Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Урмаевой Т.А.,
судей коллегии Холонгуевой О.Р., Усольцевой Л.А.,
при секретаре Бадмажаповой С.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сластина Г.П. к Центру по установлению и выплате пенсий ПФ РФ (ГУ) в Республике Бурятия о включении периодов работы в специальный стаж для назначения пенсии и обязании назначить досрочную трудовую пенсию
с апелляционной жалобой ответчика Центра по установлению и выплате пенсий ПФ РФ (ГУ) в Республике Бурятия в лице и.о. начальника Высоких Е.А.
на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 19.06.2014 г.,
которым постановлено: Иск Сластина Г.П. удовлетворить.
Обязать Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в РБ включить Сластину Г.П. в специальный трудовой стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ !О трудовых пенсиях в РФ", период работы с 01.05.1994 по 01.10.1995 г. и с 17.06.1996 г. по 22.04.1999 г. в должности водолаза Центральной спасательной станции Управления жилищно-коммунального хозяйства г.Улан-Удэ.
Обязать Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в РБ назначить Сластину Г.П. досрочную трудовую пенсию с 09.04.2014 года.
Заслушав доклад судьи Усольцевой Л.А., выслушав представителя ответчика по доверенности Дамбиеву Е.Б., истца Сластина Г.П., представителя истца по доверенности Баландину Л.А., свидетелей М. В.Н. и Д. А.К., проверив материалы дела по доводам жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, истец Сластин Г.П. просил включить периоды его работы с 11.02.1986 г. по 11.08.1986 г., с 11.08.1986 г. по 04.05.1994 г., с 04.05.1994 г. по 01.10.1995 г., с 17.06.1996 г. по 01.03.1999 г., с 01.03.1999 г. по 22.04.1999 г. в льготный стаж для назначения пенсии и обязать ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию с момента первоначального обращения с 01.04.2014 г.
Исковые требования мотивированы тем, что истец согласно записей в трудовой книжке проработал в должности водолаза в общей сложности 12 лет 6 месяцев, общее количество времени его нахождения под водой согласно записей в водолазной книжке составило 2923 часа, что превышает установленные требования к времени пребывания под водой с начала водолазной практики в 2750 часов согласно Списка N 1, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г., в силу указанного истец приобрел право на досрочную трудовую пенсию по ч. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
В заседании районного суда истец Сластин Г.П., его представитель по доверенности Баландина Л.А. иск поддержали.
Представитель ответчика по доверенности Отхонов Б.Ю. возражал против удовлетворения иска.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение районного суда отменить, принять новое решение об отказе в иске. Автор жалобы указывает, что истец не подтвердил право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как не подтвердил наличие необходимой продолжительности специального трудового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.1 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Законодательством РФ для водолазов установлено требование работы под водой определенного количества времени ( спусковые часы). В соответствии с п.8 Порядка подтверждения периодов работы от 31.03.2011 г. N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в качестве водолазов и других работников, занятых работой под водой подтверждаются водолазной книжкой или другими документами ( в случае отсутствия водолазной книжки), в которых имеются данные о количестве часов пребывания под водой. За оспариваемые периоды сведений о нахождении истца под водой не имеется. Автор жалобы на основании указанных обстоятельств и положений п.1 ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" ссылался на постановку районным судом решения, не основанного на действующем пенсионном законодательстве.
На заседании коллегии представитель ответчика Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Республике Бурятия по доверенности Дамбиева Е.Б. поддержала доводы жалобы, просила отменить решение суда.
Истец Сластин Г.П. и его представитель по доверенности Баландина Л.А. возражали против доводов жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Выслушав стороны, свидетелей М. В.Н. и Д. А.К., проверив материалы дела по доводам жалобы, обсудив
доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит жалобу ответчика обоснованной, решение районного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
При разрешении заявленных по делу требований районный суд пришел к выводу о доказанности выполнения истцом работы в спорный период с вредными и тяжелыми условиями труда, в силу чего подлежащим включению в его специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. При этом суд исходил из того, что общее количество нахождения истца под водой согласно сведений водолазной книжки составляет 2923 часа, согласно сведений трудовой книжки трудовой стаж в качестве водолаза составил 12 лет 06 месяцев.
С указанным выводом районного суда коллегия не соглашается, так как, он был постановлен при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и с нарушением норм материального права, что повлекло принятие незаконного решения по делу.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.
Пунктом 2 ст. 27 Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правили исчисления периодов работы (деятельности) и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждается Правительством Российской Федерации.
Разделом XXIII Списка N 1 (код 12100000-11465) предусмотрено право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях по профессии водолазы и другие работники, занятые работой под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц), данная редакция действует с момента внесения Постановлением Совета Министров РСФСР от 02.10.1991 г. изменений в данную позицию Списка N 1, до этого данной позицией было предусмотрено право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях для водолазов и других работников, занятых на работах под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц), либо время пребывания которых под водой с начала водолазной практики составляет 2750 часов.
В разъяснении Министерства труда Российской Федерации от 11.05.1993 г. N 6 "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, и дополнений к этим Спискам, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 09.08.1991 г. N 591" указано, что по Списку N 1 пенсии следует назначать водолазам и другим работникам, занятым под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц), либо время пребывания которых под водой с начала водолазной практики составляет 2750 часов и более.
Указанное Разъяснение согласуется с ранее высказанной позицией Министерства социального обеспечения РСФСР, изложенной в Письме от 13.03.1987 г. N 1-33-И, о том, что не имеется оснований для отказа в назначении льготной пенсии водолазам, инструкторам по водолазному делу, водолазным специалистам, инструкторам-водолазам, старшинам водолазной станции, время пребывания которых под водой с начала водолазной практики составляет 3000 часов (на тот период времени занятость под водой была установлена 300 часов в год) и более, при условии достижения ими 50-летнего возраста и стажа работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на водолазных работах.
Исходя из указанных правовых норм и разъяснений, трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали по профессии водолазами или работниками, занятыми работой под водой, не менее 10 лет - 275 часов в год (25 часов в месяц), либо время пребывания которых под водой с начала водолазной практики составляет 2750 часов и более, и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.
Суммарное количество часов пребывания истца под водой с начала водолазной практики составляет более 2750.
Однако, содержащееся в разъяснении Министерства труда РФ от 11.05.1993 г. N 6 положение о том, что по Списку N 1 пенсии следует назначать водолазам, время пребывания которых под водой с начала водолазной практики составляет 2750 часов и более, не свидетельствует о возможности суммарного исчисления специального стажа работы водолазов в тех случаях, когда установленная законом норма часов в год либо в месяц не вырабатывалась.
Кроме того, действующее пенсионное законодательство не содержит положений, позволяющих приравнять 2750 часов погружений под воду и более в течение всей водолазной практики к 10 годам специального стажа, предусмотренного в пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" для определения права на досрочную трудовую пенсию по Списку N 1.
Коллегия соглашается с доводом жалобы о невозможности подтверждения работы в должности водолаза не иначе как письменными документами ( водолазной книжкой и другими документами). Данное требование соответствует Приказу Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н " Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", что зарегистрирован в Минюсте РФ 17.05.2011 N 20777, так как в п. 8 предусматривает, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в качестве водолаза и других работников, занятых работой под водой, подтверждаются водолазной книжкой или другими документами ( в случае отсутствия водолазной книжки), в которых имеются данные о количестве часов пребывания под водой.
Из трудовой книжки Сластина Г.А. следует, что он был направлен на курсы водолазов с 11.02.1986 г. по 11.08.1986 г. ; с 11.08.1986г. по 04.05.1994 г. работал водолазом 3 класса в 11-м экспедиционном отряде Управления "Подводречстрой",с 04.05.1994г. по 01.10.1995г. работал водолазом Центральной спасательной станции, с 17.06.1996г. по 01.03.1999 г. работал водолазом на Центральной спасательной станции УЖКХ, с 01.03.1999г. по 22.04.1999 г. истец работал водолазом МУП "Коммунальное хозяйство" г.Улан-Удэ.
Сведения о погружении Сластина Г.А. под воду в связи с трудовыми обязанностями имеются в его водолазной книжке за периоды: сентябрь, октябрь и декабрь 1986 г. в количестве 102 часа; январь-март 1987 г. в количестве 82 часа, январь - декабрь 1989 г. в количестве 352 часа; январь - ноябрь 1990 г. в количестве 336 часов; январь - декабрь 1991 г. в количестве 382 часа; январь - октябрь 1992 г. в количестве 444 час; январь - октябрь 1993 г. в количестве 406 час; январь - апрель 1994 г. в количестве 184 часа.
При таких обстоятельствах ответчик обоснованно исключил из периодов для назначения досрочной трудовой пенсии истца периоды с 01.05.1994 г. по 01.10.1995 г., с 17.06.1996 по 22.04.1999 г. в связи с отсутствием документального подтверждения его занятости выполнением водолазных работ под водой не менее 25 часов в месяц, не менее 275 часов в год.
Свидетель М. В.Н. подтвердил, что кроме водолазных книжек работодатель организовал ведение журнала водолазных работ, который заполнялся старшим водолазом или начальником станции, при обнаружении трупов правоохранительными органами составлялись акты осмотра с указанием водолазов, поднявших тело, ежегодно водолазы сдавали техминимум для подтверждения своей квалификации, для чего спускались под воду для выполнения поставленных задач проверяющими.
Истец не предоставил доказательств в виде указанных водолазных журналов, актов обнаружения и подъема из- под воды трупов или каких-либо ценных предметов, документов по проверке знаний и подтверждения квалификации в виде погружения под воду в спорный период.
Из справки Комитета городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ от 12.02.2014 г. следует невозможность предоставить документы, подтверждающие особый характер работ истца ( л.д. 8).
Свидетельские показания М. В.Н. и Д. А.К. о постоянной (ежедневной) занятости Сластина Г.А. водолазными работами в теплый период года и 3-4 раза в неделю в холодный период года не могут быть приняты во внимания, так как они не содержат точных сведений о количестве отработанного истцом времени под водой, не подтверждены никакими письменными доказательствами.
На основании изложенного, поскольку для всех случаев назначения досрочной трудовой пенсии по старости по пп.1 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" требуется наличие специального стажа, который определяется только при условии работы в особых условиях в течение определенного количества времени, приводимое в исковом заявлении обоснование о возможности учета положений законодательства о времени пребывания под водой с начала водолазной практики составляет более 2750 часов не заслуживало внимания, так как указанное положение не свидетельствует о возможности суммарного исчисления специального стажа работы в тех случаях, когда установленная законом норма часов в год либо в месяц не вырабатывалась.
Поскольку не было установлено незаконности принятого ответчиком решения от 07.04.2014 г. N ... об отказе Сластину Г.П. в назначении пенсии у районного суда не имелось законных оснований для возложения на ответчика обязанностей по назначению Сластину Г.П. досрочной трудовой пенсии с 09.04.2014 г.
Решение суда в части удовлетворения требования Сластина Г.П., постановленное с нарушением п.п. 1 и 4 ст. 330 ГПК РФ, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске по вышеизложенным основаниям.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 19.06.2014 года отменить, принять новое решение.
Исковые требования Сластина Г.П. к Центру по установлению и выплате пенсий ПФ РФ (ГУ) в Республике Бурятия о включении периодов работы в специальный стаж для назначения пенсии и обязании назначить досрочную трудовую пенсию оставить без удовлетворения.
Председательствующий судья Т.А.Урмаева
Судьи коллегии О.Р.Холонгуева
Л.А Усольцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.