Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Кротовой Л.М.,
судей коллегии Казанцевой Т.Б., Семенова Б.С.,
при секретаре Семеновой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора " ... " РБ ФИО5 в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО СП "Зырянское" о понуждении ликвидировать несанкционированные свалки
по апелляционной жалобе главы МО СП "Зырянское" Хмелева А.М.
на решение Прибайкальского районного суда РБ от 18 июня 2014 года, которым исковые требования прокурора удовлетворены и постановлено:
Обязать администрацию муниципального образования "Зырянское" сельское поселение принять меры в срок до 01 сентября 2014 г. по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на краю поля справа от АЗС от с. Зырянск Прибайкальского района РБ у границы с кВ. 38 сельского участкового лесничества; до 01 августа 2015 г. по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории бывшего зерносклада по ул. Центральная с. Ангыр Прибайкальского района РБ.
Заслушав доклад судьи Семенова Б.С., выслушав пояснения прокурора Осиповой А.М. представителя ответчика Хмелевой Л.П., ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Прибайкальского района РБ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованием о понуждении ответчика ликвидировать несанкционированные свалки, мотивируя иск тем, что в соответствии с Федеральными законами "Об охране окружающей среды", "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения органов местного самоуправления поселения.
В ходе проверки было установлено, что на краю поля справа от АЗС от села Зырянск у границы с кВ. 38 сельского участкового лесничества Прибайкальского лесничества имеется несанкционированная свалка бытового мусора, которая на момент проверки 12 апреля 2014 года дымила, что создает угрозу переброса горящего мусора на лесной массив. Также установлено, что на находящемся пункте приема и отгрузки древесины в селе Ангыр у старого развалившегося забора по периметру имеется куча опилок и отходов лесопиления, к началу пожароопасного периода отходы не утилизированы, что может привести к возгоранию.
В судебном заседании помощник прокурора Мишановская Д.С. иск поддержала.
Представитель ответчика - глава МО "Зырянское" Хмелев А.М. - с иском прокурора согласился в части, пояснив, что свалка из отходов лесопиления в селе Ангыр образована предпринимателями, которые должны были ее за собой убрать, какими конкретно предпринимателями не знает, также полагал, что данная свалка предположительно находится на землях СПК "Зырянский" или 000 "Возрождение", свалка расположена на значительной территории, для ее ликвидации необходима спецтехника, которой в поселении не имеется, в бюджете поселения денег на ликвидацию свалок нет, поэтому просил установить срок для ликвидации свалок до 01 августа 2015 года.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе глава муниципального образования "Зырянское" сельское поселение Хмелев А.М. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что ликвидацией данных несанкционированных свалок должны заниматься собственники земельных участков - СПК "Зырянский" и ООО "Сибирская сосна".
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика МО СП "Зырянское" Хмелева Л.П. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Прокурор Осипова А.М. решение суда полагала законным и обоснованным, полагая, что к участию в деле привлечен надлежащий ответчик - администрация МО СП "Зырянское", к полномочиям которой законом отнесена организация по ликвидации свалок.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения суда, являющегося законным и обоснованным.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что на краю поля справа от АЭС от села Зырянск у границы с кВ. 38 сельского участкового лесничества Прибайкальского лесничества имеется несанкционированная свалка бытового мусора, которая на момент проверки 12 апреля 2014 г. дымила, чем создавала угрозу переброса горящего мусора на лесной массив. Также установлено, что на находящемся пункте приема и отгрузки древесины в с. Ангыр у старого развалившегося забора по периметру, а именно на территории бывшего зерносклада по ул. Центральная села Ангыр, имеется свалка, состоящая преимущественно из опилок и отходов лесопиления, не утилизированная, что может привести к возгоранию.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", части 1 статьи 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в силу действующего законодательства на органы местного самоуправления, возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов, расположенных в границах муниципального образования.
Материалами дела подтверждается, что несанкционированная свалка расположена в границах территории сельского поселения, что указывает на то, что судом правильно определен субъект ответственности по требованиям прокурора - администрация сельского поселения, отвечающая за решение вопросов по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, расположенных в границах поселения.
Судебная коллегия полагает, что органом местного самоуправления поселения в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями не приняты достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка, что привело к образованию несанкционированных свалок бытовых отходов.
Данная обязанность является позитивным обязательством государства, публичной экологической функцией местного самоуправления и по существу нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах, являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что администрация не является собственником земельного участка, на котором обнаружена свалка. Так в материалах дела имеются доказательства о принадлежности земельных участков муниципальному образованию.
Таким образом, решение суда постановлено законно и обоснованно, нарушений материального и процессуального права судом не допущено, оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Прибайкальского районного суда РБ от 18 июня 2014 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Прибайкальского района РБ Фалилеева О.О. в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО СП "Зырянское" о понуждении ликвидировать несанкционированные свалки оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья: Л.М. Кротова
Судьи коллегии: Т.Б. Казанцева
Б.С. Семенов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.