Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Куницыной Т.Н.,
судей
коллегии Семенова Б.С., Казанцевой Т.Б.
при секретаре Семеновой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску Диановой Н.С. к Центру по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в РБ о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с применением льготного порядка исчисления трудового стажа
по апелляционной жалобе Центра об установлении и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в РБ
на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 17 апреля 2014 г., которым
требования Диановой Н.С. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Куницыной Т.Н., выслушав пояснения представителя Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в РБ Дамбиевой Е.Б., истца Диановой Н.С., представителя третьего лица ГБУЗ "Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко" Сангажапова А.М., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дианова обратилась в суд с иском к Центру по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в РБ, в котором просила признать решение Центра об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости незаконным; обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы с " ... " г. по " ... " г. в должности медицинской сестры-анестезиста отделения реанимации и интенсивной терапии ГБУЗ "Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко" в льготном исчислении, и назначить ей пенсию со дня обращения за назначением пенсии в пенсионный орган.
В ходе рассмотрения дела истец уточнила исковые требования: просила включить в специальный стаж периоды работы с " ... " г. по " ... " г. в должности медицинской сестры отделения реанимации роддома ГБУЗ "Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко", с " ... " г. по " ... " г. в должности медицинской сестры-анестезиста хирургического отделения ГУЗ "Детская республиканская больница", а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с " ... " г. по " ... " г., с " ... " г. по " ... " г., с " ... " г. по " ... " г.
В обоснование требований истица указала, что, работая в указанных должностях, она выполняла работы, дающие право на льготное исчисление специального стажа для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Находясь на курсах повышения квалификации, она оставалась пребывать в должности, обучение непосредственно было связано с работой.
В судебном заседании Дианова и ее представитель Шабанов исковые требования поддержали.
Представитель Центра Отхонов исковые требования не признал, полагая, что периоды работы истца включены в специальный стаж, но оснований для применения льготного коэффициента при исчислении стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости у Центра не было. Также считал, что отсутствуют основания для включения в льготный стаж периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации.
Определением суда от 20.02.2014 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУЗ "Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко".
Представитель ГБУЗ "Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко" в судебное заседание не явился; от представителя Сангажапова поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Районный суд требования Диановой удовлетворил, возложив на ответчика обязанность зачесть оспариваемые периоды в специальный стаж с применением льготного коэффициента и назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения.
В апелляционной жалобе Центр по установлению и выплате пенсий ПФ РФ (ГУ) в РБ просит отменить решение суда и отказать Диановой в удовлетворении требований. Полагает, что суд необоснованно на ответчика обязанность включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды нахождения Диановой на курсах повышения квалификации с применением льготного коэффициента. Считает, что суд неверно определил срок назначения пенсии. На момент обращения Диановой в Центр с заявлением о назначении пенсии продолжительность ее стажа на соответствующих видах работ составляла менее 30 лет, так юридически значимые обстоятельства о характере работы были установлены судом.
В заседании судебной коллегии представитель Центра по назначению и выплате пенсий ПФ РФ в РБ Дамбиева доводы апелляционной жалобы поддержала.
Дианова с ними не согласилась, просила оставить решение суда без изменения.
Представитель ГБУЗ "Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко" Сангажапов с доводами апелляционной жалобы также не согласился.
Проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях право на досрочное пенсионное обеспечение независимо от возраста имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, утверждаются Правительством РФ.
Пенсионное обеспечение медицинских работников регулируется, в частности, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (до 01.01.2002 г.), Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 (до 01.11.1999 г.) "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет".
В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464, право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В силу п. 3 указанного Постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 г. засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464.
Абзацем 3 п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 предусматривалось исчисление выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии в льготном порядке - один год работы в этих должностях и подразделениях исчислялся за один год и 6 месяцев.
В соответствии с Приказом Минздрава РФ N 377 от 15.10.1999 г. к среднему медицинскому персоналу отнесена должность медицинской сестры-анестезиста.
Рассматривая требование о включении в льготном порядке в специальный стаж периода работы истца с " ... " г. по " ... " г. в должности медицинской сестры отделения реанимации роддома ГБУЗ "Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко", а также с " ... " г. по " ... " г. в должности медицинской сестры-анестезиста хирургического отделения ГУЗ "Детская республиканская больница", суд принял во внимание характер выполняемой Диановой работы в спорные периоды, в том числе, учел пояснения истицы о том, что, занимая указанные должности, она участвовала в проведении хирургических операций, осуществляла контроль за состоянием больного во время анестезии, интенсивной терапии и реанимации.
Пояснения истца подтверждены показаниями свидетелей, а также письменными доказательствами, представленными в ходе рассмотрения дела.
Так, согласно штатному расписанию ГБУЗ "Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко" за период с " ... " г. в указанном медицинском учреждении существовало операционно-анестезиологическое отделение родильного дома, что свидетельствует о том, что указанное отделение имело хирургический профиль, фактически являлось отделением анестезиологии-реанимации. В качестве среднего медицинского персонала в отделении была предусмотрена, в том числе, должность медсестры-анестезистки.
Кроме того, указанные истицей сведения подтверждены справками работодателей, штатными расписаниями ГУЗ "Детская республиканская больница".
Таким образом, суд пришел к верному выводу о том, что истец, занимая указанные должности, фактически выполнял обязанности медицинской сестры-анестезиста, следовательно, вправе претендовать на зачисление данного периода работы в специальный стаж в льготном исчислении.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно включил в стаж Диановой на соответствующих видах работ периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу п. 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд незаконно установил срок назначения истцу досрочной трудовой пенсии со дня обращения в пенсионный орган, подлежит отклонению.
В силу ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В соответствии с абз. 2 п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня его обращения с заявлением указанный орган, либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ.
Из смысла и содержания приведенных норм следует, что назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права заявителя на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Учитывая, что основания для льготного исчисления специального стажа работы, связанной с медицинской деятельностью, имелись на день обращения истца в Центр и, что специальный стаж являлся достаточным для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости, районный суд обоснованно обязал ответчика назначить Диановой пенсию с " ... " г.
Определяя дату назначения пенсии, суд не допустил нарушений действующего законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям.
Изложенное выше свидетельствует о законности и обоснованности постановленного по существу исковых требований решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 17 апреля 2014 г. суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Куницына Т.Н.
Судьи Семенов Б.С.
Казанцева Т.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.