Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Куницыной Т.Н.,
судейколлегии Тубденовой Ж.В., Раднаевой Т.Н.
при секретаре Цыбиковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседаниигражданское дело по исковому заявлению прокурора Баргузинского района РБ к Администрации МО "Баргузинский район" о признании незаконными постановлений о предоставлении земельных участков по апелляционной жалобе представителя администрации МО "Баргузинский район" Дамбиева Ж.Б. на решение Баргузинского районного суда РБ от 27 февраля 2014 г., которым исковые требования прокурора Баргузинского района РБ удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Куницыной Т.Н., пояснения представителя МО "Баргузинский район" Дамбиева Ж.Б., представителя МКУ "Баргузинский районный комитет имущественных отношений" Жаркого П.В., представителей Республиканского агентства лесного хозяйства Кривобоковой В.В. и Давыдова А.В., представителя Управления Росреестра по РБ Хайдаровой Н.В., представителя ТУ Росимущества в РБ Швецовой А.Э., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РБ
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Баргузинского района РБ обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконными и отменить постановления администрации МО "Баргузинский район" N 196 от 01.03.2013 г., N 197 от 01.03.2013 г., N 198 от 01.03.2013 г., N 275 от 13.03.2013 г., N 315 от 19.03.2013 г., N 950 от 24.10.2012 г. и N 1095 от 04.12.2012 г.
Указанными постановлениями администрация МО "Баргузинский район" предоставила в постоянное (бессрочное) пользование МКУ "Баргузинский районный комитет имущественных отношений" " ... " земельных участков для строительства водозабора, полигона ТБО, строительства очистных сооружений, под склады леса и подъезда к селу " ... ", а также 2 земельных участка в общую долевую собственность физических лиц для ведения личного подсобного хозяйства.
Заявляя требования о признании постановлений незаконными, прокурор Баргузинского района РБ указывает на то, что все предоставленные земельные участки входят в состав земель государственного лесного фонда, являются федеральной собственностью, и право на них как входящих в состав земельного участка с кадастровым номером " ... " зарегистрировано за Российской Федерацией. Земельные участки расположены на землях Усть-Баргузинского лесничества; из состава земель лесного фонда не изымались. Администрация МО "Баргузинский район" вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, или участками, государственная собственность на которые не разграничена. Владение, пользование и распоряжение лесными участками осуществляется органами местного самоуправления только в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и администрация МО "Баргузинский район" не уполномочена распоряжаться такими участками.
В судебном заседании прокурор Михалева, поддерживая исковые требования, пояснила, что о допущенных нарушениях прокурору района стало известно из сообщений Управления Росреестра по РБ. После проведения проверки прокурором были принесены протесты на оспариваемые постановления администрации МО "Баргузинский район", которые были рассмотрены администрацией, но постановления не были отменены.
Представитель администрации МО "Баргузинский район" Дамбиев не согласился с требованиями прокурора. Пояснил, что земельный участок с кадастровым номером " ... ", предоставленный для строительства очистных сооружений, отнесен к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, иного специального назначения. Он образован 04.09.2012 г. из земельного участка с кадастровым номером " ... ", который являлся ранее учтенным и был выведен из состава государственного лесного фонда постановлением Совета Министров БурАССР от 12.03.1969 г. для складирования леса в хлыстах. Были проведены публичные слушания, по результатам которых изменен разрешенный вид использования земельного участка. Аналогичная процедура проведена с земельными участками с кадастровыми номерами " ... " и " ... " и " ... ". Поэтому эти земельные участки не входят в состав земель государственного лесного фонда и никакого отношения к земельному участку с кадастровым номером " ... " не имеют, федеральной собственностью не являются. Что касается земель с. " ... ", то эти земли выведены из состава государственного лесного фонда решением Баргузинского районного Совета народных депутатов от 26.04.1991 г. в рамках установленного Земельным кодексом РСФСР, принятого 25.04.1991 г., порядка. Кодекс позволял местным Советам народных депутатов осуществлять перевод земель из одной категории в другую. Решением от 26.04.1991 г. Баргузинский районный Совет народных депутатов перераспределил нерационально используемые, малопродуктивные земли и передал их сельским, поселковым советам народных депутатов. На основании данного решения Адамовскому сельскому совету народных депутатов Баргузинского района были переданы сенокосы, пастбища и с. " ... ". Институтом "ВостСибНИИгипрозем" были проведены землеустроительные работы. Все материалы по передаче земель в ведение сельских и поселковых Советов находятся в Государственном фонде. В последующем постановлением Народного Хурала РБ от 27.01.1995 г. с. " ... " передано из состава Адамовского сельского совета в подчинение Усть-Баргузинской поселковой администрации. На сегодняшний день с. " ... " входит в состав МО ГП "поселок Усть-Баргузин". Считает, что администрация МО "Баргузинский район", предоставляя в долевую собственность физических лиц земельные участки с кадастровыми номерами " ... " и " ... ", действовала в соответствии с действующим законодательством и в рамках своих полномочий. Данные земельные участки относятся к категории земель - земли населенных пунктов. Земельный участок с кадастровым номером N " ... " является частью автомобильной дороги " ... ", которая на основании постановления Правительства РБ от 11.11.2005 г. передана на безвозмездной основе в собственность муниципального образования "Баргузинский район". Кроме того, представитель заявил о пропуске прокурором срока обращения в суд за защитой нарушенного права, указывая на то, что об обстоятельствах прокурору стало известно 15.05.2013 г., а в суд он обратился в декабре 2013 г.
Представитель третьего лица МКУ "Баргузинский районный комитет имущественных отношений" Жаркой также не согласился с требованиями прокурора, поддержав пояснения Дамбиева.
Представитель Управления Росреестра по РБ Настобурская поддержала требования прокурора, пояснив, что Баргузинским отделом Управления Росреестра по РБ было отказано МКУ "Баргузинский районный комитет имущественных отношений" в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в связи с тем, что земельные участки входят в состав земель государственного лесного фонда, право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией. Передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную осуществляется строго в определенном порядке на основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества. Считает, что включение земельных участков в границы населенного пункта не может повлечь прекращение прав собственников земельных участков. Для перехода права собственности необходимо волеизъявление собственника земельного участка. В ходе проведенной правовой экспертизы документов было установлено, что земельные участки, предоставленные оспариваемыми постановлениями в постоянное (бессрочное) пользование МКУ "Баргузинский районный комитет имущественных отношений" и долевую собственность физических лиц, расположены в пределах лесного участка с кадастровым номером " ... ", право собственности на который зарегистрировано и запись о праве собственности Российской Федерации на этот участок в ЕГРП не погашена.
Представитель Усть-Баргузинского лесничества ГКУ РБ "Лесничество" Давыдов поддержал требования прокурора. Пояснил, что согласно Лесотехническому регламенту Усть-Баргузинского лесничества спорные земельные участки располагаются на землях лесного фонда Усть-Баргузинского лесничества, по состоянию на 01.01.2013 г. изъятие земель из состава земель лесного фонда не производилось.
Районный суд требования прокурора удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО "Баргузинский район" просит отменить решение суда и отказать прокурору в удовлетворении требований. Ссылается на те же обстоятельства, что приводились им в суде первой инстанции. Полагает, что сведения из государственного кадастрового учета ранее учтенных земель, свидетельствуют о факте вывода этих земель из состава государственного лесного фонда. Считает, что суд первой инстанции не дал надлежащей оценки всем доказательствам по делу, которые подтверждают доводы администрации МО "Баргузинский район".
В заседании судебной коллегии представитель МО "Баргузинский район" Дамбиев доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив, что те земельные участки, которые предоставлены оспариваемыми постановлениями МКУ "Баргузинский районный комитет имущественных отношений" и физическим лицам, выведены из земель лесного фонда; муниципальное образование вправе распоряжаться этими землями.
Представитель МКУ "Баргузинский районный комитет имущественных отношений" Жаркой также поддержал доводы жалобы, полагая, что прокурор не доказал, что земельные участки, которыми распорядилась Администрация МО "Баргузинский район", входят в состав земель государственного лесного фонда.
Прокурор Налетова, представители Федерального агентства лесного хозяйства по РБ Кривобокова и Давылов не согласились с доводами апелляционной жалобы, пояснив, что сведения о том, что в 1969 г. из земель государственного лесного фонда в установленном законом порядке изымались земли и переводились в земли иной категории, в материалах лесоустройства отсутствуют.
Представитель Управления Росреестра по РБ Хайдарова не согласилась с позицией представителя Администрации МО "Баргузинский район". Пояснила, что право Российской Федерации на земельный участок в границах Усть-Баргузинского лесничества зарегистрировано в ЕГРН в 2010 г. Поскольку принадлежавший РФ земельный участок не содержит изъятий, Управлением было отказано в регистрации прав, возникающих на основании оспариваемых постановлений администрации МО "Баргузинский район".
Представитель ТУ Росимущества по РБ Швецова полагала, что судом постановлено законное решение, поскольку право собственности РФ на земли государственного лесного фонда зарегистрировано, и никто не вправе распоряжаться ими без согласия соответствующего органа.
Выслушав указанных лиц, проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что предоставленные оспариваемыми постановлениями земельные участки входят в состав государственного лесного фонда, являются собственностью Российской Федерации, поэтому муниципальные органы не вправе распоряжаться этими землями.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, постановленными в полном соответствии с материалами дела и нормами материального права.
В силу ст.ст. 6, 7 и 8 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Как следует их положений ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Исходя из смысла данной правовой нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
Согласно п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенных в пределах соответствующих муниципальных образований.
Федеральным законом от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2010 г., признается юридически действительным.
Согласно ст.ст. 86 и 87 Лесного кодекса РФ в лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. К лесному плану субъекта Российской Федерации прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, лесопарков, а также зон их планируемого освоения. Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
Как установлено судом первой инстанции, все земельные участки, в отношении которых администрацией МО "Баргузинский район" приняты обжалуемые постановления, входят в состав Усть-Баргузинского лесничества, то есть, расположены на землях лесного фонда, право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией.
Довод стороны ответчика о том, что в 1969 г. постановлениями Совета Министров Бурятской АССР N 118 от 12.03.1969 г. и N 255 от 03.06.1969 г. два земельных участка площадью " ... " га. каждый были изъяты из состава земель государственного лесного фонда, поэтому администрация муниципального образования вправе распоряжаться ими, судебная коллегия находит несостоятельным.
Как следует из названных постановлений, Совет Министров БурАССР произвел отвод земельных участков леспромхозу и лесоперерабатывающему предприятию и поручил Министерству лесного хозяйства Бурятской АССР произвести отвод земельных участков в натуре.
Доказательств того, что отвод земельных участков в натуре был произведен, сторона ответчика суду не представила. Никакие изменения в материалы лесоустройства не вносились. В настоящее время лесотехнический регламент Усть-Баргузинского лесничества также не содержит сведений о нахождении на территории лесничества земель иных категорий.
Как пояснила суду представитель Управления Росреестра по РБ Хайдарова, земли Усть-Баргузинского лесничества представляют собой единый массив без изъятий.
Учитывая, что на эти земли зарегистрировано право собственности Российской Федерации, которое не оспорено, не признано недействительным ни в какой части, районный суд правомерно признал постановления администрации МО "Баргузинский район" о распоряжении земельными участками незаконными.
По указанным обстоятельствам правомерно суд первой инстанции не принял во внимание как основание для исключения земельных участков из состава государственного лесного фонда решение Баргузинского районного Совета народных депутатов от 26.04.1991 г., которым были переданы сельским, сомонным и поселковым Советам народных депутатов нерационально используемые и малопродуктивные земли.
В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Указанная норма корреспондирует подп. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, согласно которому земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.
Доказательств того, что земли с. " ... " были переведены из категории "земли лесного фонда" в земли населенного пункта в установленном законом порядке, суду не представлено.
Таким образом, при наличии неоспоренного права собственности Российской Федерации распоряжение администрацией МО "Баргузинский район" земельными участками не может быть признано законным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что судом по делу постановлено законное и обоснованное решение, которое не может быть отменено по доводам апелляционной жалобы, нашедшим надлежащую оценку в решении суда.
Руководствуясь ст. ст. 329 и 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Баргузинского районного суда РБ от 27 февраля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Куницына Т.Н.
Судьи Тубденова Ж.В.
Раднаева Т.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.