Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Шовгуровой Т.А.,
судей Лиджиева С.В. и Кашиева М.Б.,
при секретаре Клиповой Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Церенова С.А. к Министерству сельского хозяйства Республики Калмыкия о возложении обязанности произвести перерасчет субсидии на строительство жилья по апелляционной жалобе истца Церенова С.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 4 июля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Кашиева М.Б., возражения представителя ответчика Дундуевой Ц.С., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Церенов С.А. обратился в суд с названным иском, мотивируя тем, что в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" ему на состав семьи из 5 человек предоставлена социальная выплата на строительство жилья в размере *** руб. Полагает расчет суммы социальной выплаты неверным, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 марта 2009 года N 89 ее размер должен составлять не менее 70 процентов от расчетной стоимости строительства жилья в сельской местности на территории Республики Калмыкия. Расчетная стоимость строительства жилья с учетом состава семьи 5 человек составляет *** руб. Таким образом, по мнению истца, размер социальной выплаты должен был составить *** рублей (*** руб. х 70 %). С учетом этого просил: признать расчет субсидии, произведенный Министерством сельского хозяйства РК и выплаченной ему, неверным; отменить решение по расчетам предоставленной ему субсидии Министерством сельского хозяйства РК, возложить обязанность на Министерство сельского хозяйства РК произвести перерасчет предоставленной ему субсидии в соответствии с Порядком предоставления и распределения субсидий на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе, молодых и молодых специалистов в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села"; признать его право на получение субсидии в размере *** руб. и возложить обязанность на Министерство сельского хозяйства РК произвести выплату недополученной им суммы субсидии в размере ***руб.
В судебном заседании Церенов С.А. и его представитель Церенова Э.Н. поддержали заявленные требования.
Представитель Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Дундуева Ц.С. иск не признала.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 4 июля 2014 года в удовлетворении исковых требований Церенова С.А. к Министерству сельского хозяйства Республики Калмыкия отказано.
В апелляционной жалобе Церенов С.А. просит решение суда отменить как незаконное и принять новое решение об удовлетворении исковых требований, приведя доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно указал, что предусмотренный постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 марта 2009 года N 89 размер социальной выплаты, предоставляемый за счет средств федерального и республиканского бюджетов в значении не более 70 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья не позволяет уменьшать указанную выплату ниже установленной величины.
Проверив материалы дела, выслушав мнения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии со статьями 2, 5 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном законом порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года".
В названную программу Постановлением Правительства РФ от 31 января 2009 года N 83 внесены изменения, она дополнена Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (далее Правила), и Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее Типовое положение), являющимся приложением к Правилам.
Подпунктом "а" пункта 2 Правил определено, что субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ, предусматривающих предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением.
Из пункта 4 Типового положения следует, что право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: постоянное проживание в сельской местности; наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В пункте 10 Типового положения указано, что определение размера выплаты производится органом исполнительной власти в соответствии с пунктом 9 Типового положения.
Согласно пункту 9 Типового положения расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. м - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. м - на семью из 2 человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации на первый квартал года выдачи свидетельства, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
В целях реализации Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 марта 2009 года N 89 утвержден Порядок предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам муниципальных образований Республики Калмыкия на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (далее Порядок N 1), и Порядок формирования, утверждения списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и выдачи свидетельств о предоставлении социальных выплат (далее Порядок N 2).
Порядок N 1 устанавливает механизм и условия предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам муниципальных образований Республики Калмыкия на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации мероприятий, предусмотренных республиканской целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий Республики Калмыкия на 2008-2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 ноября 2007 г. N 423 (далее республиканская целевая программа).
Пунктом 3 Порядка N 1 установлено, что социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, участвующим в мероприятиях республиканской целевой программы по улучшению жилищных условий, и субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья предоставляются за счет средств федерального и республиканского бюджетов в размере не более 70 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья в сельской местности на территории Республики Калмыкия.
Как усматривается из материалов дела, Церенов С.А. проживает в с.Троицкое Целинного района Республики Калмыкия и решением жилищно-бытовой комиссии при администрации Троицкого сельского муниципального образования от 31 марта 2011 года признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с составом семьи 5 человек.
На основании заявления от 11 мая 2011 года Церенов С.А. включен в Список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" на 2011 год по Целинному району Республики Калмыкия, утвержденный 20 июня 2011 года Главой администрации Целинного районного муниципального образования РК.
В соответствии с требованиями пункта 9 Типового положения расчетная стоимость строительства жилья с учетом состава семьи истца определена в сумме *** руб.
Церенову С.А. в рамках целевой программы на состав семьи из 5 человек предоставлена социальная выплата на строительство жилья в размере *** руб., при условии наличия собственных средств в размере части стоимости строительства жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты.
Таким образом, размер предоставленной истцу социальной выплаты соответствует положениям приведенных правовых актов, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы жалобы фактически сводятся к несогласию истца с выводами суда, и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании закона.
Как правильно указал суд первой инстанции, размер социальной выплаты не является фиксированным, максимальный размер которой установлен в значении не более 70 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья в сельской местности на территории Республики Калмыкия.
Судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, всем представленным доказательствам дана надлежащая оценка, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено.
При таких данных решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 4 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Т.А. Шовгурова
С.В. Лиджиева
М.Б. Кашиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.