Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Панасенко Г.В.,
судей Басангова Н.А. и Кашиева М.Б.,
при секретаре Клиповой Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора г. Элисты в интересах недееспособной П. к администрации г. Элисты о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма по апелляционной жалобе представителя администрации г. Элисты Батаевой Б.В. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 7 августа 2014 года.
Заслушав доклад судьи Кашиева М.Б., объяснения представителя администрации г. Элисты Деликовой А.В., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя П. - Сангаджиевой З.П., заключение прокурора Имкеновой Д.А. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исполняющий обязанности прокурора г. Элисты в суд с названным иском, мотивируя тем, что П. является инвалидом 2 группы бессрочно, страдает хроническим психическим заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, в соответствии с которым имеет право на получение жилой площади вне очереди и дополнительную жилую площадь. 7 марта 2012 года П. постановлена на учет в администрации г. Элисты в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в списке по болезни под N 491. До настоящего времени жилое помещение П. не предоставлено. Просил обязать ответчика предоставить опекуну недееспособной П. - Сангаджиевой З.П. по договору социального найма вне очереди жилое помещение как на одиноко проживающего гражданина в соответствии с законодательством Республики Калмыкия.
В судебном заседании прокурор Тоглиева Э.В. уточнила исковые требования, просила обязать администрацию г. Элисты предоставить П. по договору социального найма вне очереди жилое помещение как на одиноко проживающего гражданина в соответствии с законодательством Республики Калмыкия с учетом дополнительной жилой площади.
Представитель П. - Сангаджиева З.П. в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика Батаева Б.В. исковые требования не признала.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 7 августа 2014 года исковые требования и.о. прокурора г. Элисты в интересах недееспособной П. к администрации г. Элисты удовлетворены. На администрацию г.Элисты возложена обязанность предоставить П. вне очереди жилое помещение из муниципального жилого фонда по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м. с учетом дополнительной жилой площади.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации г. Элисты Батаева Б.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске. Не оспаривая право истца на внеочередное получение жилого помещения, указывает, что такое обеспечение должно осуществляться с учетом статьи 49 Жилищного кодекса РФ. Предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Законом Республики Калмыкия от 3 ноября 2011 года N 296-IV-З "О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений" органам местного самоуправления не переданы полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма категориям граждан, указанных в статье 49 Жилищного кодекса РФ. Кроме того, исходя из статей 17, 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов" обеспечение жильем инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, является государственными полномочиями субъекта РФ за счет средств федерального бюджета, применительно к порядку предоставления жилых помещений по договору социального найма - за счет жилищного фонда субъекта РФ.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя исковые требования, суд, руководствуясь статьей 57 Жилищного кодекса РФ, исходил того, что П. является инвалидом 2 группы бессрочно, страдает хроническим психическим заболеванием по коду F 70.0, включенном в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире с другими гражданами, с 7 мая 2014 года состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с чем, согласно действующего жилищного законодательства имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
С данными выводами суда следует согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, П. является инвалидом 2 группы бессрочно, страдает хроническим психическим заболеванием по коду F 70.0, включенном в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378 утвержден.
П. в собственности жилья не имеет, проживает с опекуном и его родственниками по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. ***.
Постановлением администрации г. Элисты N 1977 от 7 мая 2014 года П., признана малоимущей, нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, принята на соответствующий учет.
Поскольку П. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма после 1 января 2005 года, вопрос об обеспечении ее жилым помещением должен решаться в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В части 2 названной статьи указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ перечне. Перечень таких заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что П. имеет право на предоставление ей во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем обоснованно обязал администрацию г.Элисты предоставлению П. жилое помещение из муниципального жилищного фонда.
Довод жалобы о возможности предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда только в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями не может быть принят во внимание.
В силу статей 12, 130 и 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").
Частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Таким образом, порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в Перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством РФ органом, установлен Жилищным кодексом РФ, в связи с чем П., в том числе и как малоимущая, не может быть лишена права быть обеспеченной жилым помещением в том порядке, который гарантирован ей федеральным законодателем, то есть на предоставление ей жилого помещения муниципального жилищного фонда.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что П. должно быть предоставлено во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение из муниципального жилищного фонда по договору социального найма соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, правовых оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 7 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Г.В. Панасенко
Н.А. Басангов
М.Б. Кашиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.