Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего Урмаевой Т.А., судей коллегии Захарова Е.И., Холонгуевой О.Р., при секретаре Помишиной Л.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Улан-Удэ Мотоевой М.К. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 23 июня 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по РБ удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования городского округа "город Улан-Удэ" в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры к ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов между трансформаторной будкой и домом N1 на въезде в " ... " г. Улан-Удэ площадью захламления " ... "., объемом примерно " ... "
Заслушав доклад председательствующего, выслушав пояснения представителя истца Санжиевой Е.А., ответчика Нимаевой А.Ц., ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, Управление Роспотребнадзора по РБ просил обязать Администрацию МО "г. Улан-Удэ" принять меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной между трансформаторной будкой и домом ... на въезде в " ... ", площадью захламления " ... ", объемом примерно " ... "
Заявленные требования мотивированы тем, что в рамках рассмотрения информации программы "Новости дня" от ... телеканала "Тивиком" об образовании свалки бытовых отходов при въезде в " ... " произведен осмотр данной территории, в ходе которой было установлено наличие несанкционированной свалки вокруг контейнерной площадки. Вследствие образования данной свалки ухудшается санитарно-эпидемиологическая обстановка, возникает риск заражения населения инфекционными и неинфекционными заболеваниями. Обязанность по надлежащей организации мер по ликвидации образовавшейся свалки возложена на органы местного самоуправления, однако соответствующие меры ответчиком не приняты.
В судебном заседании представитель истца Урбаева А.Л. настаивала на удовлетворении исковых требований, поясняла, что в настоящее время площадь и объем несанкционированной свалки твердых бытовых отходов уменьшился и составляет " ... " объемом примерно " ... "
Представитель Администрации г. Улан-Удэ Мотоева М.К. возражала по заявленным требованиям, ссылаясь на то, что Администрация МО "г. Улан-Удэ" является ненадлежащим ответчиком, поскольку обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации жилых зданий, помещений напрямую возложена на граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц. Согласно Правилам благоустройства городского округа "г. Улан-Удэ" содержание контейнеров, контейнерных площадок осуществляется либо управляющей организацией, либо собственниками самостоятельно посредством заключения договора со специализированными организациями. В силу положений ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления осуществлять какую-либо хозяйственную деятельность не могут.
Представитель управляющей компании ООО "Возрождение", привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, в суд не явился.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Мотоева М.К. просит отменить решение суда, указывая на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, поскольку при принятии решения судом не применен закон, подлежащий применению, не определен круг лиц, ответственных за сбор, вывоз отходов, что повлекло принятие незаконного решения, нарушившего права и законные интересы Администрации МО " г. Улан-Удэ".
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Нимаева А.Ц. настаивала на отмене решения суда, просила в иске Управления Роспотребнадзора по РБ отказать по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель Управления Роспотребнадзора по РБ Санжиева Е.А. возражала по доводам жалобы
Представитель ООО "Возрождение", будучи надлежаще извещенным, в суд не явился.
Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 42 Конституции РФ
каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст.ст.8, 21 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N52-ФЗ от 30 марта 1999 года граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Судом первой инстанции установлено, что на территории МО "город Улан-Удэ" имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, расположенная между трансформаторной будкой и домом ... на въезде в " ... " на площади " ... " объемом " ... "
Удовлетворяя исковые требования Управления Роспотребнадзора по РБ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что обязанность по организации уборки несанкционированной свалки на территории МО "Город Улан-Удэ" в соответствии с нормами санитарного, экологического законодательства лежит на органе местного самоуправления.
Указанный вывод полностью соответствует исследованным материалам дела и нормам действующего законодательства РФ.
При этом суд правомерно сослался на положения ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003г. N131-ФЗ, ФЗ N 52 от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002г. N 7-ФЗ, требования санитарных правил содержания территории населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденных Главным государственным саниатрным врачом СССР от 05.08.1988 г. N4690-88.
Статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Пунктом 24 части 1 статьи 16 этого ФЗ, пунктом 25 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования "город Улан-Удэ", утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08 мая 2007 года N 624-63, к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на орган местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
С учетом приведенных выше норм права довод жалобы о том, что Администрация г. Улан-Удэ является ненадлежащим ответчиком по делу, несостоятелен и подлежит отклонению.
Довод автора жалобы о необходимости возложения обязанности по ликвидации свалки, расположенной вокруг контейнерной площадки на управляющую компанию, в обязанность которой входит сбор, вывоз твердых бытовых отходов, содержание контейнеров, контейнерных площадок и т.д., не может быть принят судебной коллегией во внимание.
Согласно Правилам по благоустройству территории городского округа "Город Улан-Удэ", утвержденным Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 6 июня 2013 г. N 230, существуют единые и обязательные для исполнения нормы и правила в сфере благоустройства территории городского округа "город Улан-Удэ", которые включают в себя: требования по проектированию и размещению объектов благоустройства; комплекс мероприятий по содержанию территории города; перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; порядок участия собственников зданий (помещений в них), строений и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий. В силу п. 1.2 указанных Правил, требования настоящих Правил являются обязательными для исполнения всеми юридическими, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Правила действуют на всей территории города Улан-Удэ.
В названных Правилах определены ответственные лица с разграничением границ территории, подробно изложен порядок и сроки уборки городских территорий.
В силу вышеизложенных положений закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека и организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города; сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, непосредственно относится к вопросам местного значения городского округа.
Следовательно, ответственность за организацию данной работы возложена на администрацию муниципального образования "город Улан-Удэ". В судебном заседании установлено, что данное полномочие исполняется органом местного самоуправления ненадлежащим образом.
Поскольку разрешение вопросов местного значения, таких как организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, не входит в обязанность организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом; собственников помещений в многоквартирном доме, районным судом данная обязанность правомерно возложена на Администрацию муниципального округа "город Улан-Удэ".
Иные доводы ответчика выводов суда не опровергают, были проверены судом первой инстанции и получили верную правовую оценку.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными судом доказательствами, подробно мотивированы в решении. Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не установлено.
Суд первой инстанции при разрешении настоящего дела правильно установил юридически значимые обстоятельства по делу, полно и всесторонне исследовал доказательства в судебном заседании и, оценив их с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, обоснованно удовлетворил заявленные истцом требования.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что резолютивная часть решения о возложении на ответчика обязанности по ликвидации несанкционированной свалки допускает толкование об обязанности ответчика по непосредственной очистке территории, и в этой связи полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием на необходимость принятия ответчиком мер по организации ликвидации указанной свалки.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 23 июня 2014 года изменить в части.
Резолютивную часть решения (абз.2) изложить в следующей редакции:
"Обязать Администрацию муниципального образования городского округа "город Улан-Удэ" в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры к организации ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов между трансформаторной будкой и домом ... на въезде в " ... " г. Улан-Удэ площадью захламления " ... " объемом примерно " ... "
Председательствующий судья Т.А. Урмаева
Судьи коллегии Е.И. Захаров
О.Р. Холонгуева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.