Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Зайнудиновой Ш.М.,
судей Ибрагимовой А.М. и Мустафаевой З.К.,
при секретаре судебного заседания Юсупове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе министра юстиции Республики Дагестан Рагимова А.Т. на решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 14 марта 2014 года, которым постановлено:
"Иск Абдулкеримовой Ш. А. удовлетворить.
Признать ее и членов ее семьи Абдулкеримова А. Г., Абдулкеримова А. А., Абдулкеримову М. А., Юсуфову С. Г., ФИО6, всего 6 человек, утратившими жилье, расположенное по адресу "адрес""б" в результате стихийного бедствия, имевшего место в ночь с 9 на 10 октября 2012 года; обязать администрацию городского округа "город Дербент" и МКУ " Управление по делам ГО и ЧС" направить материал в ГУ МЧС России по Республике Дагестан в городе Махачкале для приобретения жилья или получения жилищного сертификата. В остальной части в иске отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.А., выслушав объяснения Абдулкеримовой Ш.А. и ее представителя по доверенности Абдулкеримова А.Г. просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абдулкеримова Ш.А. обратилась в суд с иском о признании ее и членов ее семьи Абдулкеримова А.Г., Абдулкеримова А.А., Абдулкеримову М.А., Юсуфову С. Г., Юсуфову Х.А. всего 6 человек, утратившими жилье и обязании администрации городского округа "город Дербент" и МКУ "Управление по делам ГО и ЧС" направить материал в ГУ МЧС России по Республике Дагестан в городе Махачкале для приобретения жилья или получения жилищного сертификата.
Исковые требования мотивированы тем, что в ночь с 9 на 10 октября 2012 года в результате сильных ливневых дождей ей и членам ее семьи был причинен значительный материальный ущерб. В результате стихийного бедствия пострадало их имущество, находившееся в доме, включая бытовую технику и предметы личного обихода, так и само домовладение. В настоящее время в подвале установлены временные деревянные подпорки под перекрытием первого этажа вместо рухнувшей стены. Пол в доме провалился. Более того, по периметру всего дома в стенах образовались трещины под стенами комнат. В доме живут малолетние дети. В результате того, что пол провалился, ремонтировать стало не возможно, образовалась сырость.
Изложенные ею обстоятельства подтверждаются также консалтинговым отчетом N 01X09-13 эксперта-оценщика Абдуллаева Т.М. об оценке остаточной восстановительной стоимости домостроения.
При администрации городского округа "город Дербент" действовала созданная комиссия, осматривающая домовладения пострадавшего населения с составлением сводных актов осмотра и определения размеров причиненного ущерба. При осмотре ее домовладения комиссией был составлен акт осмотра, с которым ее не ознакомили и копию акта не вручили. Тем не менее, ее признали пострадавшей. Комиссия с выходом на место установила то, что дом действительно был потоплен се левыми потоками.
Доказательствами своевременного обращения в администрацию города с заявлением об оказании помощи и восстановлении дома является получение ею и членами ее семьи 50 тыс. руб. материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, согласно спискам, утвержденным Правительством РД от 6 мая 2013 года за N 119.
Правительство РД, выделив ей и ее семье денежные средства в связи с частичной утратой имущества, обошло стороной факт о том, что дом, в котором она с семьей живет, находится в аварийном состоянии и дальнейшее проживание в нем не возможно. Так действительно N руб. денег она получила на каждого члена семьи всего 6 человек.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 июня 1995 года за N561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" она и члены ее семьи имеют право на получение государственного жилищного сертификата для восстановления или приобретения жилья.
Она неоднократно обращалась с устными и письменными заявлениями в МКУ " Управление по делам ГО и ЧС городского округа "город Дербент". Однако никаких ответов ей на заявления не дали. Лишь после обращения адвоката получили ответ о том, что она получила N тыс. руб. материальной помощи.
Неоднократно к ней домой приходили эксперты из республиканской экспертной организации " Даггражданпроект". Однако никаких ответов ей не дали. Много раз она просила дать их заключение о пригодности жилья. Однако там ей и ее сыну отвечали, что администрация не оплатила за услуги экспертов, потому они не дают свое заключение. Указанное домовладение ей принадлежит на праве собственности, о чем ей выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности. Проживание в доме стало не возможным. Об этом свидетельствует заключение эксперта, который в судебном заседании подтвердил правильность своих выводов. В суде представитель администрации представил постановление о признании аварийным дома N53 по ул. Буйнакского в городе Дербенте. Однако жители дома об этом не знают. Она настаивает на том, что ее квартира пришла в аварийное состояние только в результате стихийного бедствия, имевшего место 9-10 октября 2012 года.
Судом постановлено указанное выше решение.
Решением Дербентского городского суда Республики Дагестан от 24 июня 2014 года по делу вынесено дополнительное решение, которым постановлено:
"Иск Абдулкеримовой Ш. А. частично удовлетворить. Признать ее и членов ее семьи Абдулкеримова А. Г., Абдулкеримова А. А., Абдулкеримову М. А., Юсуфову С. Г., ФИО6, всего 6 человек, утратившими жилье, расположенное по адресу "адрес""б" в результате стихийного бедствия, имевшего место в ночь с 9 на 10 октября 2012 года; обязать администрацию городского округа "город Дербент" и МКУ "Управление по делам ГО и ЧС" направить материал в ГУ МЧС России по Республики Дагестан в городе Махачкале для приобретения жилья или получения жилищного сертификата.
В остальной части в иске отказать".
В апелляционной жалобе министра юстиции Республики Дагестан Рагимова А.Т. в интересах Правительства Республики Дагестан содержится просьба об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
В обоснование жалобы указывается, что в соответствии с Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 марта 1997г. N 334 органы местного самоуправления осуществляют сбор, обработку и обмен информацией на соответствующих территориях и представляют информацию в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Обследование последствий стихии 9-10 октября 2012г., составление документов по обоснованию ущерба, причинённого Абдулкеримовой Ш.А. и ее родственникам, осуществлялось комиссией администрации МО "город Дербент" (орган местного самоуправления, осуществляющий сбор, обработку и обмен информацией на территории города Дербент) по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности. В результате этого обследования было установлено, что домовладение Абдулкеримовой Ш.А. является пригодным для дальнейшего проживания.
В соответствии с подпунктами г, д пункта 9 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 750 действовавший на момент ЧС и на основании, обосновывающих ущерб документов, представленных администрацией МО "город Дербент", Абдулкеримовой Ш.А. и ее семье из средств федерального бюджета оказана финансовая помощь за частично утраченное имущество в размере N руб. с учетом совместно проживающих и прописанных членов семьи пострадавшей на момент ЧС и единовременная материальная помощь в размере N руб. на семью.
Данный факт не оспаривается сторонами, а также приводится в решении суда.
Таким образом, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" Абдулкеримовой Ш.А. и членам его семьи оказана финансовая помощь в полном объёме.
Кроме того, согласно п.3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов (во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995г. N561), утвержденный МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ 10 июля 1995г., для включения в списки пострадавших граждан РФ эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы:
- заявление о выдаче государственного жилищного сертификата;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу;
- справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Выше названные документы в материалах дела отсутствуют.
Так, суд, удовлетворяя требования истицы в доказательство обоснованности требований, сослался на Акт обследования помещения от 08 ноября 2011г. N100, утвержденный Постановлением главы администрации городского округа "город Дербент" от 30 декабря 2011г. N1057 "Об утверждении актов межведомственной комиссии городского округа "город Дербент" о признании многоквартирных жилых домов на территории городского округа "город Дербент" аварийными", величина физического износа данного многоквартирного дома расположенного по адресу "адрес" составляет более 80%, дом находится в аварийном состоянии, в связи с высокой степенью износа в процессе длительной эксплуатации и подлежит сносу.
Между тем, названный Акт от 08 ноября 2011г. N100 подтверждает лишь физический износ домовладения истицы в связи с его длительной эксплуатацией, и согласно этому Абдулкеримова Ш.А. может претендовать на улучшение жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим жилищные правоотношения в сфере признания жилого помещения непригодным для проживания, но никак в результате ЧС.
Кроме того, суд, удовлетворяя требование заявительницы, неправомерно сослался на заключение судебного эксперта Гаджиева М.Б. от 02 февраля 2013г. N2444/13, согласно которому эксперт делает вывод о том, что разрушение домостроения произошло в результате наводнения в ночь с 9 на 10 октября 2012г.
Однако, как усматривается из данного заключения (л. N16), судебный эксперт, делая подобный вывод, не обосновывает на основании чего он пришел к такому решению. И поскольку заключение по результатам экспертизы должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов, а таковые в заключении эксперта не имеются, считаем, что суд удовлетворяя требования не должен был ссылаться на него.
Более того, суд, обязывая администрацию городского округа "город Дербент" и МКУ "Управление по делам ГО и ЧС" направить материалы в ГУ МЧС России по РД в г. Махачкале для приобретения жилья или получения жилищного сертификата, должен был признать их действия (бездействия) незаконными, что соответственно не было сделано.
В возражениях на апелляционную жалобу Абдулкеримова Ш.А. просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
Надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела представители Правительства Республики Дагестан, администрации городского округа "г.Дербент", МКУ "Управление по делам ГО и ЧС", а также Министерства юстиции Республики Дагестан в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Согласно п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года " О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
Выдача государственных жилищных сертификатов осуществляется в соответствии с абзацем первым настоящего пункта независимо от сумм страховых выплат, причитающихся или полученных по договорам страхования жилого помещения, которое было утрачено в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий. террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Граждане, получившие государственный жилищный сертификат в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями, утрачивают право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой иного жилого помещения в результате данного события.
Согласно п.3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов (во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995г. N561), утвержденный МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ 10.07.1995г., для включения в списки пострадавших граждан РФ эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы:
- заявление о выдаче государственного жилищного сертификата;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу;
- справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Таким образом, из требований приведенных актов следует, что одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение единовременной материальной и финансовой помощи является установление факта того, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что жилое помещение истицы и членов ее семьи в результате стихийного бедствия, имевшего место 9-10 октября 2012 года, пришло в негодность, находится в аварийном состоянии, о чем свидетельствует заключение эксперта.
Удовлетворяя иск, суд исходил из того, что согласно акту обследования помещения от 8 ноября 2011 года за N 100 межведомственная комиссия, назначенная на основании постановления главы администрации городского округа "город Дербент" от 28 сентября 2011 года за N 817/1, обследовала жилой "адрес" и пришла к выводу о том, что жилые помещения и общее имущество многоквартирного дома не соответствует установленным норма действующего законодательства и требованиям строительных ном и правил к многоквартирным домам. Величина физического износа данного многоквартирного дома составляет более 80 %. Граждане, проживающие в данном многоквартирном доме, подлежат переселению. Дом частично разрушен, имеется большая вероятность полного обрушения, не пригоден к проживанию, подлежит сносу и списанию.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, достоверно подтверждающие непригодность жилого дома Абдулкеримовой Ш.А.
Так, обследование последствий стихии 9-10 октября 2012г., составление документов по обоснованию ущерба, причинённого Абдулкеримовой Ш.А. и ее родственникам, осуществлялось комиссией администрации МО "город Дербент" (орган местного самоуправления, осуществляющий сбор, обработку и обмен информацией на территории города Дербент) по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности. В результате этого обследования, произведенного в присутствии Абдулкеримовой Ш., было установлено, что домовладение Абдулкеримовой Ш.А. является пригодным для дальнейшего проживания.
В соответствии с подпунктами г,д, пункта 9 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 г. N 750 действовавший на момент ЧС и на основании, обосновывающих ущерб документов, представленных администрацией МО "город Дербент", Абдулкеримовой Ш.А. и ее семье из средств федерального бюджета оказана финансовая помощь за частично утраченное имущество в размере N руб. с учетом совместно проживающих и прописанных членов семьи пострадавшей на момент ЧС и единовременная материальная помощь в размере N руб. на семью.
Между тем, названный Акт от 08.11.2011г. N100, послуживший основанием для удовлетворения иска, подтверждает лишь физический износ домовладения истицы в связи с его длительной эксплуатацией, и согласно этому Абдулкеримова Ш.А. может претендовать на улучшение жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации регулирующим жилищные правоотношения в сфере признания жилого помещения непригодным для проживания, но ни как в результате ЧС.
Поскольку вышеприведенными нормативными актами предусмотрено, что материальная помощь, на которую претендуют истцы, предоставляется гражданам, проживающим в границах зоны затопления (подтопления), а перечень домов, попавших в эти границы, определяется правовыми актами органов местного самоуправления, и судом установлено, что дом, в котором проживают истцы, в указанный перечень не включен, вывод суда об удовлетворении требований о признании истцов пострадавшими от наводнения и включении в список граждан, пострадавших от наводнения, для получения материальной помощи является неправильным, не соответствует обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Таким образом, вывод суда о том, что дом, в котором проживает истица, попал в зону затопления, не подтверждается имеющимися в деле допустимыми доказательствами, так как правовой акт органа местного самоуправления о включении этого дома в список домов, попавших в зону затопления, отсутствует.
Кроме того, суд удовлетворяя требование заявительницы, неправомерно сослался на заключение судебного эксперта Гаджиева М.Б. от 02.02.2013г. N2444/13, согласно которому эксперт делает вывод о том, что разрушение домостроения произошло в результате наводнения в ночь с 9 на 10 октября 2012г.
Между тем, как усматривается из данного заключения, судебный эксперт, делая подобный вывод, не обосновывает на основании чего он пришел к такому решению. Поскольку заключение по результатам экспертизы должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов, а таковые в заключении эксперта не имеются, считаем, что суд удовлетворяя требования не должен был ссылаться на него.
Изложенное исключает возможность признания истца пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в результате наводнения в ночь с 9 на 10 октября 2012г., поскольку факт непригодности принадлежащего домостроения в результате чрезвычайной ситуации, не подтвержден. Само же по себе наличие у истцов жилого дома на территории подвергшегося подтоплению населенного пункта не может служить основанием для признания пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации.
Таким образом, отменяя решение районного суда на основании требования пункта 7 части 4 статьи 330 ГПК РФ, судебная коллегия не находит законных оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, в связи с чем полагает необходимым отказать в удовлетворении искового заявления.
Руководствуясь статьями 197, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 14 марта 2014 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Абдулкеримовой Ш.А. о признании ее и членов ее семьи Абдулкеримова А.Г., Абдулкеримова А.А., Абдулкеримову М.А., Юсуфову С. Г., Юсуфову Х.А. утратившими жилье и обязании администрации городского округа "город Дербент" и МКУ "Управление по делам ГО и ЧС" направить материал в ГУ МЧС России по Республике Дагестан в городе Махачкале для приобретения жилья или получения жилищного сертификата - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.