Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РД в составе: председательствующего Гасановой Д.Г., судей Гомленко Н.К. и Магамедова Ш.М.
при секретаре Акимовой Л.Н.
при рассмотрении дела по иску Салавова И. М. к Гусеновой У. М. о признании состоявшимся договора купли-продажи жилого дома на берегу Каспийского моря, заключенного 25 марта 2009 г.,
УСТАНОВИЛА:
Салавов И. М. обратился в суд с иском к Гусеновой У. М., ТУ Росимущество по РД о признании состоявшимся договора купли-продажи жилого дома, общей площадью 104,0 кв.м., из них жилой 59.0 кв.м., расположенного на земельном участке, размером 4.5 га, на берегу Каспийского моря в местности "адрес", заключенного 25 марта 2009 г., просил признать за ним право собственности на указанный дом, при этом ссылался на то, что между ним и Гусеновым М.Г., мужем ответчицы Гусеновой У.М., 25 марта 2009 г. был заключен договор купли-продажи указанного дома на берегу Каспийского моря, однако договор не был зарегистрирован в Управлении ФРС по РД, т.к. через некоторое время Гусенов М.Г. был убит. Он по передаточному акту принял этот дом, открыто и добросовестно владеет им. Дом принадлежал Гусенову У.М. на основании договора купли-продажи от 2 октября 1998 г., заключенному между директором ООО "Рассвет" Абдуллагатовым С.Х. и Гусеновым М. Г., последний получил свидетельство о праве собственности на дом около моря в Управлении Росреестра по РД 07.12.2007 г. В настоящее время он решил зарегистрировать свое право собственности на дом, однако в Управлении ФРС по РД ему отказали.
В судебном заседании представитель Салавова И.М. - Гусенов М.М. ( доверенность в деле) поддержал свои исковые требования и просил их удовлетворить.
Третье лицо Абдуллаев А. С. и его представитель Абдуллаев С.М. просят отказать в удовлетворении иска, т.к. указанный дом на момент составления договора купли-продажи от 25 марта 2009 г. принадлежал ОАО "ВВК "Дагестан", распоряжаться имуществом ВВК Дагестан он не имел право. Договор от 25 марта 2009 г. заключен задним числом, после смерти якобы продавца Гусенова М.М., его подписи не имеется на указанном договоре. Является фиктивным также договор купли-продажи от 02.10.1998 г., Абдуллагатов С.Х. не имел право заключать этот договор, дом не принадлежал ООО "Рассвет", директором которого он являлся, печать на договоре поддельная. Согласно справке эксперта, указанный договор составлен в 2007 г. Приговором Избербашского городского суда от 2 апреля 2013 г. Абдуллагатов С.Х. осужден за совершение хищения имущества ООО " ВВК "Дагестан" и за другие преступления. В возмещение ущерба, причиненного акционерам этого общества, в том числе и Абдуллаеву А.С., осужденный Абдуллагатов С.Х. заключил договор об уступке права собственности на производственный комплекс ВВК " Дагестан" от 27.12.2013 г., включая жилой дом на берегу Каспийского моря. Право собственности на имущественный комплекс Абдуллаева А.С. зарегистрировано в Управлении Росреестра по РД 27 декабря 2013 г. Сделка не может быть признана состоявшейся, т.к. к Абдуллаеву А.С. перешло право собственности на жилой дом на берегу моря.
Изучив материалы дела, обсудив доводы представителя истца и возражения представителя Абдуллаева А.С., судебная коллегия приходит к выводу, что иск Салавова И.М. подлежит удовлетворению.
Так, из материалов дела следует, что согласно договора купли-продажи от 25 марта 2009 г., заключенному в надлежащей (письменной) форме, Г. М. Г. продал дом, расположенный на земельном участке 4.5 га, на берегу Каспийского моря в местности "адрес" Карабудахкентского района, а покупатель Салавов И. М. купил этот дом за "." рублей ( л.д. 6). Согласно п.2 указанного договора, дом принадлежит Продавцу на основании договора купли-продажи от 02 сентября 1998 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 07 декабря 2007 г., бланк ".", запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ".", выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан. В материалах дела имеется указанное свидетельство о государственной регистрации права собственности Гусенова М.Г. на домик у моря ( л.д. 13). Согласно передаточному акту от 25.03.2009 г. дом передан от продавца Гусенова М.Г. покупателю Салавову И.М. ( л.д. 11).
Установлено, что указанный договор купли-продажи от 25.03.2009 г. не был зарегистрирован в Управлении ФРС по РД при жизни продавца Гусенова М.М., который умер 24 августа 2009 г., что подтверждается свидетельством о смерти Гусенова М.Г. ( л.д. 31).
Согласно ст.549, ч.1 ГК РФ, по договору купли-продажи недвижимости ( договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество ( ст. 130).
Согласно ст. 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами ( п. 2 статьи 434).
Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
Из статьи 551, ч.1 ГК РФ следует, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Судебная коллегия приходит к выводу, что договор купли-продажи недвижимости - жилого дома на берегу Каспийского моря - соответствует указанным требованиям закона, письменная форма договора соблюдена, все существенные условия договора продажи недвижимости оговорены сторонами, недвижимость передана покупателю. Однако договор не прошел требуемую законом государственную регистрацию.
Согласно ст. 551, ч.3 ГК РФ, в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
Из материалов дела усматривается, что регистрация договора купли-продажи дома на берегу Каспийского моря не была сделана в связи со смертью продавца Гусенова М.Г., умершего через пять месяцев после заключения указанного договора, наследник Гусенова М.Г. - его супруга Гусенова У.М. не отрицает факта заключения договора продажи недвижимости ее мужем с Салавовым И.М. и факта передачи последнему дома на берегу Каспийского моря. С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что имеются основания для государственной регистрации этого договора от 25.03.2009 г. по правилам ст. 551, ч.3 ГК РФ.
Доводы представителя Абдуллаева А.С. - Абдуллаева С.М. о том, что договор продажи недвижимости от 25 марта 2009 г., заключенный между Гусеновым У.М. и Салавовым И.М., нарушает его права и интересы, что на основании договора об уступке права на здания и сооружения ОАО "ВВК Дагестан" к нему перешло право собственности на жилой дом на берегу моря, не подтверждаются материалами дела.
В подтверждение этих доводов представителем Абдуллаевым С.М. представлены договор об уступке права на здания и сооружения ОАО " ВВК Дагестан" от 5 ноября 2013 г., согласно которому осужденный по приговору Избербашского городского суда от 2 апреля 2013 г. Абдуллагатов С.Х. в счет возмещения ущерба, причиненного преступлением, добровольно возвращает имущество ОАО " ВВК Дагестан" Абдуллаеву А.С. В указанном договоре имеется ссылка на то, что здания и сооружения ОАО "ВВК Дагестан" (имущественный комплекс) указаны в описи имущества ОАО "ВВК Дагестан" N 1 от 10.05.2013 г., свидетельстве о госрегистрации "адрес" от 25.12.2010 г.
Судебная коллегия исследовала опись имущества ОАО " ВВК Дагестан" ( приложение к договору об уступке права от 05 ноября 2013 г.), однако дом на берегу Каспийского моря не указан в этой описи как объект недвижимости, перешедший в собственность Абдуллаева А.С.
В свидетельстве о государственной регистрации права собственности Абдуллаева А.С. на здания и сооружения ОАО "ВВК Дагестан" от 13 января 2013 г., в качестве объекта права собственности указаны лишь "здания и сооружения ОАО "ВВК Дагестан", общей площадью 22287 кв.м., расположенные по адресу: "адрес" Однако дом на берегу Каспийского моря расположен в местности " "адрес". Поэтому из указанного свидетельства о госрегистрации права не усматривается, что дом на берегу Каспийского моря входит в состав "зданий и сооружений ОАО " ВВК Дагестан".
Кроме того, Салавовым И.М. в подтверждение своего права собственности на дом на берегу Каспийского моря представлено свидетельство о государственной регистрации права собственности на его имя на дом на берегу Каспийского моря от 02 июня 2014 г. ( л.д. 68), технический паспорт на дом, выданный ГУП " Дагтехинвентаризация" 10 октября 1998 г. (л.д. 68,75). Указанное свидетельство о госрегистрации права никем не оспорено и недействительным не признано Также не представлены доказательства, подтверждающие недействительность договора купли-продажи дома на берегу Каспийского моря от 2 октября 10098 г., заключенного между Абдуллагатовым С.Х. и Гусеновым М.Г., а также недействительность свидетельства о государственной регистрации права собственности Гусенова М.Г. на указанный дом от 07.12.2007 г. ( л.д. 149).
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что Абдуллаевым А.С. и его представителем не представлены допустимые доказательства, отвечающие требованиям ст. ст. 67-68 ГПК РФ, подтверждающие право собственности Абдуллаева А.С. на спорный дом на берегу Каспийского моря на момент заключения договора продажи недвижимости от 25 марта 2009 г., не возникло это право собственности у Абдуллаева А.С. на спорный дом и на основании договора об уступке права собственности от 5 ноября 2013 г., заключенному между ним и Абдуллагатовым С.Х. С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что договор купли-продажи от 25 марта 2009 г. не нарушает прав и охраняемых законом интересов Абдуллаева А.С.
Согласно ст. 3, ч.1 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданским судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав и свобод или законных интересов.
Доводы представителя Абдуллаева А.С. - Абдуллаева С.М. о том, что ранее этот дом на берегу Каспийского моря принадлежал ОАО "ВВК "Дагестан", поэтому на основании договора об уступке права собственности от 5 ноября 2013 г. перешел в собственность Умалатова А.С., также не убедительны. В акте описи имущества ОАО " ВВК "Дагестан", являющимся приложением к указанному договору об уступке права от 5 ноября 2013 г., конкретизирующим предмет договора - "здания и сооружения ОАО "ВВК Дагестан"", передаваемые в собственность Абдуллаева А.С., - домик на берегу Каспийского моря не указан.
Доводы представителя Абдуллаева А.С. о том, что дом на берегу Каспийского моря проходит по всем бухгалтерским книгам винсовхоза " Рассвет", следовательно, перешел в собственность ОАО " ВВК Дагестан" как часть имущественного комплекса и в последующем в его собственность, также не состоятельны, т.к. право собственности на имущественный комплекс ОАО " ВВК " Дагестан" у Абдуллаева А.С. возникло на основании договора об уступке права собственности от 5 ноября 2013 г., акта передачи имущества как приложения к этому договору и свидетельства о государственной регистрации права собственности Абдуллаева А.С. на имущественный комплекс, однако дом на берегу Каспийского моря в качестве объекта собственности в этих документах не указан.
Доводы представителя Абдуллаева А.С. о том, что заключенный ранее договор купли-продажи дома на берегу Каспийского моря от 2 октября 1998 г., а также договор купли-продажи от 25 марта 2009 г. составлены задним числом, первый договор не подписан Гусеновым У.М. и другие доводы, касающиеся этих договоров, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные договора не нарушают охраняемых законом прав и интересов Абдуллаева А.С., правоустанавливающие документы или иные документы, подтверждающие законность владения им домом на берегу Каспийского моря, Абдуллаева А.С. не представил.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 195-199 ГПК РФ, ст. 328 п.2 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Карабудахкентского районного суда от 20 марта 2014 г. отменить, вынести новое решение.
Удовлетворить иск Салавова И. М. к Гусеновой У. М..
Договор купли-продажи жилого дома, расположенного на берегу Каспийского моря в местности " "адрес" района, на земельном участке 4.5 га, состоящего из основного строения, общей площадью 104,0 кв.м., в том числе жилой площадью 59,0 кв.м., заключенного 25 марта 2009 г. между Г. М. Г. и Салавовым И. М., признать состоявшимся.
Признать право собственности Салавова И. М. на жилой дом, общей площадью 104,0 кв.м., из них жилой 59.0 кв.м., расположенный на берегу Каспийского моря в местности "адрес".
Прекратить право собственности Г. М. Г. на указанный жилой дом, зарегистрированное в ЕГРП за номером "." от 07.12.2007 г.
С Гусеновой У. М. в доход государства взыскать государственную пошлину в размере "." рублей)
Председательствующий Гасанова Д.Г.
Судьи Гомленко Н.К.
Магамедов Ш.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.