Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Усольцевой Л.А.,
судей коллегии Гончиковой И.Ч., Назимовой П.С.,
при секретаре Васильевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседаниигражданское дело по иску Аюшеевой М.А. к МО "Кяхтинский район" о возложении обязанности поставить на регистрационный учет детей-сирот, в качестве нуждающегося в обеспечении жилой площадью
по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Плюсниной Н.Н.
на решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от ... , которым постановлено:
Исковые требования Аюшеевой М.А. удовлетворить частично.
Признать Аюшееву М.А. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированных жилых помещений.
Обязать администрацию муниципального образования "Кяхтинский район" поставить Аюшееву М.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированных жилых помещений.
В удовлетворении исковых требований к администрации МО "Красночикойский район" - отказать.
Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения Аюшеевой М.А., представителя Министерства социальной защиты населения по Республике Бурятия Дырхеева Д.Д-Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
обращаясь в суд, Аюшеева М.А. признать ее нуждающейся в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обязать администрацию МО "Кяхтинский район" поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированных жилых помещений.
Требования мотивированы тем, что на момент смерти матери истица Аюшеева М.А. находилась в несовершеннолетнем возрасте. В это время она обучалась в профессиональном училище ... " ... ", где впоследствии ей как сироте выплачивались соответствующие пособия. Закрепленного жилья по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она не имеет. Аюшеева М.А. не была своевременно проинформирована о праве на получение жилого помещения по данной категории лиц, и по независящим от нее обстоятельствам не была своевременно поставлена на учет по обеспечению жильем.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Республиканское агентство по делам семьи и детей, в качестве соответчика - Администрация МО "Красночикойский район".
В судебном заседании Аюшеева М.А. исковые требования поддержала, пояснила, что с августа 2004 года по настоящее время проживает в " ... ", право на получение жилья она до сих пор не реализовала.
Представитель ответчика МО "Кяхтинский район" Санжижапова Н.Д. иск не признала. Пояснила, что Аюшеева М.А. не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилье до достижения возраста 23 лет, в связи с чем утратила право на предоставление жилья.
Представитель ответчика Администрации МО "Красночикойский район" Фадеев В.В. в суд не явился. Из представленного отзыва на иск следует, что истец в качестве нуждающейся в обеспечении жилой площадью по договору социального найма не состоит, в орган опеки и попечительства района с заявлением о постановке на учет не обращалась. Опека над истцом в Красночикойском районе не устанавливалась, специализированное жилое помещение по договору найма в указанном районе последней не предоставлялось. Против удовлетворения исковых требований не возражал.
Представитель третьего лица " ... " в суд не явился.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия (правопреемник Республиканского агентства по делам семьи и детей) Плюснина Н.Н. ставит вопрос об его отмене. Указывает, что истец достигла 23-летнего возраста, поэтому положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в данном случае не применимы, о чем также свидетельствует соответствующая позиция Конституционного Суда РФ. Реализовать право на внеочередное предоставление жилья после достижения 23 лет имеют возможность лишь граждане, которые были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилье до указанного возраста.
На заседании судебной коллегии представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Дырхеев Д.Д-Н. поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям.
Истица Аюшеева М.А. возражала против удовлетворения жалобы.
Представитель администрации МО "Кяхтинский район", будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения жалобы, на заседание судебной коллегии не явился.
Представитель администрации муниципального образования "Красночикойский район" в суд апелляционной инстанции не явился, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
Судебная коллегия, проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Дырхеева Д.Д-Н., истца Аюшееву М.А., не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В соответствии с ч.1 ст.109 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривается возможность обеспечения жилыми помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и позже наступления совершеннолетия по заявлению самих лиц указанной категории (абзац третий п. 1 ст. 8). В таких случаях жилое помещение может быть предоставлено:
после окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования;
после окончания прохождения военной службы по призыву;
после окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Как следует из статьи 1 указанного Федерального закона, к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеющих право на дополнительные гарантии в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что матерью истицы Аюшеевой М.А., ... года рождения, является " ... "., которая скончалась ... года, сведений об отце не имеется.
В период с ... по ... Аюшеева М.А. проходила обучение в " ... " " ... ".
Согласно представленной в материалы дела справке ГОУ СПО " " ... "" за указанный период обучения Аюшеевой М.А. были получены все денежные выплаты, предусмотренные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из анализа приведенных правовых норм, материалов и обстоятельств дела следует, что Аюшеева М.А. является лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей и имеет право на получение мер социальной поддержки в соответствии с положениями Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Организация социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству в соответствии с подп. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.
Органами опеки и попечительства, реализовывающими в силу ст. 123 Семейного кодекса РФ защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, должен осуществляться контроль за обеспечением социальных гарантий данной категории лиц.
Учитывая, что в период обучения в образовательном учреждении Аюшеева М.А. получала соответствующие денежные выплаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органы опеки и попечительства обладали информацией о наличии у истицы такого статуса и в последующем должны были обеспечить защиту ее жилищных прав.
Вместе с тем установлено, что до достижения совершеннолетнего возраста Аюшеева М.А. не была постановлена в установленном порядке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Администрация учебного заведения, где истица походила обучение, и органы опеки и попечительства не предприняли мер по постановке ее на данный учет.
Из пояснений истицы следует, что после окончания учебного заведения и до рождения ребенка она неоднократно обращалась в администрацию района по вопросу обеспечения жильем, однако там ей не разъяснили какие действия необходимо предпринять для получения жилого помещения. И только после очередного обращения с письменным заявлением в 2013 году был получен отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из преамбулы Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Довод жалобы о том, что в связи с достижением возраста 23 лет истица утратила право на получение мер социальной поддержки со стороны государства, является несостоятельным, поскольку достижение 23-летнего возраста само по себе не может являться безусловным основанием для отказа в обеспечении жильем, учитывая, что органами опеки и попечительства не были предприняты меры по постановке Аюшеевой М.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доказательств того, что за истицей было закреплено жилое помещение, не представлено.
Судом также установлено, что местом рождения Аюшеевой М.А. является " ... ". Из уведомления Красночикойского филиала Краевого ГУП "Забайкальское БТИ" от ... усматривается, что Аюшеева М.А. не приобретала в собственность в порядке приватизации жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда на территории " ... ".
Как следует из сообщения главы муниципального района " " ... "", истец в администрации сельского поселения "Верхнешергольджинское" в качестве нуждающейся в обеспечении жилой площадью по договору социального найма не значится, в орган опеки и попечительства муниципального района с заявлением о постановке ее на учет не обращалась.
Из представленной в материалы дела справки администрации сельского поселения "Верхнешергольджинское" от ... Аюшеева М.А. в период проживания на территории указанного сельского поселения земельного участка в собственности, аренде не имела, в Федеральной программе жилищного строительства не участвовала, собственного жилья и жилья по договорам социального найма не имела.
Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю от 30.04.2013 г. и по Республике Бурятия от 07.03.2014 г. сведения о правах Аюшеевой М.А. на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что гарантированная социальная поддержка в виде обеспечения жилой площадью истицей не реализована по той причине, что органами, ведущими учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешающими вопросы их социальной поддержки, не выполнены возложенные на них полномочия.
В связи с вышеизложенным вывод районного суда о необходимости постановки Аюшеевой М.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированных жилых помещений, является верным.
По указанным выше основаниям подлежит отклонению как несостоятельный довод жалобы о том, что обращение Аюшеевой М.А. за реализацией своего права на получение жилья имело место после достижения ею возраста 23 лет.
Судебная коллегия учитывает отсутствие доказательств надлежащего исполнения органом опеки и попечительства обязанности по охране прав несовершеннолетней Аюшеевой М.А., а также сведений о том, что самой несовершеннолетней разъяснялись права на получение всех мер социальной поддержки, установленных законом, в том числе право на получение жилья.
Ссылка в жалобе на практику судов общей юрисдикции субъектов РФ по аналогичным делам не может быть принята во внимание как не имеющая правового значения и не влекущая отмену обжалуемого решения.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, которые могли привести к неправильному разрешению спора, по существу они сводятся к несогласию с выводами суда, не опровергая их законность.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, проверенного в силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ по доводам апелляционной жалобы, и оставляет решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Усольцева Л.А.
Судьи: Гончикова И.Ч.
Назимова П.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.