Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РБ в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В.
судей Ивановой В.А., Тубденовой Ж.В.
при секретаре Григорьевой Е.С.
с участием прокурора Дмитриевой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хандархаева А.С. об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 13 об отказе в регистрации кандидата
по апелляционной жалобе председателя окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 13 Булыгина А.П.
на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 августа 2014 года,
которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В., объяснения представителей окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 13 Васюткина Н.Е., Белых О.В., Мержановой О.Ю., представителя Хандархаева А.С. Андаевой Т.М., ознакомившись с жалобой и материалами дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
1. Хандархаев обратился в суд с заявлением об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 13 (далее по тексту - избирательная комиссия, комиссия) от 08 августа 2014 года об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов.
Хандархаев не согласен с указанным решением, поскольку считает, что оно принято с нарушением процедуры проверки подписных листов.
Представители комиссии требования не признали.
Районный суд отменил оспариваемое решение и обязал избирательную комиссию зарегистрировать Хандархаева кандидатом в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу N 13.
В апелляционной жалобе председатель комиссии просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность.
В заседании суда апелляционной инстанции представители комиссии поддержали доводы жалобы, представитель Хандархаева возражала против отмены решения. Прокурор в заключении указала, что оснований для отмены решения не усматривается.
2. Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного по существу правильно.
По данному делу применению подлежат нормы Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон) и Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 N 419-III "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Республике Бурятия" (далее по тексту - Закон РБ).
Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального закона избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.
Аналогичную норму содержит пункт 7 статьи 27 Закона РБ.
Согласно пункту 6.1 статьи 38 Федерального закона по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Согласно подпункту "е" пункта 6.4 данной статьи недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 данной статьи.
В пункте 24 данной статьи перечислены основания отказа в регистрации кандидата.
В соответствии с подпунктом "г.1" данного пункта основанием отказа в регистрации кандидата является, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно подпункту "д" данного пункта основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 10 статьи 27.1 Закона РБ недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 2 данной статьи.
Согласно подпункту "ж" пункта 6 статьи 28 Закона РБ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Избирательная комиссия отказала в регистрации кандидата Хандархаева на основании подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона и подпункта "ж" пункта 6 статьи 28 Закона РБ.
Из решения комиссии следует, что девять подписей на семи подписных листах, представленных Хандархаевым, признаны недействительными на основании подпункта 5 пункта 10 статьи 27.1 Закона РБ.
Такое решение избирательная комиссия приняла на основании ведомости проверки подписных листов и справки об исследовании N 105 от 05 августа 2014 года, составленной экспертом экспертно-криминалистического центра МВД по РБ К.
При этом комиссия не учла следующее.
Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 27.1 Закона РБ.
Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "д" пункта 24 или подпунктом "г" пункта 25 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума.
Проверке подписных листов посвящен раздел III Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением ЦИК России от 13.06.2012 N 128/986-6.
В подразделе 3.3 Методических рекомендаций указано, что федеральный закон не содержит требований к форме заключения эксперта. Заключение эксперта может быть изложено в ведомости проверки подписных листов, то есть подпись эксперта, в том числе эксперта-почерковеда, поставленная в ведомости проверки подписного листа, в которой указаны номер папки, номер листа в папке, номер строки, а также основания для признания подписи недостоверной и (или) недействительной, является его письменным заключением. Вместе с тем заключение эксперта-почерковеда может быть выполнено также в виде отдельного документа (справки). Этот документ (справка) должен содержать все необходимые реквизиты (дату, номер, подпись, фамилию, имя, отчество кандидата, подписные листы которого исследовались, а также указание на номера папок, подписных листов, строк в подписном листе). В этом случае выводы, содержащиеся в документе (справке), переносятся в ведомость проверки подписных листов проверяющим, а данный документ (справка) прилагается к ведомости проверки. В этом случае ведомость проверки экспертом может не подписываться.
Из изложенных норм следует, что в заключении эксперта, выполненном в виде отдельного документа, должно быть указано предусмотренное законом основание для признания подписи недостоверной и (или) недействительной.
В справке об исследовании N 105 от 05 августа 2014 года не указано ни одно из оснований, предусмотренных Федеральным законом и Законом РБ для признания подписи недостоверной и (или) недействительной.
В ней содержится вывод о том, что в ряде подписных листов на имя кандидата в депутаты Хандархаева цифровые записи в графе "дата внесения подписи" выполнены одним лицом. Между тем такого основания для признания подписи недействительной избирательное законодательство РФ и РБ не содержит.
В ведомости проверки подписных листов Хандархаева основанием признания девяти подписей недействительными указан код нарушения 5 "дата внесения подписи выполнена не избирателем", при этом в ведомости имеется подпись эксперта.
Однако в данном случае заключение эксперта было выполнено в виде отдельного документа (справки), поэтому в ведомость, независимо от того, что ее подписал эксперт, подлежал перенесению вывод, содержащийся в справке.
Вывода о том, что в подписных листах дата внесения подписи выполнена не избирателем, справка об исследовании N 105 от 05 августа 2014 года не содержит. Следовательно, рабочая группа не имела права указывать в ведомости такое основание для признания подписи недействительной.
При таких обстоятельствах решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата Хандархаева, основанное на ведомости и справке об исследовании, не может быть признано законным.
Удовлетворив заявление Хандархаева, районный суд по существу верно разрешил дело, поэтому доводы апелляционной жалобы, не опровергающие правильность конечного вывода суда о незаконности действий избирательной комиссии, не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 августа 2014 года по заявлению
Хандархаева А.С. об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 13 об отказе в регистрации кандидата оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 13 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.