Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Джарулаева А.К., судей Хираева Ш.М. и Ашурова А.И., при секретаре А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы администрации МО "село Гоготль" Шамильского района РД на решение Шамильского районного суда Республики Дагестан от 18 июля 2014 года, которым постановлено: исковые требования прокурора Шамильского района к главе МО "село Гоготль" удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие главы администрации МО "село Гоготль", выразившееся в непредставлении в Министерство юстиции Республики Дагестан принятых за период 2012-2013 гг. и 5 месяцев 2014 г. муниципальных нормативных актов для включения их в реестр муниципальных нормативных актов.
Обязать главу администрации муниципального образования "село Гоготль" направить в Министерство юстиции Республики Дагестан подлежащие включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан муниципальные нормативные правовые акты, принятые за период 2012-2013 гг. и 5 месяцев 2014 г. для включения их в регистр.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Джарулаева А.К., представителя прокуратуры РД З.Г., просившего решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РД
УСТАНОВИЛА:
прокурор Шамильского района Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия главы органа местного самоуправления - "село Гоготль", выразившееся в непредставлении в Министерство юстиции Республики Дагестан принятых за период 2012-2013 гг. и 5 месяцев 2014 г. муниципальных нормативных актов для включения их в реестр муниципальных нормативных актов и обязать главу муниципального образования "село Гоготль" направить в Министерство юстиции Республики Дагестан принятые за период 2012-2013 гг. и 5 месяцев 2014 г. муниципальные нормативные правовые акты для включения их в региональный регистр муниципальных нормативных актов.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
С таким решением суда не согласился глава администрации МО "село Гоготль" Шамильского района РД М.Ч., в апелляционной жалобе которого поставлен вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение.
В обоснование доводов апелляционной жалобы М.Ч. указывает, что согласно ч. 5 и 7 ст. 1 Закона включению в регистр подлежат следующие муниципальные нормативные правовые акты: устав муниципального образования, акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); акты представительного органа муниципального образования; акты главы муниципального образования; акты администрации муниципального образования; акты иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. В регистр включаются акты вне зависимости от срока их действия.
Однако в том же Законе в ч. 6 ст. 1 указаны акты, не подлежащие включению в регистр.
Учитывая вышеуказанное Шамильский районный суд в своем решении не указал, какие именно муниципальные нормативные правовые акты следует направить в Министерство юстиции Республики Дагестан для включения их в региональный регистр муниципальных нормативных актов. В виду того, что работа по выборке и отправке необходимых актов в Министерство юстиции Республики Дагестан трудоемкая и требующая больших временных и финансовых затрат, суду следовало бы в своем решении конкретизировать перечень муниципальных нормативных правовых актов, которые необходимо направить в Министерство юстиции Республики Дагестан для включения в региональный регистр муниципальных нормативных актов.
В возражениях относительно апелляционной жалобы и.о. прокурора Шамильского района РД М.А. считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить без изменения.
Дело рассмотрено в порядке, установленном ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы.
Представитель ответчика - администрации МО "село Гоготль" в судебное заседание не явился, в заявлении главы администрации МО "село Гоготль" М.Ч. содержится просьба рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, выслушав объяснения прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан З.Г., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии со ст. 43.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Организация и ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан регламентированы положениями Закона Республики Дагестан от 03.02.2009 N 2 (ред. от 15.11.2011) "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан" (принят Народным Собранием РД 29.01.2009).
Согласно ч. 5 ст. 1 данного Закона включению в регистр подлежат следующие муниципальные нормативные правовые акты: устав муниципального образования, акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); акты представительного органа муниципального образования; акты главы муниципального образования; акты администрации муниципального образования; акты иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона главы муниципальных образований в течение семи рабочих дней после принятия (подписания) акта, подлежащего включению в регистр в соответствии с настоящим Законом, направляют указанный акт в уполномоченный орган для включения его в регистр.
Акты направляются на бумажных носителях и в электронном виде на машиночитаемых носителях в виде официальной копии текста акта, заверенной печатью соответствующего органа местного самоуправления.
В случае, если официальное опубликование (обнародование) акта было осуществлено до направления акта для включения в регистр, к акту прилагаются сведения об источнике и дате его официального опубликования (обнародования) (ч.2 ст.4 Закона).
В силу положений, установленных ч. 1 ст. 10 Закона главы муниципальных образований обеспечивают полноту и достоверность сведений, направляемых для включения в регистр, а также соблюдение сроков их представления.
Из приведенных нормативно-правовых норм следует, что обязанность по представлению муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления для ведения регистра возложена на глав муниципальных образований и глав местных администраций.
Судом установлено и из материалов дела следует, что главой МО "село Гоготль" Шамильского района РД не направлены в уполномоченный орган для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан решение поселкового Собрания депутатов МО "село Гоготль" "О сельском бюджете МО "село Гоготль" Шамильского района на 2014 года и на плановый период 2015 и 2016 годов", что нарушает требования установленные законом Республики Дагестан "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан".
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что материалами дела доказан факт неисполнения главой МО "село Гоготль" Шамильского района РД, установленной законом обязанности представлять в уполномоченный орган для включения в регистр принятых муниципальных нормативных правовых актов. В связи с этим требования прокурора о признании бездействия главы МО незаконными удовлетворены обосновано.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Доводы жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, направлены на переоценку доказательств по делу, надлежащая оценка которым дана при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Основания для их переоценки у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд правильно удовлетворил заявление прокурора и оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шамильского районного суда Республики Дагестан от 18 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы муниципального образования "село Гоготль" Шамильского района Республики Дагестан М.Ч. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.