Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Джарулаева А.К.
судей - Хираева Ш.М., Ашурова А.И.
при секретаре - Азизовой Д.М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. гражданское дело по апелляционной жалобе главы муниципального образования "село Хебда" Магомедова М.Н. на решение Шамильского районного суда Республики Дагестан от 18 июля 2014 года по делу по заявлению прокурора Шамильского района Республики Дагестан Омарова Р.О. в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - муниципального образования "село Хебда", Шамильского района Республики Дагестан, и понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Шамильского района Республики Дагестан Омаров Р.О. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "село Хебда", Шамильского района Республики Дагестан, и понуждении к совершению действий.
Требования мотивировал тем, что администрацией муниципального образования "село Хебда", Шамильского района, Республики Дагестан в нарушение требований законодательства о противодействии коррупции не размещены на официальном сайте в сети Интернет сведения за 2013 год о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, руководителей муниципальных учреждений, учредителями которых является администрация муниципального образования "село Хебда", а также супруги (супруга) и несовершеннолетних детей указанных лиц, чем нарушены права граждан на получение полной информации о деятельности органов местного самоуправления.
Решением суда заявление прокурора удовлетворено. Суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования "село Хебда", выразившееся в не размещении на официальном сайте в сети Интернет сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2013 год муниципальных служащих, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, руководителей муниципальных учреждений, учредителями которых является администрация муниципального образования "село Хебда", а также супруги (супруга) и несовершеннолетних детей указанных лиц, возложив обязанность на администрацию муниципального образования "село Хебда" устранить допущенное нарушение закона.
С таким решением суда не согласился глава муниципального образования "село Хебда" Шамильского района РД Магомедов М.Н., в апелляционной жалобе которого поставлен вопрос об отмене решения суда.
В обоснование доводов апелляционной жалобы глава муниципального образования "село Хебда" указывает, что в бюджете муниципального образования на 2014 года не заложено достаточных средств по обеспечению доступности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, а именно по размещению указанных сведений в сети Интернет. Администрация муниципального образования "село Хебда" не имеет возможности самостоятельно за счет средств муниципального образования обеспечить размещение указанных сведений. Полагает, что суду следовало обязать администрацию муниципального образования "Шамильский район" выделить администрации муниципального образования "село Хебда" средства в достаточном объеме для обеспечения размещения указанных сведений.
И.о. прокурора Шамильского района РД Исалмагомедовым М.А. на жалобу главы администрации муниципального образования "село Хебда" поданы письменные возражения о не согласии с доводами жалобы.
В своих возражениях прокурор указывает, что отсутствие денежных средств в бюджете муниципального образования не освобождает органы местного самоуправления от обязанности возложенной на них законом. Кроме того, подготовка информации, и ее размещение на сайте в сети Интернет не относится к финансово затратным обязательствам.
В силу изложенного просит оставить апелляционную жалобу главы муниципального образования "село Хебда" Магомедова М.Н. без удовлетворения, а решение суда без изменения.
Глава муниципального образования "село Хебда" Магомедов М.Н., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
В силу указанного дело подлежит рассмотрению, согласно статье 167 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы по правилам статьи 327.1 части 1 ГПК РФ, выслушав объяснения прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан Гасанова З.Г., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
Из содержания пунктов 1 и 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" следует, что лица, замещающие должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляют работодателю сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Как следует из части 6 статьи 8 ФЗ РФ "О противодействии коррупции" сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, указанными в пункте 4 части 1 настоящей статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления.
Статьей 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" и пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 N 557 "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", органам местного самоуправления рекомендовано до 1 сентября 2009 года определить должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 N 559 органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано в двухмесячный срок разработать, руководствуясь настоящим Указом, и утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Исходя из совокупности вышеприведенных положений федерального законодательства, устанавливающих взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, провозглашающих единство правовых и организационных основ, а также основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, свидетельствует о том, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение органом местного самоуправления законов, регламентирующих противодействие коррупции.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, в ходе проведенной прокуратурой Шамильского района проверки соблюдения органом местного самоуправления законов, регламентирующих противодействие коррупции, по размещению на официальном сайте в сети Интернет сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, администрацией муниципального образования "село Хебда", Шамильского района Республики Дагестан, указанные сведения в соответствии с частью 6 статьи 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" не размещены на сайте администрации муниципального образования "Шамильский район".
Удовлетворяя заявленное прокурором требование, руководствуясь вышеприведенными нормами федерального законодательства, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что неисполнение органом местного самоуправления обязанностей по обеспечению доступности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, занимающими должности муниципальной службы и руководителями муниципальных учреждений, нарушает права неопределенного круга лиц на информацию, гарантированные федеральным законодательством. Тем самым нарушаются и интересы Российской Федерации по профилактике коррупции в органах местного самоуправления.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что материалами дела доказан факт неисполнения администрацией муниципального образования "село Хебда", Шамильского района Республики Дагестан, установленной законом обязанности размещать на официальном сайте в сети Интернет сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, занимающими должности муниципальной службы и руководителями муниципальных учреждений. В связи с этим требования прокурора о признании бездействия администрации муниципального образования "село Хебда", Шамильского района Республики Дагестан, незаконным удовлетворены обосновано.
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в бюджете муниципального образования денежных средств на указанные цели не может служить основанием для отказа в иске, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора.
Доводы жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, направлены на переоценку доказательств по делу, надлежащая оценка которым дана при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Основания для их переоценки у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд правильно удовлетворил заявление прокурора и оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шамильского районного суда Республики Дагестан от 18 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации муниципального образования "село Хебда", Шамильского района Республики Дагестан Магомедова М.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.