Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего Урмаевой Т.А., судей коллегии Захарова Е.И., Холонгуевой О.Р., при секретаре Васильевой А.В., с участием прокурора Налетовой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Улан-Удэ 30 июля 2014 г. дело по апелляционной жалобе третьего лица Сызенко М.В. на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 12 мая 2014 г. по гражданскому делу по иску Поляевой Т.А. к Толмачеву ФИО13 о признании утратившим право пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения в другое жилое помещение, которым постановлено:
Признать Толмачева П.М. утратившим право пользования жилым помещением по адресу: г " ... "
Выселить Толмачева П.М. в другое жилое помещение по адресу: г. " ... "
Заслушав доклад председательствующего, изучив доводы жалобы, выслушав представителя третьего лица Сызенко М.В. - Орлова В.В., заключение прокурора Налетовой М.М., ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Поляева Т.А. предъявила иск о признании Толмачева П.М. утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по " ... ". Заявленные требования мотивировала тем, что ответчик не является членом ее семьи, в силу закона за ним сохранено право пользования жилым помещением по прежнему месту жительства, куда он должен быть выселен.
В судебном заседании ответчик Толмачев П.М. не возражал против заявленных требований, пояснял, что ранее являлся нанимателем жилого помещения по " ... "72 в " ... ", откуда был вынужден выехать, затем дал согласие на его приватизацию дочерью бывшей супруги - С. Права пользования данной квартирой в судебном порядке он не был лишен, другого жилья не имеет.
Третье лицо Сызенко М.В. в судебное заседание не явилась, направила письменные пояснения, в которых возражала против вселения Толмачева в ее квартиру, поскольку Толмачев П.М. с 2005 г. жилым помещением не пользуется, обязанности по содержанию жилого помещения не исполняет.
Городской суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе третье лица Сызенко М.В. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает несостоятельными выводы суда о сохранении за Толмачевым права пользования жилым помещением по " ... "72 в " ... ".
На заседании судебной коллегии представитель третьего лица Орлов В.В. доводы жалобы поддержал, прокурор Налетова М.М. полагала решение суда подлежащим изменению.
Истец Поляева Т.А., ответчик Толмачев П.М., будучи надлежаще извещенными, на заседание судебной коллегии не явились.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.
Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
По общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (ч. 1 ст. 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по смыслу ч. ч. 1, 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
Разрешая заявленные требования, районный суд пришел к выводу о том, что Толмачев П.М. подлежит выселению в другое жилое помещение по " ... "72 в " ... " ввиду наличия у него права пользования данным жилым помещением.
Однако с таким выводом судебная коллегия не может согласиться.
Данные обстоятельства имели бы свое правовое значение лишь при разрешении спора между Толмачевым и собственником жилого помещения Сызенко М.В. о вселении и признании права пользования жилым помещением. При рассмотрении настоящего спора районным судом установлению подлежали обстоятельства, свидетельствующие об утрате Толмачевым права пользования жилым помещением, принадлежащего истице.
В данном случае обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения дела, являлся факт прекращения семейных отношений между Поляевой и Толмачевым, отказ от ведения ими общего хозяйства, отсутствие общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу.
Ответчиком Толмачевым П.М. в силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что он является членом семьи собственника жилого помещения Поляевой, а также свидетельствующих о ведении ими общего хозяйства, заключении ими соглашения о порядке пользования жилым помещением, что давало бы суду основания для сохранения за ним права пользования жилым помещением.
Таким образом, в силу установленных по делу обстоятельств и положений вышеуказанных норм материального права, собственник жилого помещения Поляева была вправе требовать выселения Толмачева П.М. без предоставления другого жилого помещения.
Кроме того, требования о вселении в прежнее жилое помещение Толмачевым суду не заявлялись, а при их наличии подлежали бы рассмотрению в отдельном судопроизводстве.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда в части выселения Толмачева П.М с предоставлением другого жилого помещения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 12 мая 2014 г. изменить в части выселения Толмачева П.М. в другое жилое помещение по адресу: " ... ".
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции: "Признать Толмачева ФИО13 утратившим право пользования жилым помещением по адресу: " ... ".
Выселить Толмачева П.М. из жилого помещения, расположенного по адресу: " ... " без предоставления другого жилого помещения".
Председательствующий: Т.А. Урмаева
Судьи коллегии: Е.И. Захаров
О.Р. Холонгуева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.