу, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, он с соблюдением правил статьи 41 ГПК РФ по ходатайству ответчика может произвести замену ответчика. Такая замена производится по ходатайству или с согласия истца. После замены ненадлежащего ответчика подготовка дела проводится с самого начала. Если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, подготовка дела, а затем его рассмотрение проводятся по предъявленному иску. При предъявлении иска к части ответчиков суд не вправе по своей инициативе и без согласия истца привлекать остальных ответчиков к участию в деле в качестве соответчиков. Суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен, и только в отношении тех ответчиков, которые указаны истцом. Только в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе (часть 3 статьи 40 ГПК РФ).
Учитывая, что истец настаивала на рассмотрении иска к заявленному ответчику, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 41, ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, правомерно рассмотрел дело по заявленному требованию и обоснованно отказал в удовлетворении иска ввиду его предъявления к ненадлежащему ответчику.
Свои выводы в обоснование принятого решения суд подробно мотивировал со ссылкой на установленные обстоятельства и нормы материального права.
Судебная коллегия считает данные выводы суда правильными, поскольку они основаны на верно установленных имеющих значение для дела обстоятельствах и соответствуют этим обстоятельствам. Оценка доказательствам дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Доводы жалобы сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда либо основаны на неверном применении норм материального права, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены решения суда.
Судебная коллегия также обращает внимание на то, что постановленное решение не препятствует истцу обратиться в установленном законом порядке в суд с исковыми требованиями к надлежащему ответчику.
Исходя из изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 30 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шаньгиной О.И. - без удовлетворения.
Председательствующий З.А. Науширбанова
Судьи И.В. Голубева
Ю.Ю. Троценко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.