Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Алиевой Э.З.
судей Устаевой Н.Х. и Загирова Н.В.
при секретаре Магомедовой З.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зиневич А. Е. к УОПФ РФ по РД в г.Кизляре и Кизлярском районе о признании незаконным отказа УОПФ РФ по РД в г.Кизляре и Кизлярском районе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, по апелляционной жалобе начальника УОПФР по РД в г. Кизляре и Кизлярском районе Табунщиковой В.Ю. на решение Кизлярского городского суда Республики Дагестан от 31 июля 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Зиневич А. Е. к УОПФ РФ по РД в г.Кизляре и Кизлярском районе о признании незаконным отказ УОПФ РФ по РД в г.Кизляре и Кизлярском районе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, удовлетворить.
Признать не обоснованными действия УОПФ РФ по РД в г. Кизляре и Кизлярском районе в части отказа Зиневич А. Е. в приеме документов для назначения трудовой пенсии по старости.
Обязать УОПФР по РД в г. Кизляре и Кизлярском районе включить в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период работы Зиневич А.Е. в должности монтером пути в Кизлярской дистанции пути структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги филиала ОАО "Российские железные дороги" с 16.01.1991 года по настоящее время и назначить досрочную пенсию с момента возникновения на нее права, т.е. 31.01.2013 года".
Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., объяснения представителя Отделения ПФР по Республике Дагестан по доверенности Алиевой П.А., просившей отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зиневич А.Е. обратился в суд с иском к УОПФР РФ по РД в г.Кизляре и Кизлярском районе о признании незаконным отказ УОПФР по РД в г. Кизляре и Кизлярском районе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Исковые требования мотивировал тем, что 30 октября 2012 года он достиг возраста 55 лет и имел на данный момент 12,5 лет специального трудового стажа. Однако ответчик отказал ему в досрочном назначении пенсии. При подсчете продолжительности специального стажа не были приняты к зачету некоторые периоды его работы, в результате чего специальный стаж, принятый к зачету, составил менее 12,5 лет. Нет подтверждения работы с полным рабочим днем на участках железных дорог с интенсивным движением поездов.
Согласно индивидуальному лицевому счету работодателем не подтвержден льготный характер работы, что отражено в выписке.
С решением УОПФР РФ по РД в г.Кизляре и Кизлярском районе не согласен по следующим причинам:
Мужчины имеют право на досрочную трудовую пенсию по старости по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
Согласно списку профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях РСФСР", утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года N 272, монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках дорог с интенсивным движением поездов пользуются правом на пенсионное обеспечение в соответствии с п.п. 5 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
С 16 января 1991 года по настоящее время он работает в Кизлярской дистанции пути структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры ? структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги филиала ОАО "Российские железные дороги" в должности монтера пути в режиме полной рабочей недели с 8 до 17 часов.
Данный факт подтверждается записями в трудовой книжке, кроме того, руководство Кизлярской дистанции пути 10 июля 2012 года выдало протокол-представление для назначения пенсии, также выдали справку, подтверждающую льготный характер работы.
Следовательно, руководство Кизлярской дистанции пути берет на себя такую ответственность, выдавая соответствующие документы для назначения пенсии, а Управление Пенсионного фонда в г. Кизляре и Кизлярском районе игнорирует их по неизвестной причине.
Просит признать не обоснованными действия УОПФ РФ в г. Кизляре и Кизлярском районе в части отказа в приеме документов для назначения трудовой пенсии по старости и обязать УОПФР по РД в г. Кизляре и Кизлярском районе включить в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период работы монтером пути в Кизлярской дистанции пути структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги филиала ОАО Российские железные дороги" с 16 января 1991 года по настоящее время и назначить досрочную пенсию с момента обращения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить по следующим основаниям.
Зиневичу А.Е. УОПФР по РД в г. Кизляре и Кизлярском районе 31 января 2013 года отказало в приеме документов на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием 12.5 лет специального стажа работы монтером на Кизлярской дистанции пути железнодорожного транспорта.
Не имелось подтверждения его работы с полным рабочим днем на участках железных дорог с интенсивным движением поездов.
Согласно индивидуальному лицевому счету, работодателем не подтвержден льготный характер работы.
УОПФР по РД в г. Кизляре и Кизлярском районе до января 1999 года не располагало сведениями, которые подтверждали бы интенсивность движения поездов по участкам станции Кизляр за исключением периода до 1992 года включительно. Имеется письмо П.О. "Севкавремпуть" от "дата", подтверждающее интенсивность движения поездов, но после 1992 года подобных сведений не поступало.
Прием сведений от ОАО "РЖД" по льготным категориям работников осуществляет УОПФР по РД Кировского района г. Махачкалы.
Справка, уточняющая характер работы, выданная Зиневич А.Е. не является законной. Право, как работодателя определять характер работы по Кизлярской дистанции пути, с 01 января 1999г. по 30 июня 2010г. имело НОД 4 СП СКЖД филиал ОАО РЖД, а с 01 июля 2010г по настоящее время Северо-Кавказская железная дорога филиал ОАО РЖД.
В справке, выданной Кизлярской дистанции пути, не указано, что Зиневич А.Е. трудился на участках с интенсивным движением.
Представитель третьего лица - специалист по управлению персоналом Кизлярской дистанции пути СКДИ СП ЦДИ - филиала ОАО "РЖД" Светличная Ж.Н. в судебном заседании пояснила, что Кизлярская дистанция пути с 1992 года не располагает никакими сведениями об интенсивности движения поездов на участке Кизляр-Артезиан за оспариваемый период, однако в решении суда данное пояснение не отражено.
Необоснованно суд считает днем обращения Зиневич А.Е. 31 января 2013г., так как никакого письменного заявления от него не поступало, данному факту никакого документального подтверждения не имеется. Ему был дан ответ по его устному заявлению с разъяснениями о причине невозможности назначения досрочной льготной пенсии.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истца и его представителя, которые извещены о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции (уведомление приобщено к материалам дела).
Причину своей неявки истец не сообщил, а причину неявки представителя истца - выезд за пределы Республики Дагестан по семейным обстоятельствам, судебная коллегия не признала уважительной.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя завяленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что осуществляемая Зиневич А.Е. работа и выполняемые при этом функциональные обязанности в спорный период, отвечают требованиям, применяемым к трудовой деятельности, связанной с занятостью на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках железных дорог с интенсивным движением поездов.
Суд также указал, что продолжительность специального стажа истца достаточна для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Между тем, хотя исковое заявление озаглавлено "о признании незаконным отказ УОПФР по РД в г. Кизляре и Кизлярском районе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости" истец просит признать не обоснованными действия УОПФР в г. Кизляре и Кизлярском районе в части отказа в приеме документов для назначения пенсии по старости, обязать включить в стаж некоторые периоды работы и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости.
При этом в материалах дела имеется справка начальника УОПФ в г. Кизляре и Кизлярском районе Табунщиковой В.Ю. от "дата", направленная в адрес суда, о том, что УОПФ в г. Кизляре и Кизлярском районе не может принять у Зиневич А.Е. документы для назначения досрочной песни.
Какого-либо решения об отказе в назначении истцу пенсии суду не представлено и в материалах дела таковое отсутствует.
В силу статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В соответствии с абзацем 2 пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня его обращения с заявлением в указанный орган, либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ.
Суд первой инстанции привел в решении указанные положения, однако, сделал неправильный вывод, поскольку доказательств факта обращения истца в орган Пенсионного фонда за назначением пенсии не имеется, отсутствует также и решение указанного органа об отказе в назначении пенсии.
С учетом изложенных норм материального права при отсутствии решения правомочного органа об отказе в назначении пенсии, решение суда, обязывающее УОПФР по РД в г. Кизляре и Кизлярском районе включить в трудовой стаж Зиневич А.Е. период работы в должности монтера пути в Кизлярской дистанции пути структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги филиала ОАО "Российские железные дороги" и назначить досрочную пенсию с момента возникновения на нее права, является преждевременным.
Оснований для возложения на ответчика обязанности назначить пенсию с момента возникновения права на нее не имелось.
В указанной части решение суда подлежит отмене с отказом в удовлетворении исковых требований.
Настоящий отказ в удовлетворении иска не препятствует Зиневичу А.Е. в последующем вновь обратиться в суд в случае не согласия с решением ответчика, принятого по итогам рассмотрения его документов.
В тоже время отказ УОПФР по РД в г. Кизляре и Кизлярском районе в приеме документов Зиневича А.Е. суд правильно признал незаконным.
Так, согласно статье 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" все организационные действия, связанные с назначением, перерасчетом, выплатой и доставкой трудовых пенсий, производятся органами Пенсионного фонда РФ, который в соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" является органом, осуществляющим пенсионное обеспечение и выступает в качестве страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.
В совокупности все вышеуказанные действия составляют пенсионный процесс, который включает в себя все стадии реализации гражданами права на пенсионное обеспечение - от назначения пенсии до ее доставки.
Правила обращения за трудовой пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с вышеуказанным Законом утверждены Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2002 г. N 17/19пб "Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно указанным Правилам, принимая заявление о назначении трудовой пенсии и рассматривая все необходимые документы, работники территориального органа Пенсионного фонда РФ проверяют правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам; сличают подлинники представленных документов с их копиями, фиксируют выявленные расхождения; регистрируют заявления граждан и выдают расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления; истребуют от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии; оформляют выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.
По результатам рассмотрения заявления и представленных документов территориальным органом Пенсионного фонда РФ принимается решение или распоряжение об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении.
Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами пенсионным органам не предоставлено право отказа в приеме надлежаще оформленного заявления о назначении пенсии.
Более того, в соответствии с изменениями, внесенными в статью 18 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", с 1 июля 2012 г. все необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Исключения составляют случаи, когда требуемые документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Все необходимые сведения и документы представляются государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях.
Гражданин по собственной инициативе вправе самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда все документы, необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии. При этом за предоставление недостоверных сведений на основании ст. 25 настоящего Закона указанные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 328и 329 ГПК РФ,
судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кизлярского городского суда от 31 июля 2014 года в части возложения обязанности на УОПФР по РД в г. Кизляре и Кизлярском районе включить в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период работы Зиневич А.Е. в должности монтера пути в Кизлярской дистанции пути структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги филиала ОАО "Российские железные дороги" с 16 января 1991 года по настоящее время и назначить досрочную пенсию с момента возникновения на нее права, т.е. 31 января 2013 года отменить, принять в этой части новое решение, отказав в удовлетворении указанных требований.
В абзаце первом после слов "удовлетворить" дополнить словами "частично".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.