Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Голубевой Ю.Ю.
Троценко Ю.Ю.
при секретаре Гафуровой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе первого заместителя министра Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Шамсутдинова Р.Х. на решение Благоварского районного суда Республики Башкортостан от 10 июня 2014 года, которым постановлено:
исковые требования Хаматдинова Р.Р. к администрации сельского поселения Кучербаевский сельсовет MP адрес РБ о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признании права на предоставление мер социальной поддержки, обязании в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам при администрации сельского поселения ... сельсовет MP адрес РБ N ... от дата об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Признать за Хаматдиновым Р.Р. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем вне очереди.
Возложить на сельское поселение ... сельсовет MP адрес РБ обязанность по постановке Хаматдинова Р.Р. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Науширбановой З.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хаматдинов P.P. обратилась с иском к администрации сельского поселения Кучербаевский сельсовет MP адрес РБ о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признании права на предоставление мер социальной поддержки, обязании в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В обоснование иска указал, что он является участником и инвалидом Великой Отечественной войны. В настоящее время зарегистрирован и проживает по адресу адрес, указанное домовладение решением комиссии при сельском совете признано не пригодным для проживания и находится в аварийном состоянии. Ранее ему на праве собственности принадлежал дом по адресу адрес. На основании договора от дата он подарил указанное домовладение сыну ФИО
Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации сельского поселения ... сельский совет СП адрес РБ N ... от дата ему отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участнику Великой Отечественной войны ввиду того, что с момента дарения дома не прошло пять лет. С указанным решением он не согласен по следующим основаниям. Он является ветераном и инвалидом Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, награжден медалью "За оборону Сталинграда", орденом Отечественной войны II степени, медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" и жилой дом, в котором он проживает с супругой, признан аварийным и непригодным для проживания. Его сын проживает отдельно от них, членом их семьи не является.
Просит признать незаконным решение администрации сельского поселения ... сельсовет MP адрес РБ N ... от дата об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признать за ним право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем вне очереди, обязать администрацию сельского поселения ... сельсовет MP адрес РБ поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветерана Великой Отечественной войны.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе первого заместителя Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Шамсутдинова Р.Х. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что обеспечение жильём инвалидов Великой Отечественной войны осуществляется только в том случае,, если данная категория граждан в установленном законом порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно акту межведомственной комиссии дом, в котором проживает Хаматдинов P.P. вместе с супругой, признан непригодным для проживания. Между тем, ему до дата, принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: адрес. Указанное жилое помещение он подарил своему сыну ФИО То есть совершил действия, в результате которого он может быть признан нуждающимся в жилом помещении. При вынесении решения указанным обстоятельствам судом не дана надлежащая оценка.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Фаизова Т.А., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя Хаматдинова Р.Р. - Латыпова И.Ф. о законности решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как следует из содержания пунктов 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о незаконности решения администрации об отказе в постановке на учет Хаматдинова Р.Р. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Между тем, с данными выводами суда согласиться нельзя, поскольку они основаны на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
В силу п. 1 Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" подлежат обеспечению ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах" участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии со статьей 23.2 указанного Федерального закона, наделяющей субъекты Российской Федерации полномочием по определению порядка предоставления жилых помещений, а также единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Таким образом, обязательным условием для возникновения права на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, является нуждаемость участника Великой Отечественной войны в улучшении жилищных условий.
Пунктом 6 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что форма предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 51 ЖК РФ содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч. 4 ст. 50 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В силу ч. ч. 4 - 5 статьи 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Как следует из материалов дела Хаматдинов P.P. является ветераном и инвалидом Великой Отечественной войны, в материалах дела имеется копия удостоверения серии Б N ... от дата участника Великой Отечественной войны, удостоверением от дата о награждении медалью "Ветеран труда", справка Министерства труда и социального развития РФ серии N ... N ... об инвалидности.
Хаматдинов P.P. совместно с супругой ФИО1 зарегистрированы и проживают по адресу адрес
Указанный жилой дом признан непригодным для проживания, что не оспаривается сторонами и подтверждается решением N ... от дата и ответами администрации MP адрес РБ от дата N ... и от дата N N ...
Между тем Хаматдинов P.P. имел в собственности дом по адресу: адрес, который по договору дарения от дата был оформлен в собственность сына истца ФИО
Отказывая в постановке на учет Хаматдинова P.P. администрация сельского поселения ... сельсовет MP адрес РБ исходила из того, что Хаматдинов P.P. заключив договор дарения дома по адресу адрес, намеренно совершил действия по ухудшению жилищных условий.
Согласно заключению от дата межведомственной комиссии при администрации сельского поселения ... сельсовет MP адрес РБ указанный жилой дом по адресу: адрес признан пригодным для проживания, так как жилое помещение отвечает установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно акту обследования жилой дом ...
В материалах дела имеется договор энергоснабжения от дата г., заключенный между ООО " ... " и ФИО на поставку электрической энергии по указанному дому по адресу: адрес.
Между тем, суд первой инстанции с учётом показаний свидетелей, договора поставки энергоснабжения, приходит к выводу о том, что жилой дом, который истец подарил своему сыну по договору дарения от дата., является неблагоустроенным, поскольку отсутствует газоснабжение в указанном доме, работы по установке центрального водоснабжения, автономной канализации не завершены.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может, поскольку вопрос о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, принятие таких решений производится в порядке, установленном Положением "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания ... ".
Как следует из материалов дела, истец ранее обращался в Администрацию сельского поселения ... сельсовет MP адрес РБ, решением жилищной комиссии от дата. N ... ему было отказано в постановке на учёт в связи с тем, что ему на момент обращения принадлежал на праве собственности дом по адресу: адрес адрес.
После отчуждения указанного дома по договору дарения, он вновь обращается в Администрацию сельского поселения ... сельсовет MP адрес РБ о постановке его на учёт, ему отказано в постановке на учёт нуждающихся в жилом помещении за N ... от дата года, который им оспаривается в рамках данного гражданского дела.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что отказ в постановке на учёт нуждающихся в жилом помещении Хаматдинова Р.Р. за N ... от дата является обоснованным, поскольку истцом совершены действия, которые, согласно действующему законодательству, признаются действиями, направленными на ухудшение жилищных условий. Право состоять на учете как нуждающийся в предоставлении жилого помещения, у Хаматдинова Р.Р. должно возникнуть не ранее, чем через 5 лет после совершения таких действий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указанной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Указанные обстоятельства дела имели существенное значение для правильно разрешения спора, однако судом первой инстанции учтены не были, что привело к неправильному разрешению спора.
Поскольку по делу установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска Хаматдинова Р.Р.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Благоварского районного суда Республики Башкортостан от 10 июня 2014 года отменить.
Вынести по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Хаматдинова Р.Р. к Администрации сельского поселения Кучербаевский сельсовет MP адрес РБ о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признании права на предоставление мер социальной поддержки, обязании в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий - отказать.
Председательствующий Науширбанова З.А.
Судьи Голубева И.В.
Троценко Ю.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.