Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Пащенко Н.В., судей Казанцевой Т.Б., Холонгуевой О.Р., при секретаре Васильевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орловой А.И. к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации расходов по оплате за коммунальные услуги
по апелляционной жалобе Орловой А.И. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 16 июня 2014 г., которым исковые требования оставлены без удовлетворения
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Министерства финансов РФ, представляемого Управлением Федерального казначейства по РБ, Пантину И.А., представителя РГУ "Центр социальной поддержки населения" Протасову О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, Орлова А.И. просила взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации убытки, связанные с оплатой за коммунальные услуги (отопление и электроэнергию) за период с 01.05.2011 г. по 01.05.2014 г. в размере " ... " руб.
Требования мотивированы тем, что до 01.01.2005 г. истцу, как медицинскому работнику, предоставлялась льгота в виде бесплатного пользования квартирой с отоплением и освещением на основании ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ была признана утратившей силу. С 01.01.2005 г. прекратилось предоставление истцу указанной льготы в полном объеме, ее заменили на меры социальной поддержки в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных законодательством. Разница между понесенными ею расходами по оплате коммунальных услуг и предоставленными мерами социальной поддержки является ее убытками, которые должно компенсировать государство.
В судебное заседание истец Орлова А.И. не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ Клишина С.Г. исковые требования не признала, пояснив, что на территории Республики Бурятия установлены соответствующие нормы предоставления льгот по электрической энергии и отопления указанным категориям граждан. Минфин РФ предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами РФ отчетов о фактически произведенных расходах. Доказательства того, что финансирование произведено Минфином РФ не в полном объеме, истцом не представлены. Порядок финансирования обеспечения расходных обязательств РФ по предоставлению гражданам государственной социальной помощи установлен законом, финансирование государственной социальной помощи конкретному гражданину ничем не установлено.
Представители привлеченных в качестве третьих лиц Министерства социальной защиты населения РБ и РГУ "Центр социальной поддержки населения" Енисеева Т.М. и Дамбаева В.Л. с исковыми требованиями не согласились и поддержали пояснения представителя ответчика.
Районный суд отказал в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Орлова А.И. просит отменить решение, удовлетворить ее исковые требования. В обоснование жалобы указала, что финансирование местных бюджетов и бюджета РБ произведено Министерством финансов не в полном объеме. Постановление Правительства РФ от 27.06.2003 г. N 377, которым утверждены правила предоставления субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, не может быть принято во внимание, в связи с тем, что граждане не являются участниками межбюджетных отношений. В нарушение ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. до настоящего времени не урегулирован порядок оказания мер социальной поддержки медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках. Поскольку порядок предоставления данной категории медицинских работников мер социальной поддержки не урегулирован, то до его установления именно на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до 01.01.2005 г.
В заседание суда апелляционной инстанции истец Орлова А.И. не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ, представляемого УФК по РБ, Пантина И.А. и представитель третьего лица РГУ "Центр социальной поддержки населения" Протасова О.И. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица Министерства социальной защиты в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика и третьего лица, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Разрешая заявленные истцом требования, суд пришел к выводу, что оснований для взыскания с ответчика за счет казны РФ расходов, связанных с оплатой коммунальных услуг, не имеется, поскольку не предоставлены доказательства предоставления ответчиком не в полном объеме предусмотренного законодательством финансирования местному бюджету и бюджету РБ на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.
Указанный вывод судебная коллегия находит правильным, соответствующим исследованным материалам дела и нормам действующего законодательства.
С 2005 года на территории Республики Бурятия предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам, проживающим в сельской местности, в виде льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг регулируется Законом Республики Бурятия от 24 марта 2005 года N 1047-III "Об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия" и Постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.09.2013 N 466 "О порядке предоставления мер социальной поддержки специалистам, проживающим, работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия, внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Республики Бурятия и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Правительства Республики Бурятия".
Статьей 3 указанного Закона установлено предоставление лицам, указанным в ст. 2 настоящего Закона (в том числе медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим в сельских населенных пунктах) бесплатных коммунальных услуг (электрическая и тепловая энергия в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных действующим законодательством).
Данный Закон являлся предметом проверки в Конституционном суде Республике Бурятия по заявлению гражданки С., оспаривавшей его положения, в том числе по мотиву несохранения ранее предоставленных льгот по оплате коммунальных услуг, лишения права на бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением.
Постановлением Конституционного суда РБ от 08.02.2012 г. закон признан не противоречащим Конституции РБ. Конституционный суд РБ признал, что и ранее действовавшим законодательством в Республике Бурятия было установлено, что бесплатное предоставление квалифицированным работникам квартир с отоплением и освещением предоставляется в пределах установленных норм жилой площади, в случае, когда работники занимают излишнюю жилую площадь, стоимость отопления и освещения в пропорциональной части по излишней жилой площади оплачивалась самим работником, поэтому, после введения Республикой Бурятия собственного законодательного регулирования мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг некоторым категориям специалистов, работающим и проживающим в сельской местности на территории РБ, размеры ее предоставления существенно не изменились (п. 3 Постановления).
Из материалов дела следует, что Орлова А.И. проживает в жилом помещении площадью " ... " кв.м., является единственным потребителем коммунальных услуг в данном помещении, в связи с чем ей предоставляются меры социальной поддержки, как медицинскому работнику, в пределах норматива, установленного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.09.2013 N 466, фактически в спорный период ею получены денежные выплаты за отопление в размере " ... " руб., за электроэнергию - " ... " руб.
Доказательства того, что ранее расходы на отопление и освещение ей компенсировались в полном размере истцом в ходе рассмотрения дела представлены не были.
В качестве правового основания своих требований истица ссылалась на ст.ст.15, 16, 1069 ГК РФ, полагая, что вред ей причинен незаконным бездействием государственных органов, которые не обеспечили правовое регулирование реализации льгот, предусмотренных федеральным законодательством, о чем указала и в апелляционной жалобе.
Указанные доводы суд первой инстанции правильно отверг как необоснованные, поскольку в силу изложенных норм материального права, а также ст.1064 ГК РФ, установившей общие основания ответственности за причинение вреда, для привлечения к ответственности необходимо доказать факт причинения вреда, противоправность поведения причинителя (применительно к рассматриваемому делу - незаконный характер действий или бездействия государственных органов), наличие причинно-следственной связи между указанными событиями.
Между тем, указанный фактический состав истцом при рассмотрении дела доказан не был, о чем обоснованно указал в решении суд.
Изменение же законодателем порядка предоставления социальных льгот не может расцениваться как незаконное действие (бездействие) ответчика.
Кроме того, как обоснованно указал в решении суд, федеральным законодателем утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (Постановление Правительства РФ от 27.06.2003 г. N 377), которыми установлен объем предоставляемого за счет федерального бюджета финансирования бюджетам субъекта и местным бюджетам на вышеуказанные цели, в частности, предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Федеральный законодатель при определении в рамках реформирования системы социальной защиты конкретных форм участия в ее реализации органов государственной власти субъектов Российской Федерации вправе - исходя из того, что координация вопросов здравоохранения и социальная защита, согласно статьям 62 (пункт "ж") Конституции Республики Бурятия и 72 (пункт "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - передать субъектам Российской Федерации полномочие по установлению мер социальной поддержки тех или иных категорий граждан. Об этом свидетельствует правовая позиция Конституционного суда РФ в Определении от 1 марта 2007 года N " ... ".
Таким образом, судебной коллегией не усматриваются установленные ст. 330 ГПК РФ основания для отмены решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 16 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Н.В. Пащенко
Судьи: Т.Б. Казанцева
О.Р. Холонгуева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.