Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего Урмаевой Т.А., судей коллегии Захарова Е.И., Назимовой П.С., при секретаре Григорьевой Е.С., с участием прокурора Налетовой М.М., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ Гармаевой Л.В. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 05 мая 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать МУ "Комитет городского хозяйства Администрации города Улан-Удэ принять меры по организации ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, расположенной в 20 м. западнее от ул. Бабушкина, 53 г. Улан-Удэ, объемом около 10 куб.м., площадью около 150 кв.м.
Заслушав доклад председательствующего, выслушав пояснения представителя ответчика Мотоевой М.К., прокурора Налетовой М.М., ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, Восточно-Байкальский межрайонный прокурор просил обязать МУ "Комитет городского хозяйства администрации г.Улан-Удэ" принять меры по организации ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, расположенной в 20 метрах западнее от дома 53 по ул. Бабушкина г. Улан-Удэ, на площади 150 кв.метров, объемом 10 куб. метров.
Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки на указанной территории было установлено наличие несанкционированной свалки. Обязанность по надлежащей организации мер по ликвидации образовавшейся свалки возложена на органы местного самоуправления, в частности на Комитет городского хозяйства, однако соответствующие меры ответчиком не приняты.
В судебном заседании представитель истца Будаев З.Б. настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель МУ "Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ" Гармаева Л.В. возражала по заявленным требованиям, полагала об отсутствии причинно-следственной связи между деятельностью ответчика и наличием несанкционированной свалки, образованной действиями третьих лиц.
Представитель Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования в суд не явился.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Гармаева Л.В. просит отменить решение суда, указывая на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, поскольку при принятии решения судом не применен закон, подлежащий применению, не определен круг лиц, ответственных за сбор, вывоз отходов, что повлекло принятие незаконного решения, нарушившего права и законные интересы МУ "Комитет городского хозяйства" г. Улан-Удэ.
В суде апелляционной инстанции представитель Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ Мотоева М.К. настаивала на отмене решения суда, просила в иске прокурора отказать по мотивам, изложенным в жалобе.
Прокурор Налетова М.М. полагала возможным оставить решение районного суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования, будучи надлежаще извещенным, в суд не явился.
Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 42 Конституции РФкаждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст.ст.8, 21 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N52-ФЗ от 30 марта 1999 года граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Судом первой инстанции установлено, что на территории МО "город Улан-Удэ" имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, расположенная в 20 метрах западнее от дома 53 ул. Бабушкина г. Улан-Удэ, на площади 150 кв.метров, объемом 10 куб. метров.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что обязанность по организации уборки несанкционированной свалки на территории МО "Город Улан-Удэ" в соответствии с нормами санитарного, экологического законодательства лежит на ответчике, являющемся структурным подразделением органа местного самоуправления Администрации г. Улан-Удэ.
Указанный вывод полностью соответствует исследованным материалам дела и нормам действующего законодательства РФ.
При этом суд правомерно сослался на положения ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003г. N131-ФЗ, ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления", ФЗ N 52 от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002г. N 7-ФЗ, Положение о Комитете городского хозяйства Администарции г. Улан-Удэ.
Согласно ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Пунктом 24 части 1 статьи 16 этого ФЗ, пунктом 25 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования "город Улан-Удэ", утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08 мая 2007 года N 624-63, к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на орган местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовыхи промышленных отходов.
С учетом приведенных выше норм права довод жалобы о том, что Комитет городского хозяйства является ненадлежащим ответчиком по делу, несостоятелен и подлежит отклонению.
Ссылка представителя Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ на необходимость возложения обязанности по ликвидации свалки на собственников жилых дом, вблизи которых осуществлен сброс твердых бытовых отходов, несостоятельна.
Согласно ст.42 ЗК РФ, собственники земельных участков и арендаторы земельных участков обязаны соблюдать при их использовании требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов; не допускать загрязнение, захламление, плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно Правилам по благоустройству территории городского округа "Город Улан-Удэ", утвержденным Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 6 июня 2013 г. N 230, существуют единые и обязательные для исполнения нормы и правила в сфере благоустройства территории городского округа "город Улан-Удэ", которые включают в себя: требования по проектированию и размещению объектов благоустройства; комплекс мероприятий по содержанию территории города; перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; порядок участия собственников зданий (помещений в них), строений и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий. В силу п. 1.2 указанных Правил, требования настоящих Правил являются обязательными для исполнения всеми юридическими, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Правила действуют на всей территории города Улан-Удэ.
В названных Правилах определены ответственные лица с разграничением границ территории, подробно изложен порядок и сроки уборки городских территорий.
Пункт 4.1.1 указанных Правил предусматривает обязанность ответственных лиц обеспечивать санитарное содержание территорий в зимний и летний период, определенных в соответствии с пунктом 1.6, 1.6.1 и 1.7 настоящих Правил, и убирать собственную и прилегающую территорию, а также обеспечить сбор и вывоз бытовых (твердых и жидких), строительных, производственных отходов, крупногабаритного мусора, снега, смета, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, удаление обледенений в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами на собственной и прилегающей территории.
Согласно Правилам под прилегающей территорией понимается территория общего пользования, непосредственно примыкающая к границам землеотвода здания, строения, сооружения, ограждения, строительной площадки, объектам торговли, общественного питания и бытовых услуг, рекламным конструкциям, земельным участкам и иным объектам, находящимся в собственности, владении, пользовании юридических или физических лиц. Расстояние прилегающей территории для каждого объекта благоустройства определено настоящими Правилами.
В соответствии с п. 1.7 Правилдля собственников домов на территории индивидуальной жилой застройки границы прилегающих территорий устанавливаются в радиусе 5 метров по периметру ограждения земельного участка или границ земельного участка, если ограждение отсутствует.
Из материалов дела усматривается, что образовавшаяся несанкционированная свалка расположена за пределами установленных Правилами границ, в связи с чем оснований для возложения обязанности по ее ликвидации на собственников жилых домов не имелось.
Не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отмены решения суда доводы жалобы о том, что районный суд неправильно применил нормы материального права, не применив нормы жилищного законодательства, регулирующего правоотношения по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации жилых помещений. Поскольку законодатель не ставит разрешение органами местного самоуправления вопросов местного значения, таких как организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в зависимость от исполнения гражданами прав и обязанностей, вытекающих из жилищных правоотношений, вышеназванные нормы жилищного законодательства не регулируют спорные правоотношения и соответственно не подлежат применению при разрешении спора по делу.
Иные доводы ответчика выводов суда не опровергают, были проверены судом первой инстанции и получили верную правовую оценку.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными судом доказательствами, подробно мотивированы в решении. Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не установлено.
Суд первой инстанции при разрешении настоящего дела правильно установил юридически значимые обстоятельства по делу, полно и всесторонне исследовал доказательства в судебном заседании и, оценив их с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, обоснованно удовлетворил заявленные истцом требования.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 05 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья Т.А. Урмаева
Судьи коллегии Е.И. Захаров
П.С. Назимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.