Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Джарулаева А.К., судей Хираева Ш.М. и Ашурова А.И., при секретаре ФИО10 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе УГИБДД МВД по РД на решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от "дата", которым постановлено: заявление ФИО1 о признании незаконными действий начальника МРЭО ГИБДД МВД РД с дислокацией в "адрес" об аннулировании регистрации автомобиля Вольво FY 12 за гос. N Е 465 ВО 05 РУС и признании недействительным заключения начальника МРЭО ГИБДД МВД РД по "адрес" от "дата" удовлетворить.
Признать действия начальника МРЭО ГИБДД МВД РД с дислокацией в "адрес" по аннулировании регистрации автомобиля Вольво FY 12 за гос N Е 465 ВО 05 РУС незаконным.
Признать недействительным заключение начальника МРЭО ГИБДД МВД РД с дислокацией в "адрес" от "дата" по результатам проверки оснований регистрации автомобиля Вольво FH12-420 с регистрационным знаком N Е 465 ВО 05 РУС.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Джарулаева А.К., представителя истца адвоката ФИО11 (ордер N от 28.08.2014), просившей решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий начальника МРЭО ГИБДД "адрес" об аннулировании регистрации автомобиля Вольво FY-12 за госномером Е 465 ВО 05 РУС и признании недействительным заключения начальника МРЭО ГИБДД МВД РД по "адрес" от "дата" года. В обоснование заявления указал, что заключением начальника МРЭО ГИБДД МВД РД по "адрес" от "дата" на основании поступившего письма с УГИБДД МВД по РД "о некоторых вопросах регистрационной деятельности Госавтоинспекции" N от 22.03.2013, была аннулирована регистрация автомобиля Вольво FH-12 N рус, по замене номерного агрегата рама (шасси) за N YV2AS02A46B426166.
В заключении начальника МРЭО ГИБДД МВД РД по "адрес" от "дата" установлено, что ФИО2 "дата" обратился в МРЭО ГИБДД по "адрес" с заявлением о производстве регистрационных действий по замене рамы (шасси) автомобиля ВОЛЬВО FH12 за гос. номером Е 465 ВО 05 рус. При регистрации автомобиля ФИО1, были представлены следующие документы: ПТС за N "адрес", договор купли-продажи за N MP 0007962, грузовая таможенная декларация за N на шасси Вольво vin (YV2AS02A46B426166), выданная Белорусской таможней 10.10.2012. На основании постановления Правительства РФ от "дата" N "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", в редакции постановления Правительства Российской Федерации от "дата" "Об утилизационном сборе в отношении колёсных транспортных средств", установлены требования по отказу в производстве регистрационных действий с транспортом, если при изменении регистрационных данных транспортных средств, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты, ранее не использованные в комплекте транспортных средств, по которым осуществлено взимания утилизационных сборов в установленном порядке.
Согласно указанию ГУ ОБДД МВД России от "дата" N 13/5-57, ввезённые номерные агрегаты после 01.09.2012, которые были зарегистрированы в органах ГИБДД, должны быть аннулированы.
Постановлением Правительства РФ от "дата" N "Об утилизационном сборе в отношении колёсных транспортных средств" установлен порядок и правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колёсных транспортных средств.
Согласно таблице, утв. постановлением Правительства РФ от "дата" N "Об утилизационном сборе в отношении колёсных транспортных средств", в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, сведения об уплате утилизационного сбора в отношении рам - шасси к грузовым автомобилям в отсутствуют. Рамы (шасси) не включены в список таблицы и в силу своих конструктивных особенностей не могут являться полноценными колесными транспортными средствами, за которые взимаются платежи за утилизационный сбор.
Согласно решению Совета евразийской экономической комиссии от "дата" N установлено следующее. Стороны подтверждают, что транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и Республики Казахстан физическими лицами при условии уплаты на территориях этих Сторон надлежащих таможенных платежей, не облагаются утилизационным сбором в Российской Федерации.
Согласно декларации на товары N товар рама к седельному тягачу ВОЛЬВО FH-12 vin - YV2AS02A46B426166 был выпушен в свободное обращение. Данный товар после надлежащего таможенного оформления Белорусской таможни приобрёл статус товара Таможенного союза.
Согласно счёт справки А N шасси - рама к седельному тягачу ВОЛЬВО FH12 vin - YV2AS02A46B426166 был приобретён гражданином России ФИО3, который реализовал данный товар через комиссионный магазин ФИО1 на законных основаниях как товар Таможенного союза. По своей сути вышеуказанная рама (шасси) к седельному тягачу грузового автомобилю на котором отсутствуют колёса двигатель внутреннего сгорания и КПП является номерным агрегатом и предназначен для установки взаимозаменяемого съёмного агрегата к седельному тягачу грузового автомобиля.
Согласно ПТС "адрес" выданный на грузовой автомобиль ВОЛЬВО FH-12 г/н. Е 465 ВО 05 рус в графе "особые отметки" имеется запись о замене шасси - рамы (номерного агрегата) на основании договора купли продажи и декларации на товары N 06648/100912/0011122.
Из ПТС "адрес" усматривается, что указанный регистрационный документ был выдан "дата" Калининградской таможней, следовательно, отсутствуют основания для взимания утилизационного сбора с данного грузового автомобиля, так как ПТС "адрес" выдан до принятия постановлением Правительства РФ от "дата" N "Об утилизационном сборе в отношении колёсных транспортных средств".
Основанием для замены номерного агрегата рамы автомобиля ВОЛЬВО FH12 г/н. Е 465 ВО 05рус, явилось дорожно-транспортное происшествие, имевшее место "дата" на 227 км. автодороги Волгоград-Элиста, где в результате ДТП седельный тягач получил механические повреждения в виде деформации рамы и кабины. Данный факт ДТП установлен материалам проверки N от 01.06.2012.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
На указанное решение УГИБДД МВД по РД подало апелляционную жалобу, в котором просит его отменить и отказать в удовлетворении заявления по тем основаниям, что решение начальника МРЭО ГИБДД МВД по РД (дислокация "адрес") об аннулировании регистрации принадлежащего истцу автомобиля марки Вольво FH-12 основано на требованиях указаний Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД России от "дата" N "О некоторых вопросах по регистрации транспортных средств" и от "дата" N "О некоторых вопросах регистрационной деятельности Госавтоинспекции", которые обязательны к исполнению для всех подразделений ГИБДД. Обжалуемое решение начальника МРЭО ГИБДД МВД по РД с дислокацией в "адрес" основано на вышеназванных указаниях ГУ ОБДД МВД РФ. Следовательно, обжалованию подлежат именно эти указания ГУ ОБДД МВД России, а не решение начальника МРЭО.
Однако судом должным образом не изучены основания принятия решения об аннулировании регистрации принадлежащего истцу автомобиля от 20.10.2012, о чем свидетельствует тот факт, что в решении суда ничего не сказано об Указании ГУ ОБДД МВД России от "дата" N 13/5-57, тогда как решение об аннулировании регистрации основано именно на Указании.
Истец обратился в МРЭО ГИБДД МВД по РД с дислокацией в "адрес" "дата" с заявлением о замене шасси, приобретенной на основании договора купли-продажи серии 05 MP N 0004430. После проведения регистрации указанного шасси с идентификационным номером автомобиля был указан по номеру шасси YV2A4B2A7WB188187. В последующем истец вновь "дата" обращается в вышеназванное МРЭО для повторной замены шасси с идентификационным номером YV2AS02A46B426166, при этом с одновременной заменой цвета автомобиля. Фактически к регистрации был представлен другой грузовой автомобиль 2006 года выпуска, который не имеет ничего общего и неидентичен автомобилю 2000 года выпуска, указанному в паспорте транспортного средства серии "адрес". При таких обстоятельствах аннулирование регистрации вышеуказанного автомобиля обоснованно, а заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит.
Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что жалоба УГИБДД МВД по РД подлежит удовлетворению а решение суда отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом допущены.
Из материалов дела следует, что "дата" Калининградской таможней по адресу: "адрес" на имя ФИО4 произведена регистрация транспортного средства - седельный грузовой тягач Вольво FH-12-420, двигатель N D12C206016A, шасси N YV2A4DAA41B273025, 2000 года выпуска, цвет белый. Выдан ПТС серии "адрес". В последующем владельцами транспортного средства стали ФИО12, затем ФИО1
"дата" ФИО1 обратился в регистрационный отдел ГИБДД МВД по РД в "адрес" с заявлением о внесении изменений в регистрационные данные, указав в качестве основания для замены шасси с номером YV 2AS02A46B426166.
УГИБДД МВД по РД заявление ФИО1 принято к регистрации, а затем выдано свидетельство о регистрации ТС N "адрес".
Заключением начальника МРЭО ГИБДД МВД РД по "адрес" от "дата" аннулирована регистрация автомобиля Вольво FH-12 N рус, по замене номерного агрегата рама (шасси) за N YV2AS02A46B426166.
Истец обжаловал действия должностного лица в суд.
В соответствии с ч. ч. 1, 3, 4 ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.
После внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона "О техническом регулировании", обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 26 Закона).
Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденных Постановлением Госстандарта России от "дата" N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов", предусмотрен порядок сертификации механических транспортных средств и прицепов, составных частей их конструкций и предметов дополнительного оборудования (глава III Правил). В Главе III указанных Правил предусмотрено, что требования обязательной сертификации не распространяются на запасные части, бывшие в употреблении и восстановленные.
Согласно пункту 5 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 720, одобрение типа транспортного средства - это документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям Технического регламента и, соответственно, являющийся основанием для допуска колесных транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации.
Пунктом 16 названного Технического регламента предусмотрено, что одобрение типа транспортного средства выдается перед выпуском транспортных средств в обращение.
Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 720, определено, что "базовое транспортное средство" - это транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства; а "шасси" - наземное механическое устройство на колесном ходу, не оснащенное кабиной, и (или) двигателем, и (или) кузовом, не предназначенное для эксплуатации.
Таким образом, в соответствии с Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств единственным документом, подтверждающим соответствие транспортного средства, в конструкцию которого внесены изменения, требованиям безопасности дорожного движения является выдаваемое подразделением МВД РФ свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
В силу положений Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России от "дата" N 1240, свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства должно выдаваться подразделением ГИБДД на основании предоставления заинтересованным лицом документов, предусмотренных пунктом 14.1 данного порядка, включая заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, номерной агрегат - рама-шасси к седельному тягачу ВОЛЬВО FH12 vin - YV2AS02A46B426166, представленные ФИО1 ввозилась на таможенную территорию России в виде запасной части и оформлена по грузовой таможенной декларации Белорусской таможней. При этом документы, подтверждающие сертификацию или декларирование соответствия в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании, на этот номерной агрегат не представлялись.
Доказательств того, что этот номерной агрегат являлся "бывшим в употреблении", был снят с полнокомплектного транспортного средства, ранее допущенного к участию в дорожном движении, в материалах дела не имеется.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что транспортное средство после внесенных в его конструкцию изменений было исследовано лицом, аккредитованным для выполнения работ по оценке соответствия транспортных средств требованиям вышепоименованного технического регламента, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 720.
Учитывая п. п. 3, 51 Правил регистрации автомототранспортных средств в органах Госавтоинспекции МВД РФ, утвержденных Приказом МВД РФ от "дата" N 1001, заключением начальника МРЭО ГИБДД МВД по РД с дислокацией в "адрес" от "дата" регистрация ТС Вольво по замене номерного агрегата (шасси) N YV 2AS02A46B426166 обоснованно была аннулирована.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РД
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу начальника Управления Государственной инспекции дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Дагестан ФИО13 удовлетворить.
Решение Каспийского городского суда от "дата" отменить и вынести по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований представителя ФИО5 в интересах ФИО1 о признании незаконными действий начальника МРЭО ГИБДД МВД по РД по "адрес" по аннулированию регистрации ТС Вольво FH-12-420 г/н. Е 465 ВО 05рус и признании недействительным заключения начальника МРЭО ГИБДД МВД по РД по "адрес" от "дата" - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.