Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего Урмаевой Т.А., судей коллегии Захарова Е.И., Холонгуевой О.Р., при секретаре Васильевой А.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Асташева О.Г. к Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ о признании нуждающимся в жилом помещении, постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам по апелляционной жалобе истца на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 05 июня 2014 г. которым исковые требования Асташева О.Г. оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад председательствующего, выслушав Асташева О.Г., его представителя Соломонову Н.Г., представителя ответчика Гармаеву Л.В., представителя Министерства социальной защиты населения Казакова А.В., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Асташев О.Г. предъявил иск к Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ о признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и постановке его на учет в качестве нуждающегося в указанном жилом помещении.
Требования мотивированы тем, что при обращении к ответчику для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ему было отказано по мотиву достижения им 23-летнего возраста. Считает отказ незаконным, поскольку нуждающиеся в предоставлении жилых помещений дети-сироты могут быть поставлены на учет независимо от возраста.
В судебном заседании истец Асташев О.Г., его представитель Соломонова Н.Г. настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Представитель Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ Санжиева С.Ц. возражала по иску, поскольку на момент обращения с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по категории детей-сирот истец достиг 23-летнего возраста. Кроме того, в собственности истца имеется 1/2 доли комнаты в коммунальной квартире, он состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий в качестве малоимущего.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Асташев О.Г. просит об отмене решения суда и удовлетворении его требования в полном объеме, ссылаясь на то, что по окончании учебного заведения не был поставлен в установленном порядке на учет как сирота, нуждающийся в предоставлении жилого помещения. Кроме того, законом предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами достигшими 23-летнего возраста до фактического обеспечения их жилыми помещениями, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На заседании судебной коллегии Асташев О.Г., представитель Соломонова Н.Г. доводы жалобы поддержали.
Представитель ответчика Гармаева Л.В. полагала, что решение судом постановлено законно и обоснованно, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
Представитель Министерства социальной защиты по РБ Казаков А.В. просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Действовавшие ранее пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ в редакции (до 01.01.2013 года), предусматривали право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилым помещением. При этом предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и было возможно при условии письменного обращения таких лиц до достижения ими возраста 23 лет в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Федеральным законом от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 01января 2013 г. изменен механизм обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Разрешая спор, районный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования Асташевым ввиду того, что по достижении 23-летнего возраста он не может рассматриваться как лицо, относящееся к категории детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, имеющее право на обеспечение жилой площадью по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия не находит оснований считать данный вывод ошибочным и несоответствующим установленным обстоятельствам по делу и нормам материального права.
Довод автора жалобы о том, что в силу изменений, внесенных в ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" за ним сохраняется право и при достижении 23-летнего возраста на обеспечение жилым помещением по категории детей-сирот, является ошибочным.
Из системного анализа норм указанного закона, следует, что в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа должны до достижения ими возраста 23 лет встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении 23 лет право на предоставление жилья имеют лишь лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Если же данные лица на учет не встали до достижения 23-летнего возраста, они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 24.01.2013 N 120-О, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, законодатель распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту вступления в силу данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.
Суду первой инстанции данных о том, что истец до достижения возраста 23 лет обращался с требованием о предоставлении ему жилого помещения или о постановке на учет для получения жилого помещения в органы местного самоуправления не представлено.
Кроме того, районным судом было установлено, что истец в настоящее время обеспечен жилым помещением.
Данное обстоятельство также было исследовано судебной коллегией и установлено, что в период до достижения 23 лет у Асташева имелось право пользования жилым помещением по " ... ", нанимателем которой являлась его мать ФИО1, затем родная сестра ФИО2
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о незаконности или необоснованности решения, а иных доводов, указывающих на нарушения норм материального или процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, в жалобе не имеется, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 05 июня 2014г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.А.Урмаева
Судьи: Е.И.Захаров
О.Р. Холонгуева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.