Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего Шихгереева Х.И.
судей Сидоренко М.И. и Гаджиева Б.Г.
при секретаре Абдулгапуровой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Махачкале 22 сентября 2014 года апелляционную жалобу Муртазалиева М.А. на решение Советского районного суда г. Махачкала от 23 мая 2014 года, которым постановлено: "В удовлетворении исковых требований Муртазалиева М. А. к МВД по РД о предоставлении жилья - отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Сидоренко М.И., объяснения Муртазалиева М.А., просившего отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить его требования, объяснения представителя МВД по РД по доверенности Дагирова М.М., просившего оставить в силе решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Муртазалиев М. А. обратился в суд с иском к МВД РД о предоставлении жилья за счет средств федерального бюджета, признании незаконным и необоснованным действий Министра внутренних дел РД, связанных с отказом в предоставлении ему и членам его семьи в составе 5 человек жилого помещения по установленным нормам. Просил обязать Министра внутренних дел РФ по РД предоставить ему и членам его семьи в составе 5 человек жилое помещение по установленным нормам за счет средств федерального бюджета.В обоснование иска указал, что он приказом Министра внутренних дел Республики Дагестан от 19 августа 2011 года N 1 185 л/с, уволен из органов внутренних дел Российской Федерации по достижении предельного возраста пребывания на службе (п. "б" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации). При увольнении он не давал согласия на увольнение без предоставления ему жилья.
Однако ответчиком было отказано ему в предоставлении жилого помещения за счет федерального бюджета. Его право на жилищное обеспечение от имени государства подтверждается решением жилищной комиссии отдела внутренних дел по городу Кизляр, журналом со списком, а также выпиской из постановления Администрации городского округа "Город Кизляр" от 19 марта 2008 года N40 о принятии его на учет на получения жилья в 2008 г.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Муртазалиев М. просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное и постановить по делу новое решение, которым удовлетворить его требования. Полагает, что судом неверно истолкованы положения ч.2 ст.15 Федерального закона " О статусе военнослужащих". Утверждает, что поскольку муниципальный бюджет не отвечает за его жилищное обеспечение и на жилищном учете в настоящее время он состоит в ОМВД РФ по городу Кизляру, то его жилищное обеспечение должно производится посредством федерального бюджета, то есть через Министерство внутренних дел РФ по Республике Дагестан.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
Порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение бесплатным жильем устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих, а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76 - ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" распространяются на граждан, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" - Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абз. 1 п. 2.1 ст. 15, абз. 3 п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" жилыми помещениями: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; предоставление жилого помещения по договору социального найма; предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342- ФЗ, порядок предоставления жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях реализации государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, которая включает в себя Подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
В рамках указанной подпрограммы обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 года приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций.
Задачами подпрограммы являются финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, а также обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели.
Гражданами - участниками подпрограммы являются, в том числе, граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 года приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет единовременной денежной выплаты.
Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.
Вместе с тем, законодатель установил указанные выше критерии, которым должен отвечать уволившийся военнослужащий, а также определенный порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями. Поэтому только с совокупностью указанных обстоятельств закон связывает возникновение на стороне государства публичного обязательства перед военнослужащим по обеспечению последнего жильем за счет средств федерального бюджета.
Из материалов дела следует, что военнослужащий Муртазалиев М.А. на момент увольнения 19 августа 2011 г., имел выслугу лет в календарном исчислении 31 год.
Вместе с тем, суд первой инстанции правильно указал, что право на получения жилого помещения за счет средств федерального бюджета зависит от даты принятия истца на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для получения жилья за счет средств федерального бюджета истец должен был состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года.
Учитывая, что Муртазалиев М.А. до 01 января 2005 года не состоял на учете нуждающихся в получении жилого помещения, отказ в удовлетворении исковых требований судом первой инстанции является законным.
В силу части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.
Заявителем не представлено доказательств, что 01 января 1995 года он был принят органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении либо, что решением жилищной комиссии по месту прохождения военной службы признавался нуждающимся в получении жилого помещения
При этом судебная коллегия учитывает, что заявитель не оспаривал в заседании суда апелляционной инстанции, что заявления о постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в срок до 01 января 2005 года он не подавал и не произвел необходимые действия по принятию его на учет нуждающихся в жилье. Отказ в жилищном обеспечении за счет средств федерального бюджета не лишает прав заявителя на получения жилья по договорам социального найма на общих основаниях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Остальные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений норм ГПК РФ, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Махачкала от 23 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.