Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Шихгереева Х.И.,
судей Гаджиева Б.Г. и Магадовой А.В.
при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрела в судебном заседании апелляционную спийскй С.В. коллегия адвокатов N 1нию в Советский районный суд г.Махачкалы для рассмотрения вопроса о восстановлении срока на жалобу представителя Администрации ГО "город Каспийск" Магомедова Р.А. на решение Каспийского городского суда от "дата", принятое судьей Клиндуховым В.А. по гражданскому делу по иску Ибрагимовой М. А. к Администрации городского округа "город Каспийск" и Муниципальному автономному учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" городского округа "Город Каспийск" о взыскании задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Гаджиева Б.Г., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ибрагимова М.А. обратилась в суд с иском к Администрации ГО "город Каспийск" и Муниципальному автономному учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа "город Каспийск" (далее - МАУ "МФЦ" г. Каспийска) о взыскании задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на апрель 2014 года в сумме N рублей.
В обоснование иска указано, что она является получателем субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Органом, уполномоченным на выплату субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, является муниципальное автономное учреждение "МФЦ" г. Каспийска, которое принимает решение о назначении субсидий, рассчитывает и начисляет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Ответчики не выполняют свои обязанности и функции по перечислению ему субсидий, в результате чего у него образовалась задолженность по оплате жилого помещения и коммунальным платежам на сумму иска.
Решением Каспийского городского суда от "дата" постановлено: "Исковое заявление Ибрагимовой М. А. к Администрации городского округа " "адрес"" и Муниципальному автономному учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" городского округа " "адрес"" о взыскании задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации городского округа " "адрес"" в пользу Ибрагимовой М. А. задолженность по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на апрель 2014 года включительно в размере N рублей 90 копеек из денежных средств, перечисляемых Министерством Финансов Республики Дагестан для финансирования расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий.
В удовлетворении исковых требований Ибрагимовой М. А. к Муниципальному автономному учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" городского округа " "адрес"" - отказать".
В апелляционной жалобе содержится просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска. Жалоба мотивирована тем, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. В решении суда не указано в чем конкретно выражается не исполнение Администрацией городского округа " "адрес"" своих обязательств. Кроме того, судом не учтено, что причиной невыполнения администрацией ГО " "адрес"" своих полномочий по выплате субсидий является то, что органы государственной власти Республики Дагестан не выполняют обязательств, предусмотренных статьей 5 Закона РД от 24 декабря 2007 года N 68 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг". В деле отсутствуют документы, подтверждающие вину ГО " "адрес"".
Ибрагимова М.А., представители МАУ "МФЦ" "адрес" и Администрации ГО " "адрес"", надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили, об отложении разбирательства дела на другой срок не просили.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Согласно частям 1 и 2 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Такая обязанность у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с частью 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги по общему правилу вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 ЖК РФ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, на основании части 1 этой же статьи гражданам предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
При этом субсидии таким гражданам предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 ЖК РФ). Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 159 ЖК РФ), субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 ЖК РФ (часть 4 статьи 159 ЖК РФ).
Такие права на получение субсидий имеет и собственник жилого помещения (часть 2 статьи 159 ЖК РФ).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий и т.д. устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 ЖК РФ).
Правилами финансирования расходов на предоставление субсидий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", предусмотрено, что финансирование расходов на выплату субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации, а согласно пункту 71 этих Правил порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий получателям субсидий устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 этих Правил органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий.
Статьей 5 Закона Республики Дагестан от 24 декабря 2007 года N 68 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" предусмотрено, что финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского фонда компенсаций, предусмотренных законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.
Во исполнение приведенных норм права постановлением Правительства Республики Дагестан от 26 августа 2011 года N 294 "Об утверждении Порядка перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан" утвержден Порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан.
Порядком предусмотрена обязанность органов местного самоуправления перечислить указанные средства на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что Ибрагимова М.А. в установленном порядке признана получателем субсидий для оплаты коммунальных услуг.
Согласно справке-расчету, выданной 20 мая 2014 года МАУ "МФЦ" г. Каспийск Ибрагимовой М.А., проживающей по адресу: Республика Дагестан, "адрес", за период с ноября 2010 года по апрель 2014 года включительно задолженность по субсидиям составляет N рублей, что никем не оспаривается, однако указанные средства ей не выплачены и изложенное также не отрицается представителями МАУ "МФЦ" "адрес" и Администрации ГО " "адрес"".
При изложенных обстоятельствах суд правильно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований Ибрагимовой М.А.
Судом первой инстанции установлено и сторонами по делу не отрицается, что МАУ "МФЦ" "адрес" занимается лишь начислением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг и соответствующие сведения сообщает Администрации ГО " "адрес"", а перечисление указанных сумм субсидий на лицевые счета их получателей является обязанностью администрации ГО " "адрес"".
При изложенных обстоятельствах, по мнению Судебной коллегии, несостоятельными являются доводы жалобы о том, что причиной не выплаты субсидий Ибрагимовой М.А. является то, что Республика Дагестан, за счет бюджета которой выплачиваются суммы субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, передав Администрации ГО " "адрес"" государственные полномочия по выплате субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, не передала ГО " "адрес"" соответствующие финансовые средства (субвенции).
Судом установлено, что Ибрагимова М.А. имеет право на получение указанных субсидий, обязанность по их выплате согласно приведенным нормативным актам возложена на органы местного самоуправления, а отсутствие финансирования указанных расходов и не выделение Республикой Дагестан Администрации ГО " "адрес"" субвенций на эти цели не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований Ибрагимовой М.А.
Более того, судом установлено, что Законом Республики Дагестан от 28 декабря 2012 года N 101 "О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" были предусмотрены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан (в том числе и бюджету городского округа " "адрес"") на предоставление и обеспечение предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на 2013 год.
Изложенное позволяет признать, что переданные городскому округу " "адрес"" государственные полномочия были подкреплены соответствующими финансовыми средствами, которые согласно статьям 15, 85-86 и 140 БК РФ подлежали включению в бюджет городского округа.
Судебная коллегия исходит из того, что Ибрагимова М.А. не является участником бюджетных правоотношений, складывающихся между Республикой Дагестан и ГО " "адрес"" по поводу финансирования расходов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, и невыполнение Республикой Дагестан полномочий и обязанностей, основанных на этих правоотношениях, должно служить основанием для принятия в установленном порядке Администрацией ГО " "адрес"" и соответствующими органами государственной власти Республики Дагестан предусмотренных законом мер по вопросам финансирования указанных расходов и не должно влиять на реализацию Ибрагимовой М.А. своего права на получение субсидий.
При изложенных обстоятельствах и требованиях закона, по мнению Судебной коллегии, при рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно ст.330 ГПК РФ могут повлечь отмену или изменение судебного акта, не допущено. В соответствии с правилами ст.ст.12,56, 67 ГПК РФ суд установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал правовую оценку доказательствам по делу с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности. С учетом изложенного выше, оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не находит.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан, руководствуясь ст. ст.328, 329 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Каспийского городского суда от "дата", принятое судьей Клиндуховым В.А. по гражданскому делу по иску Ибрагимовой М. А. к Администрации городского округа " "адрес"" и Муниципальному автономному учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" городского округа " "адрес"" о взыскании задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации ГО " "адрес"" Магомедова Р.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.