Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Усольцевой Л.А.,
судей коллегии Казанцевой Т.Б., Эрхетуевой О.М.,
при секретаре Семеновой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миськевич Ф.И. к Администрации муниципального образования "Город Северобайкальск", Министерству строительства и модернизации ЖКХ Республики Бурятия о признании незаконными действий (бездействия) по невынесению решения об использовании субсидий на предоставление социальной выплаты по подпрограмме "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011-2015 годы, признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты, понуждении вынести решение о разрешении использовать субсидии на представление социальной выплаты, предоставить социальную выплату,
с апелляционными жалобами ответчиков АМО "г. Северобайкальск" в лице представителя Лебедевой И.А., Министерства строительства и модернизации ЖКХ Республики Бурятия в лице министра Трифонова Ф.М.
на Решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 25 марта 2014 г.,
которым постановлено: Признать действия (бездействия) государственного заказчика - главного распорядителя бюджетных средств подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы в лице Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по невынесению решения об использовании субсидий на предоставление социальной выплаты незаконными.
Обязать государственного заказчика - главного распорядителя бюджетных средств подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы в лице Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия вынести решение о разрешении использования субсидии на предоставление социальной выплаты собственнику Миськевич Ф.И. по Подпрограмме, как собственникам ветхого и аварийного жилья.
Признать письмо (решение) Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 11.11.2013г. N ... об отказе в получении социальной выплаты незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования "город Северобайкальск" предоставить социальную выплату по подпрограмме "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы собственникам жилого помещения Миськевич Ф.И. при наличии средств в местном бюджете, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы.
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Усольцевой Л.А., выслушав представителя ответчика АМО "г. Северобайкальск" по доверенности Лебедеву И.А., представителя ответчика Министерства строительства и модернизации ЖКХ Республики Бурятия по доверенности Бурюхаева Э.П., представителя истца по доверенности Орлова В.В., проверив материалы дела по доводам жалоб, обсудив апелляционные жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, истец Миськевич Ф.И. просил признать незаконными действия (бездействия ) ответчиков, в результате которых он не может получить социальную выплату по действующей подпрограмме "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия"Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011-2015 года, являясь ее участником.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником аварийного жилого помещения расположенного по адресу: г. Северобайкальск, ул " ... " на основании договора о передаче жилого помещения в собственность безвозмездно от 20.12.2011г., зарегистрированного в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия за номером в реестре ... Истец обратился в Администрацию МО "Город Северобайкальск" с заявлением о выделении социальной выплаты по подпрограмме "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы. Ранее он никаких жилищных субсидий не получал, данная квартира является его единственным жильем. Администрация МО "г. Северобайкальск" со ссылкой на письмо Министерства строительства и модернизации РФ отказала ему в получении социальной выплаты, ссылаясь на нарушение закона о приватизации. Жилищно-бытовая комиссия Администрации МО "г. Северобайкальск" вынесла решение о предоставлении ему социальной выплаты, его учетное дело направлено в Минстрой по РБ, для дачи разрешения на использование субсидии на предоставление ему социальной выплаты. Полагает, что Министерство строительства и модернизации ЖКК Республики Бурятия намеренно затягивает рассмотрение учетных дел граждан без каких - либо на то законных оснований, своими действиями (бездействием) нарушает порядок рассмотрения учетных дел. Считает, что у него имеются все законные основания для получения социальной выплаты.
В заседании районного суда истец Миськевич Ф.И. и представитель истца по доверенности Орлов В.В. иск поддержали в полном объеме, просили его удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации МО "Город Северобайкальск" по доверенности Лебедева И.А. иск признала частично, просила отказать истцу в удовлетворении требований к Администрации МО "город Северобайкальск".
Представитель ответчика Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ в заседании отсутствовал, направил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных Миськевич Ф.И. требований в силу допущенных Администрацией МО "г.Северобайкальск" нарушений при приватизации истцом жилого помещения, ранее признанного аварийным и подлежащим сносу, а также принятия жилищной комиссией Администрации МО "г.Северобайкальск" решения о предоставлении Миськевич Ф.И. социальной выплаты без учета утвержденного МО плана сноса ветхих жилых домов, поскольку дом по адресу: ул. " ... " планируется к сносу в 2017 году. Согласно дополнения к отзыву от 19.03.2013г. Минстрой по РБ сослался на то, что Постановление Правительства республики Бурятия от 25.04.2011г. N185 " О республиканской целевой программе "Жилище" Республики Бурятия на 2011-2015годы" утратило силу в соответствии с п.1.334 постановления Правительства РБ от 21.01.2014г. N15 "О признании утратившим силу некоторых постановлений Правительства Республики Бурятия и о внесении изменений в отдельные постановления Правительства РБ".
Районным судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация МО "Город Северобайкальск" в лице представителя по доверенности Лебедевой И.А. просит отменить решение районного суда в части удовлетворения требований об обязании Администрации МО предоставить социальную выплату истцу по республиканской целевой программе, ссылаясь на его неисполнимость, поскольку субсидии на эти цели в 2014 г. от Министерства не предоставлялись, денежные средства в местном бюджете на предоставление социальной выплаты отсутствуют.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство строительства и модернизации ЖКК РБ в лице Министра Трифонова Ф.М. просит отменить решение в части удовлетворения требований к Министерству, приводя доводы о необоснованном непринятии районным судом доводов ответчика. Автор жалобы ссылается на невозможность предоставления социальных выплат гражданам, жилые помещения которым переданы муниципальным образованием в собственность с нарушением федерального законодательства, так как это влечет нецелевое использование бюджетных средств, поскольку Миськевич Ф.И. сознательно пошел на нарушение ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ", а Администрация МО "г.Северобайкальск" пошла ему навстречу, заключив с ним договор на передачу жилого помещения в собственность после признания его аварийным. Также ответчик ссылается на невозможность принятия Министерством решения о разрешении использования субсидии на предоставление социальной выплаты Миськевич Ф.И. как собственнику ветхого и аварийного жилья по Подпрограмме, признанной утратившей силу.
На заседании судебной коллегии представитель ответчика АМО "г. Северобайкальск" по доверенности Лебедева И.А. поддержала доводы жалобы, просила ее удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства строительства и модернизации ЖКХ Республики Бурятия по доверенности Бурюхаев Э.П. поддержал доводы жалобы, просил ее удовлетворить.
Представитель истца по доверенности Орлов В.В. возражал против удовлетворения жалоб ответчиков, соглашался с решением районного суда, просил оставить его без изменения.
Отсутствовали истец Миськевич Ф.И., представитель соответчика Межведомственной комиссии МО "г. Северобайкальск", будучи надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, нашла возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудивдоводы апелляционных жалоб, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
При разрешении заявленных исковых требований Миськевич Ф.И., районный суд пришел к выводу, что безосновательными являются действия (бездействия) ответчиков, повлекшие исключение истца из списка на предоставление социальной выплаты как участника подпрограммы ""Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011-2015 года, учитывая условия Порядка предоставления социальных выплат собственникам жилых помещений, переселяемым из ветхого и аварийного жилищного фонда зоны БАМа, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 25.04.2011 г. N 185, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений.
При постановке данного вывода районный суд не дал никакой оценки доводам ответчика Министерства строительства и модернизации ЖКХ Республики Бурятия о признании утратившей силы с 01.01.2014 г. подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011-2015 года.
Указанные доводы находят подтверждение в п. 1.334 Постановления Правительства Республики Бурятия от 21.01.2014 г. N 15 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства РБ и о внесении изменений в отдельные постановления Правительства РБ".
Районный суд не учел, что на основании утраты юридической силы акта государственного органа, явившегося основанием возникновения у ответчиков по делу гражданских обязанностей по реализации положений указанной республиканской программы, отсутствовали основания согласиться с требованиями истца о понуждении ответчиков к выполнению неисполненных обязательств, возникших на основании нормативного акта.
В силу изложенного на основании п.п. 1 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ решение в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нормой ст. 307 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности; обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Согласно положений п.2 ч.2 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно положений ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" финансирование расходов на обеспечение жилищных прав собственника аварийного жилого помещения как путем заключения соглашения с собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену или же заключения соглашения о выплате выкупной цены за изымаемое жилое помещение производится на основании региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, что утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно требований ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Исковые требования о понуждении ответчиков к исполнению обязательств были основаны только на нормах Порядка предоставления муниципальными образованиями социальных выплат собственникам жилых помещений, переселяемым из ветхого и аварийного жилищного фонда зоны БАМа", утвержденного органом государственной власти Республики Бурятия в качестве Приложения к подпрограмме "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011-2015 года.
На момент принятия районным судом решения по делу указанный Порядок не действовал, поэтому приведенное судом обоснование постановленных по делу выводов данным недействующим нормативным актом не может быть признано законным и обоснованным.
Позиция представителя истца на заседании коллегии о том, что на момент нарушения прав истца действовал указанный в иске Порядок, региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в зоне БАМа, не может быть принята во внимание. Ответчики являются субъектами бюджетных правоотношений, они не могут без действующего правового основания направлять и использовать бюджетные средства ( ст. 289 Бюджетного кодекса РФ), поэтому избранный истцом способ защиты права, направленный на получение бюджетных средств на социальную выплату, не может быть признан надлежащим.
Не исключена возможность защиты своего права Миськевич Ф.И. на переселение с аварийного жилья иным способом, предусмотренном законом, с учетом положений ст. 32 ЖК РФ, ст. 15 ГК РФ.
Коллегия соглашается с позицией районного суда об удовлетворении заявленных требований в той части, что касалась оценки действий ( бездействия) Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ на период действия вышеуказанной республиканской программы.
Доводам жалобы ответчика о правомерности невынесения им решения об использовании субсидий на предоставление социальной выплаты Миськевич Ф.И. в силу заключения договора приватизации жилого помещения с нарушением требований федерального законодательства районный суд дал правильную правовую оценку.
Он обоснованно пришел к выводу, что указанное бездействие, а также действие ответчика по написанию письма об отказе Миськевич в получении социальной выплаты, являются незаконными, поскольку Миськевич имел зарегистрированное право собственности на жилое помещение, что не было оспорено в установленном порядке.
Указанный вывод районного суда является правильным, соответствующим исследованным материалам дела и нормам действующего законодательства РФ.
Из материалов дела следует, что Миськевич Ф.И. является собственником жилого помещения по адресу: г.Северобайкальск, ул. " ... " на основании договора на передачу квартир в собственность на основании Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 20.12.2011 г., государственная регистрация которого произведена 23.12.2011 г. (л.д. 11-12). 11.11.2013 г. Министерство строительства и модернизации ЖКХ РБ в период действия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в зоне БАМа направило Администрации МО "Г.Северобайкальск" письмо об отказе в получении социальной выплаты со ссылкой на нарушение ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", так как приватизация жилого помещения осуществлена с нарушением федерального законодательства ( л.д. 13). Согласно вступившего в законную силу решения Северобайкальского городского суда РБ от 10.01.2014 г. Администрации МО " Город Северобайкальск" было отказано в удовлетворении исковых требований к Миськевич Ф.И. о признании недействительным договора о передаче жилого помещения в собственность от 20.12.2011 г. ( л.д.100-102).
Вышеуказанные действие (бездействие) ответчика не соответствовало действовавшему до 01.01.2014 г. Порядку предоставления муниципальными образованиями социальных выплат собственникам жилых помещений, переселяемым из ветхого и аварийного жилищного фонда зоны БАМа, так как не было в нем предусмотрено.
Не заслуживают внимания доводы представителя ответчика на заседании коллегии о том, что на момент написания письма и непринятия требуемого по Программе решения не был известен результат рассмотрения спора по действительности договора приватизации.
На основании признания и подтверждения государством возникновения у Миськевич Ф.И. права собственности на указанное жилое помещение, у ответчика не имелось оснований не признавать наличие данного права.
В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 25 марта 2014 г. отменить в части.
Отказать в удовлетворении требований о понуждении государственного заказчика - главного распорядителя бюджетных средств подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы в лице Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия вынести решение о разрешении использования субсидии на предоставление социальной выплаты Миськевич Ф.И. по Подпрограмме, как собственнику ветхого и аварийного жилья.
Отказать в удовлетворении требований о понуждении Администрации муниципального образования "город Северобайкальск" предоставить социальную выплату по подпрограмме "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы собственнику жилого помещения Миськевич Ф.И. при наличии средств в местном бюджете, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства и модернизации ЖКХ Республики Бурятия без удовлетворения.
Председательствующий судья Л.А.Усольцева
Судьи коллегии Т.Б.Казанцева
О.М.Эрхетуева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.