Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Джарулаева А.К., судей Хираева Ш.М. и Ашурова А.И., при секретаре А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе и.о. главы администрации МО "сельсовет Урадинский" Шамильского района РД М.Х. на решение Шамильского районного суда Республики Дагестан от 21 июля 2014 года, которым постановлено: удовлетворить исковые требования прокурора Шамильского района к администрации МО "сельсовет Урадинский" Шамильского района РД.
Обязать администрацию муниципального образования "сельсовет Урадинский" Шамильского района создать условия для забора в любое время года воды для целей пожаротушения из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения и на прилегающих к ним территориях.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Джарулаева А.К., представителя прокуратуры РД З.Г., просившего решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РД
УСТАНОВИЛА:
прокурор Шамильского района РД обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать администрацию муниципального образования "сельсовет Урадинский" Шамильского района создать условия для забора в любое время года воды для целей пожаротушения из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения и на прилегающих к ним территориях.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
На указанное решение суда главой администрации МО "сельсовет Урадинский" Шамильского района РД М.Х. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы М.Х. указывает, что в бюджете МО "сельсовет Урадинский" на 2014 год не заложены достаточные средства по обеспечению мер пожарной безопасности в границах населенного пункта в объемах, указанных прокурором. У администрации нет на балансе пожарных гидрантов и нет возможности самостоятельно за счет средств муниципального образования оборудовать наружные водопроводы хозяйственно-бытового назначения.
В возражениях относительно апелляционной жалобы и.о. прокурора Шамильского района РД М.А. считает решение суда законным и обоснованным, просит его оставить без изменения.
Дело рассмотрено в порядке, установленном ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы.
Представитель ответчика - администрации МО "сельсовет Урадинский" в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ заявление рассмотрено в отсутствие представителя администрации МО "сельсовет Урадинский", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, выслушав объяснения прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан З.Г., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии с п. 3, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
В силу ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
На основании ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (в редакции, действовавшей на момент принятия решения) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 этого закона.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Статьей 62 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
В силу ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5 000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (далее - Правила), действующие на момент принятия решения суда, согласно пункту 89 которых сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.
Пунктом 94 Правил установлено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Согласно пункту 95 Правил водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года.
Таким образом, вышеназванные положения закона предусматривают возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки соблюдения законодательства о противопожарной безопасности на территории МО "сельсовет Урадинский" были установлены нарушения требований пожарной безопасности. На момент осмотра, проведенного в апреле 2014 года начальником ПЧ-43 с. Урада М.М. установлено, что не проведена работа по улучшению противопожарного водоснабжения. Отсутствует пожарный водоем. Указанные недостатки создают препятствия для локализации и ликвидации пожара, спасению людей, животных и сохранению имущества (л.д. 6).
Доказательства, свидетельствующие о принятии мер по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, ответчиком ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции в нарушение требований ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представлены не были.
Доводам жалобы на отсутствие средств по обеспечению мер пожарной безопасности суд дал надлежащую оценку. Суд обоснованно исходил из того, что администрация МО "сельсовет Урадинский", как орган местного самоуправления отвечает за обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах местного самоуправления. К таковым мерам относится создание условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Исполнение органом местного самоуправления обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности не может быть поставлено также в зависимость от наличия у него в собственности необходимого имущества или достаточности бюджетного финансирования.
Доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат каких-либо юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих о возможности иного мнения по делу.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и применил нормы материального и процессуального права, оценил представленные сторонами доказательства, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Решение суда является законным и обоснованным, по доводам жалобы оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шамильского районного суда Республики Дагестан от 21 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы муниципального образования "сельсовет Урадинский" Шамильского района Республики Дагестан М.Х. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.