Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Сидоренко М.И.
судей - Багаутдиновой Ш.М. и Магадовой А.В.
при секретаре - Гаруновой И.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Махачкале 09 октября 2014 года частную жалобу Минстроя РД на определение Советского районного суда г.Махачкалы РД от 01 июля 2014 года,
которым изменен способ и порядок исполнения определения Верховного суда РД от 14 августа 2013года о возложении на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан обязанности по предоставлению Ганченко .., действующей в интересах несовершеннолетней Ганченко А.П. благоустроенного жилого помещения на состав семьи из 4 (четырех) человек не менее 50 (пятьдесят) кв. м. общей площади на взыскание денежных средств в размере "." на приобретение жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Багаутдиновой Ш.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Определением Верховного суда РД от 14 августа 2013года было отменено решение Советского районного суда от 14 мая 2013 года и вынесено новое решение о возложении на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан обязанности по предоставлению Ганченко Т.В., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2 благоустроенного жилого помещения на состав семьи из 4 (четырех) человек не менее 50 (пятьдесят) кв. м. общей площади.
Определение вступило в законную силу 14 августа 2013 года.
Законный представитель Ганченко А.П. Ганченко Т.В. обратилась в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения Верховного суда Республики Дагестан дело N от 14 августа 2013 г. на взыскание с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан денежных средств на приобретение жилого помещения в размере "." рублей).
Указав в обоснование, что 09.10.2013г. N было возбуждено исполнительное производство. На сегодняшний день жилое помещение не предоставлено, решение суда не исполнено, что нарушает права ее семьи на разбирательство дела в разумный срок. Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Расчет подлежащих взысканию с должника денежных средств произведен, исходя из стоимости 1 кв. м. общей площади жилого помещения по РД на первое полугодие 2014г - в размере "." рублей). Соответственно размер денежной компенсации должен составить "." рублей).
Судом вынесено вышеуказанное определение.
В частной жалобе Министр Минстроя РД Мусаев М.А. просит определение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, выслушав законного представителя Ганченко А.П. Ганченко Т.В., выслушав заключение прокурора Магомедиминова М.А., полагавшего определение суда подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, постановлением судебного пристава-исполнителя МО СП по ОИП УФССП по РД от "дата" в отношении должника Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД возбуждено исполнительное производство N N которое до настоящего времени не окончено.
Согласно ст.434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Данные заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203и 208 ГПК РФ.
Приведенные нормы не содержат перечня оснований для изменения способа исполнения решения суда, предусматривая общий критерий для изменения способа исполнения - наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта. Указанные обстоятельства суд устанавливает в каждом конкретном случае на основании представленных доказательств и с учетом интересов сторон.
Основания для изменения способа исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при наличии серьезных препятствий для совершения исполнительных действий и при наличии исчерпывающих сведений о принятии всех возможных мер для исполнения судебного акта, в силу которых исполнение решения суда указанным способом невозможно.
При решении вопроса об изменении способа исполнения решения суда необходимо учитывать принципы соразмерности и пропорциональности с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателя и должника. Предлагаемый способ исполнения решения суда должен отвечать требованиям справедливости, быть адекватным и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Обращаясь в суд с заявлением об изменении порядка исполнения вступившего в законную силу судебного решения, заявитель исходил из того, что после вынесения решения суда Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, на которого возложена обязанность предоставить его семье вне очереди жилье из жилищного фонда Республики Дагестан, не предпринимает какие-либо действия по исполнению решения суда, ссылаясь на отсутствие у него жилых помещений, подлежащих предоставлению их семье, в связи с чем, данное решение подлежит исполнению путем взыскания с республиканского бюджета в пользу их семьи средств для приобретения жилья.
Закон Республики Дагестан от 03 февраля 2006 года N 4 "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма и порядке его предоставления, данным категориям граждан", как это следует из его Преамбулы, устанавливает категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений из жилищного фонда, принадлежащего на праве собственности Республике Дагестан, по договору социального найма и порядок его предоставления данным категориям граждан.
По смыслу данного положения, а также других норм этого закона, жилищные права категорий граждан, указанных в названном законе, могут быть на основании этого закона реализованы только путем предоставления им по договору социального найма жилья из жилищного фонда, принадлежащего Республике Дагестан на праве собственности, данным законом не предусмотрено предоставление указанным в нем категориям граждан жилья из жилищного фонда Республики Дагестан в их собственность или приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета, передаваемых в распоряжение уполномоченного на то органа.
Взыскание в пользу взыскателей денежных средств за счет республиканского бюджета для приобретения им жилья по своему характеру означает не предоставление им жилья по договору социального найма, как предусмотрено названным законом, а выделение им денежных средств для приобретения жилья в их собственность, что не предусмотрено названным законом Республики Дагестан.
Отсюда следует, что такое решение является не изменением порядка исполнения решения суда о предоставлении их семье жилья по договору социального найма из жилищного фонда Республики Дагестан, а по существу новым решением о взыскании денежных сумм.
Кроме того, названный закон Республики Дагестан не предусматривает передачу Республикой Дагестан в распоряжение Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан каких-либо денежных средств для приобретения жилья категориям граждан.
Полномочия Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, в том числе и на получение средств для выполнения функций по предоставлению жилья некоторым категориям граждан, обеспечение жильем, которых является обязательством государства, предусмотрены Положением о Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства РД от 16 июля 2007 года N 185.
Согласно этому Положению к полномочиям Министерства в установленной сфере деятельности, в частности, в области жилищного фонда Республики Дагестан, отнесены полномочия по организации управления, эксплуатации, содержания, ремонт (включая капитальный ремонт) жилищного фонда Республики Дагестан в соответствии с законодательством, полномочия Министерства по распоряжению средствами республиканского бюджета сведены к осуществлению им функций главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него полномочий, в пределах утвержденных смет и ассигнований.
Каких-либо данных о том, что Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан каким-либо нормативным актом выделялись средства на строительство объектов жилищного фонда и (или) приобретение жилья для его предоставления по договору социального найма семьям, имеющим детей инвалидов, и семьям, имеющим в своем составе граждан, страдающих тяжелыми формами заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, в деле не имеется.
При этом судебная коллегия исходит из того, что доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что имеются непреодолимые препятствия для исполнения решения суда либо, что исполнение данного решения тем способом, как это определено судом, является невозможным, заявителем не представлено.
Учитывая изложенные обстоятельства судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции об изменении порядка исполнения решения суда путем взыскания с Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан стоимости подлежащего предоставлению семье Ганченко А.П. жилья противоречащими выше изложенным нормам закона.
Неправильное по существу решение районного суда, постановленное с нарушением ст.330 ГПК РФ, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе заявленных требований, по вышеуказанным доводам.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Советского районного суда г.Махачкалы РД от 01 июля 2014 года отменить.
По делу принять новое решение.
В удовлетворении заявления законного представителя Ганченко А.П. Ганченко Т.В. об изменении способа и порядка исполнения решения Верховного суда Республики Дагестан от 14 августа 2013 г. о взыскании с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан денежных средств на приобретение жилого помещения в размере "." рублей), отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.