Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Кротова Л.М.,
судей коллегии Холонгуевой О.Р. и Усольцевой Л.А.,
при секретаре Семеновой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к филиалу ОАО "МРСК Сибири"-"Бурятэнерго" о признании противоправным расчета платы за потребляемую электрическую энергию с учетом общедомового прибора учета жителям ветхих, аварийных домов, понуждении прекратить производить расчет платы за потребляемую электрическую энергию с учетом общедомового прибора учета жителям ветхих, аварийных домов
с апелляционной жалобой ответчика филиал ОАО "МРСК Сибири"-"Бурятэнерго" в лице представителя по доверенности Васиной И.А.
на Решение Закаменского районного суда Республики Бурятия от 20 марта 2014 года,
которым постановлено: Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать противоправными расчет платы филиала ОАО "МРСК Сибири" -"Бурятэнерго" за потребляемую электрическую энергию с учетом общедомового прибора учета жителям ветхих, аварийных домов г. Закаменск.
Обязать филиал ОАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго" прекратить расчет платы за потребляемую электрическую энергию с учетом общедомового прибора учета жителям ветхих, аварийных домов г. Закаменск.
Обязать филиал ОАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго" довести до сведения потребителей решение суда по данному делу, через СМИ г. Закаменск в течение 10 дней с момента вступления судебного решения в законную силу.
Взыскать с филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго" в доход МО "Закаменский район" государственную пошлину в размере в " ... " руб.
Заслушав доклад судьи Усольцевой Л.А., выслушав представителя ответчика по доверенности Вторушину О.С., представителя истца по доверенности Санжиеву Е.А., представителя третьего лица Администрации МО "Город Закаменск" по доверенности Злыгостеву Т.А., проверив материалы дела по доводам жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 46 ГПК РФ, истец Управление Роспотребнадзора по РБ просил признать противоправным расчет платы ОАО "МРСК Сибири"-филиал "Бурятэнерго" за потребляемую электрическую энергию с учетом общедомового прибора учета жителям ветхих, аварийных домов, проживающих на территории МО ГП "г. Закаменск" незаконным, обязать ОАО "МРСК Сибири" - филиал "Бурятэнерго" прекратить производить расчет платы за потребленную электроэнергию жителям ветхих, аварийных домов на территории МО ГП "г. Закаменск", обязать ОАО "МРСК Сибири" - филиал "Бурятэнерго" в установленный законом срок довести информацию о принятом судом решении путем размещения в средствах массовой информации.
Исковые требования мотивированы тем, что к истцу поступило обращение заместителя главы МО ГП "г. Закаменск" о нарушении прав жителей ветхих, аварийных, подлежащих сносу домов г. Закаменск со стороны ОАО "МРСК Сибири" - филиала "Бурятэнерго" в связи с многочисленными обращениями указанных жителей, не согласных с расчетом ответчиком платы за потребляемую электрическую энергию с учетом общедомового прибора учета, с получением от филиала МРСК уведомлений о необходимости оплатить долги за расход электроэнергии с учетом общедомового прибора учета с предупреждением об отключении электрической энергии в случае неоплаты. При проверке указанных в письме фактов в действиях ответчика истцом установлено нарушение положений ФЗ от 23.11.2009 г. "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" N 261-ФЗ, так как обязательная организация учета используемых энергетических ресурсов с применением общедомовых приборов учета не распространена законодателем на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013 года. Ответчик не устраняет указанные нарушения, несмотря на предоставление Администрацией г.Закаменск сведений по ветхому и аварийному жилью, не подлежащему оборудованию общедомовыми приборами учета при расчете платы за коммунальную услугу "электроснабжение" с учетом общедомового прибора учета.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрации МО "Закаменский район" и МО "г. Закаменск", ИП Баиров М.Ю., ТСЖ "Надежда".
Определением суда от 20.03.2014 г. произведена замена ненадлежащего ответчика ОАО "МРСК Сибири" - филиал "Бурятэнерго" в лице Закаменского сбытового участка на надлежащего ответчика - филиал ОАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго".
В заседании районного суда представитель истца по доверенности Пронтеева Е.Г. поддержала иск в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Аксентьева Т.К. иск не признала, ссылаясь на положения ст. ст. 210, 541, 544 ГК РФ, 154 ЖК РФ, Правила предоставления коммунальных услуг, Федеральный закон N261-ФЗ, указала, что закон не содержит положений, запрещающих оборудование аварийного дома, подлежащего сносу до 01.01.2013 г. коллективным прибором учета, а также положений, освобождающих потребителей от обязанности внесения платы за потребленные услуги на основании показаний приборов учета. Спорные многоквартирные дома г. Закаменск признаны лишь аварийными и подлежащими сносу, однако дата и период сноса в заключениях Межведомственной комиссии не установлены. Действия ОАО "МРСК Сибири" по установке коллективных приборов учета, а также действия по начислению платы абонентам исходя из показаний общедомового прибора учета являются законными и обоснованными.
Представитель третьего лица Администрации МО "Город Закаменск" по доверенности Злыгостева Т.А. иск поддержала в полном объеме, пояснив, что в силу Приказа Минрегиона России от 29.12.2011г. N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального общего (квартирного) коллективного (общедомового) приборов учета" установка соответствующего вида приборов учета невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем. Поскольку установка общедомового прибора учета электроэнергии произведена незаконно, сам прибор учета электроэнергии не может использоваться как общедомовой прибор учета электроэнергии, расчет стоимости использованной на общедомовые нужды электрической энергии произведенный ресурсоснабжающей организацией является недействительным.
Третье лицо ИП Кравченко П.С. просил заявленные требования удовлетворить, пояснив, что в настоящее время ТСЖ "Надежда" не существует, установка общедомовых приборов учета не согласовывалась с жильцами многоквартирных домов, в связи с чем установление приборов учета без согласия собственников нарушает их права как потребителей.
Районным судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика по доверенности Васина И.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное в силу неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального права. Автор жалобы приводит доводы о неверном толковании судом положений ФЗ от 23.11.2009 г. "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" N 261-ФЗ, поскольку указанная в нем норма об отсутствии обязательности учета потребляемой жителями ветхих, аварийных домов электроэнергии путем применения приборов учета не означает запрета на его организацию, учитывая, что приборы общедомового учета были установлены филиалом ОАО "МРСК Сибири" за свой счет и до предоставления реестров ветхих и аварийных домов, данные приборы работают исправно, проходят плановые проверки, их работа истцом не оспаривается.
Управлением Роспотребнадзора по РБ в лице представителя по доверенности Санжиевой Е.А. поданы письменные возражения на апелляционную жалобу ответчика, в которых она просит жалобу оставить без удовлетворения, решение районного суда без изменения.
На заседании судебной коллегии представитель ответчика по доверенности Вторушина О.С. жалобу поддержала, настаивала на ее удовлетворении.
Представитель истца по доверенности Санжиева Е.А. возражала против удовлетворения жалобы, просила учесть письменные возражения, решение суда оставить без изменения.
Представитель третьего лица Администрации МО "Город Закаменск" по доверенности Злыгостева Т.А. возражала против удовлетворения жалобы ответчика, ссылалась на незаконный способ, избранный ответчиком для возмещения энергетических потерь при изношенных сетях, несмотря на то, что им возмещаются эти потери с республиканского бюджета. Она также не соглашалась с доводами представителя ответчика о преимущественном нахождении ветхого, аварийного жилья в муниципальной собственности, ссылаясь на то, что всего 9 процентов ветхого, аварийного жилья в г.Закаменск находится в муниципальной собственности, остальное жилье - в собственности граждан.
Отсутствовали представители третьих лиц Администрации МО "Закаменский район", ИП Баиров М.Ю., ТСЖ "Надежда", будучи надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, находит возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.
Выслушав стороны, проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, обсудив апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены или же изменения решения районного суда, постановленного с учетом обстоятельств дела, на основании исследованных с соблюдением ст. 67 ГПК РФ доказательств и требований закона.
При разрешении заявленных требований районный суд пришел к выводам, что общедомовые приборы учета электроэнергии были установлены в ветхих и аварийных многоквартирных домах г.Закаменск ( 41 объект) ответчиком ОАО "МРСК Сибири" в нарушение ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491; данные приборы не являются коллективными (общедомовыми) приборами учета, поскольку в установленном порядке не включены в состав общего имущества многоквартирных жилых домов, решение о их использовании в качестве коллективного (общедомового) прибора учета собственниками домов не принималось, в силу чего использование их показаний при расчете платы за электроэнергию пользователям жилых помещений оборудованных индивидуальными приборами учета противоречит нормам ЖК РФ, положениям Правил предоставления коммунальных услуг N 307 и N 491.
Указанные выводы судебная коллегия находит правильными, соответствующими исследованным материалам дела и нормам действующего законодательства РФ.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 3 ст. 539 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23 ноября 2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу ч.1 ст. 11 вышеназванного Федерального закона здания, строения, сооружения, за исключением указанных в ч.5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.
При этом из положений ч.5 ст. 13 данного Федерального закона следует, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в ч.6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Из требований ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 N 261-ФЗ также следует, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Однако требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии, которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Обстоятельство нахождения 41 многоквартирного жилого дома в г.Закаменск в утвержденном Главой МО ГП "Город Закаменск" перечне аварийных жилых домов, подлежащих сносу, подтверждено представленным Перечнем ( л.д.161) и заключениями межведомственной комиссии о признании жилых домов, входящих в указанный перечень, аварийными, подлежащими сносу.
Дома силами и за счет средств ответчика оборудованы общедомовыми коллективными приборами учета электроэнергии и с мая 2013 г. расчет оплаты за электроэнергию производится жителям аварийных домов по показаниям указанных приборов.
Данное обстоятельство не оспаривалось ответчиком.
Не может иметь существенного значения довод жалобы об утверждении перечня аварийных домов после установки ответчиком общедомовых коллективных приборов учета электроэнергии, поскольку, статус аварийных, подлежащих сносу, включенные в перечень многоквартирные дома приобрели с момента их признания аварийными межведомственной комиссией.
Согласно п. 42 Положения о признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу(реконструкции), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, межведомственная Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Все 41 многоквартирных жилых дома были признаны аварийными до установки ответчиком на них общедомовых приборов учета, о чем свидетельствуют заключения межведомственной комиссии, принятые в период с 04.08.2009 г. по 16.12.2011 г.
Гражданское законодательство РФ предполагает добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий ( ч.5 ст. 10 ГК РФ).
Поскольку при установке общедомовых приборов учета представителям ответчика было очевидно нахождение многоквартирных домов в аварийном состоянии вследствие разрушения его конструктивных элементов, так как Акты обследования 41 жилого дома с 2009 года это бесспорно подтверждают, а капитальный ремонт электросетей аварийных домов ответчиком не производился, имеет место недобросовестность в действиях ответчика по установке общедоморвых приборов учета на аварийные электрические сети.
Согласно подп. а) п. 2 Приказа Минрегиона России от 29.12.2011г. N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального общего (квартирного) коллективного (общедомового) приборов учета" установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).
Не может иметь существенного значения довод апелляционной жалобы о том, что срок сноса аварийных домов в г.Закаменск не определен, так как им не опровергнут довод представителей истца и третьего лица о включении 41 аварийных многоквартирных жилых домов в г.Закаменск в республиканскую программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в Республике Бурятия в 2013-2015 годах", утвержденную Постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.06.2013 года N 332. Исходя из пояснений представителя третьего лица на заседании коллегии дата сноса определяется окончанием строительства жилых помещений, пригодных для переселения жителей аварийных домов, что планируется завершить в 2016 году.
Коллегия находит несостоятельными доводы ответчика в жалобе об отсутствии в законодательстве запрета на установку общедомовых приборов учета в ветхих и аварийных домах, так как они основаны на неверном толкованим им норм материального права.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не содержит положений, позволявших бы монтаж коллективных приборов учета по инициативе сетевой или ресурсоснабжающей организаций за счет собственных средств и сил на аварийные многоквартирные дома и производить начисление оплаты за электроэнергию по его показаниям.
В указанном Федеральном законе N 261-ФЗ предусмотрены виды мероприятий по повышению эффективности энергосбережения, которые должны быть проведены участниками рынка услуг, сроки их проведения и ответственные лица за их проведение. Из круга лиц, в отношении которых должна быть введена организация учета потребляемой электроэнергии посредством использования коллективного счетчика, законодатель исключил наряду с некоторыми другими категориями потребителей, жильцов аварийных домов.
Позиция ответчика фактически направлена на преодоление установленного ограничения действия закона по кругу лиц, что является недопустимым.
Данная позиция влечет для собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме дополнительные обязательства по содержанию в исправном состоянии и по техническому обслуживанию прибора учета.
В соответствии с п.9 ст.11 ФЗ-261 от 23.11.2009 г. собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Применительно к домам, признанным аварийными и подлежащими сносу, выполнение указанных требований закона является невозможным ввиду ветхости и изношенности инженерных систем и оборудования, что прямо предусмотрено в вышеуказанном Приказе Минрегиона России от 29.12.2011г. N 627, которым признана невозможной установка соответствующего вида приборов учета без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем.
Установленные ответчиком за свой счет общедомовые приборы учета потребленной электроэнергии в ветхих аварийных домах подлежат использованию только для взаимозачетов между сетевой и энергоснабжающей организациями, а не для расчетов с потребителями, проживающими в жилых помещениях.
Это следует из правильно установленных районным судом обстоятельств, свидетельствующих о том, что указанные приборы не включены в состав общего имущества собственников многоквартирных жилых домов, поскольку собственниками домов не принималось решение о их использовании в качестве коллективного (общедомового) прибора учета.
Как следует из пояснений начальника сбытового участка Ш. М.Н., начальника Закаменского РЭС И. А.В., приборы учета устанавливались с 2011 г., собственники жилых помещений при установке приборов не участвовали, приборы находятся в собственности "Бурятэнерго", в общее имущество собственников не передавались, акты ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета отсутствуют.
Довод представителя ответчика на заседании коллегии о том, что акты установки общедомовых приборов учета электроэнергии на вводе аварийных жилых многоквартирных домов были подписаны Администрацией МО "Г.Закаменск" не могут иметь существенного значения, так как, не предоставлено доказательств о нахождении более 50% аварийных квартир в муниципальной собственности, не опровергнут довод представителя третьего лица о нахождении в муниципальной собственности 9 процентов ветхого жилья в г.Закаменск, что не подтверждает принятия в установленном законом порядке решения собственников помещений в многоквартирном жилом доме относительно состава общего имущества ( ст. 36, 44-46 ЖК РФ, п. 2-7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491).
При осуществлении расчетов за энергетические ресурсы без учета данных, полученных при помощи коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов, в отношении истцов применялись расчетные способы определения количества энергетических ресурсов, установленные согласно законодательству Российской Федерации.
Содержание и порядок выбора способов регулирования цен и тарифов в сфере теплоснабжения и электроэнергетики определены в Постановлении Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" при оплате потребленной электроэнергии.
Исходя из пояснений представителя ответчика на заседании коллегии в связи с установкой коллективного прибора учета потребителям стали начислять большие денежные суммы, так как ранее им начислялась оплата по показаниям индивидуальных приборов учета или же по установленным нормативам потребления, без учета расходов на общедомовые нужды. Таким образом, подтверждено обстоятельство дополнительного распределения на жителей 41 аварийного дома бремя оплаты за электроэнергию, в числе предъявленных ответчиком к оплате расходов находятся учтенные и неучтенные потери. Об указанном обстоятельстве было заявлено на заседании коллегии представителем третьего лица и объяснено, что ответчик тем самым пытается получить двойную выгоду, возмещая потери через бюджет и принимая попытки взыскать их с жителей ветхих домов, подлежащих сносу. Указанные пояснения представитель истца не опроверг.
Коллегия соглашается с вышеуказанными выводами районного суда об обоснованности заявленных Роспотребнадзором требований по делу. Суд первой инстанции при рассмотрении дела обоснованно исходил из того, что требования действующего законодательства РФ об организации обязательного учета потребленных энергетических ресурсов с использованием общедомовых приборов учета не распространяются на аварийные многоквартирные жилые дома, подлежащие сносу, в связи с чем расчеты между ОАО "МРСК Сибири"- "Бурятэнерго" и потребителями, проживающими в таких домах, не могут быть основаны на показаниях таких приборов.
Избранный поставщиком электрической энергии расчетный способ в силу его несоответствия требованиям закона по вышеприведенным доводам не подлежит применению, а действия ответчика по установке общедомовых приборов учета и начислению потребителям указанных домов платы за электроэнергию на основании данных приборов нарушают жилищные права жителей аварийных домов.
Доводы жалобы не влияют на правильность решения районного суда и не могут повлечь его отмену применительно к требованиям ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 328- 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Закаменского районного суда Республики Бурятия от 20 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика филиал ОАО "МРСК Сибири"-"Бурятэнерго" в лице представителя по доверенности Васиной И.А. без удовлетворения.
Председательствующий судья Л.М.Кротова
Судьи коллегии О.Р.Холонгуева
Л.А.Усольцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.