Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:
судьи-председательствующего Габунова Н.Э.
судей Лиджиева С.В. и Джульчигиновой В.К.
и при секретаре Садваевой А.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Джидановой Ю.Б. на решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 18 августа 2014 г. по гражданскому делу по иску Джидановой Ю.Б. к внутрихозяйственной комиссии Эсто-Алтайского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о включении в список претендентов на получение земельной доли.
Заслушав судью-докладчика Джульчигинову В.К., объяснения Джиданова Е.Б., представителя истицы Джидановой Ю.Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Джиданова Ю.Б. обратилась в суд с иском к внутрихозяйственной комиссии Эсто-Алтайского сельского муниципального образования РК (далее - Эсто-Алтайское СМО РК) о включении её в список претендентов на получение земельной доли.
В обоснование иска указала, что с 30 октября 1989 года по 17 сентября 1992 года она работала в Эсто-Алтайском доме быта, расположенном на территории колхоза им. К.Маркса. В период реорганизации колхоза в 1992 году она являлась работником социальной сферы села, проживала на территории хозяйства, была включена в список претендентов на получение земельной доли и имела право на получение земельной доли. В опубликованном в районной газете "Зори Маныча" списке её фамилия не значится. Ответчик отказал ей во включении в указанный список, ссылаясь на Закон РК "О земле". Считая данный отказ незаконным, просила обязать ответчика включить её в список претендентов на получение земельной доли.
В судебное заседание истица Джиданова Ю.Б., надлежащим образом извещённая о времени и месте рассмотрения дела, не явилась.
Внутрихозяйственная комиссия Эсто-Алтайского СМО РК, надлежащим образом извещённая о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила. И.о. председателя комиссии Манджиков А.К. представил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя с указанием о признании иска при наличии на территории свободных земель для перераспределения.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Решением Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 18 августа 2014 г. в удовлетворении исковых требований Джидановой Ю.Б. к внутрихозяйственной комиссии Эсто-Алтайского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о включении в список претендентов на получение земельной доли отказано.
В апелляционной жалобе Джиданова Ю.Б. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на то, что непринятие трудовым коллективом колхоза решения о коллективной совместной собственности на землю не являлось препятствием для получения земельного участка членом колхоза для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Суд не учел перечень лиц на получение имущественных и земельных паев, а именно наличие в нем фамилии истицы. На момент реорганизации колхоза для получения земельной доли пятилетний стаж работы не требовался. Законы республики о земле не могут иметь обратную силу и устанавливать 5-летний стаж на период реорганизации колхоза в КСП. В данном случае суд должен был применить положения Закона Республики Калмыкия N 177 от 09 апреля 2010 г. "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия" без учета требования о пятилетнем стаже.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истицы Джиданова Е.Б., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Отказывая Джидановой Ю.Б. в иске, суд исходил из того, что с 01 ноября 1989 г. по 01 июля 1993 г. истица работала портной в Яшалтинском ХХХ. 17 июля 1992 г. колхоз им.К.Маркса был реорганизован в КСП им. К.Маркса, земельный фонд предоставлен хозяйству в постоянное владение, а не в коллективную совместную собственность. Данных о том, что в указанный период составлялись списки лиц, имеющих право на бесплатное получение земельной доли, и они были утверждены высшим органом управления данного сельскохозяйственного предприятия, в материалах дела не имеется. Список претендентов, имеющих право на бесплатное получение земельной доли, был составлен на основании Закона Республики Калмыкия "О земле", действовавшем в тот момент, и опубликован в районной газете "Зори Маныча" 07 декабря 2004 года. Доказательства, свидетельствующие о наличии у истицы пятилетнего стажа в социальной сфере с.Эсто-Алтай на момент реорганизации колхоза им.К.Маркса, а также на момент вступления в силу Закона РК от 28 февраля 2003 г. "О земле" истицей не представлены.
С таким выводом суда следует согласиться, поскольку он основан на фактических данных по делу и соответствует требованиям закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 10, ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 4 ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися соответственно в собственности субъекта РФ и муниципальных образований, перечни категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта РФ.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона Республики Калмыкия от 09 апреля 2010 г. N 177-IV-3 "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия" право на бесплатное получение земельной доли имеют граждане, проработавшие в сельскохозяйственных предприятиях (организациях) или в социальной сфере на селе не менее 5 лет на момент утверждения списков лиц, имевших право на получение земельной доли, высшими органами управления сельскохозяйственных предприятий (организаций) согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", от 4 сентября 1992 года N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" или от 1 февраля 1995 года N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев" и включенные в указанные списки, при этом не получившие свидетельства о праве на земельные доли или выписки из решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющих права на земельные доли, либо наследники указанной категории граждан, у которых открылось наследство до вступления в силу Закона Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 года N 286-II-З "О земле". По рекомендации внутрихозяйственной комиссии Правительство Республики Калмыкия или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, имеют право предоставить земельную долю работнику, не включенному в список, но проработавшему при этом в указанном сельскохозяйственном предприятии (организации) не менее 5 лет на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 года N 286-II-З "О земле" и зарегистрированному по месту постоянного проживания на территории соответствующего городского (сельского) муниципального образования по состоянию на 1 января 2003 года.
Аналогичное положение было предусмотрено абзацем 5 п. 2 ст. 24 Закона Республики Калмыкия "О земле" от 28 февраля 2003 года N 286-II-3, действовавшего на момент опубликования списка в средствах массовой информации.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм при наличии списков лиц, имевших право на получение земельной доли, право на бесплатное получение земельной доли имеют граждане, проработавшие в хозяйствах или в социальной сфере на селе не менее 5 лет на момент утверждения списков, и включенные в них. По рекомендации внутрихозяйственной комиссии Правительство Республики Калмыкия или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, имеют право предоставить земельную долю работнику, не включенному в список, но проработавшему при этом в указанном хозяйстве не менее 5 лет на момент вступления в силу закона республики о земле и зарегистрированному по месту постоянного проживания на территории соответствующего сельского муниципального образования по состоянию на 1 января 2003 года.
Как установлено судом, 17 июля 1992 г. колхоз им. К.Маркса Яшалтинского района Республики Калмыкия реорганизован в КСП им К.Маркса с предоставлением земельного фонда в постоянное пользование.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", действовавшему в период реорганизации колхоза, право на бесплатный земельный пай в общей долевой собственности имеют право все члены колхоза. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам социальной сферы, расположенной на территории хозяйства.
Между тем, из имеющегося в деле протокола учредительного собрания уполномоченного коллектива колхоза им. К.Маркса Яшалтинского района от 07 февраля 1992 г. о реорганизации колхоза им. К.Маркса решение коллектива хозяйства о предоставлении земельного пая работникам социальной сферы, расположенной на территории хозяйства, не усматривается.
По сведениям внутрихозяйственной комиссии Эсто-Алтайского СМО в список претендентов на получение земельной доли в 1992 г. истица не была включена. 07 декабря 2004 г. в районной газете был опубликован список претендентов на получение земельной доли на основании списка 1992 г., за исключением умерших на тот момент лиц.
Из трудовой книжки следует, что истица работала: с 01 ноября 1989 г. портной в Яшалтинском ХХХ и уволена 01 июля 1993 г. из ХХХ, с 10 августа 1993 г. - закройщиком модельера женской одежды в Эсто-Алтайском доме быта и уволена 22 марта 1994 г., с 3 октября 1994 г. по 13 января 1997 г. - ХХХ в г.Элиста, с 04 сентября 2002 г. по 03 ноября 2002 г. - по благоустройству села Эсто-Алтай, с 01 сентября 2004 г. 09 июня 2005 г. - ХХХ в г.Москва.
Таким образом, при реорганизации колхоза им. К.Маркса коллектив хозяйства решение о предоставлении земельного пая работникам социальной сферы села не принимал, в указанный период истица в колхозе либо социальной сфере села Эсто-Алтай не работала, так как работала в Яшалтинском ХХХ, в список претендентов на получение земельной доли не была включена. При этом общий стаж работы истицы в с.Эсто-Алтай менее 5 лет (0 лет Х мес. Х дней) и на 01 января 2003 года постоянно в этом селе она не проживала, так как в период с 1994 года по 1997 год работала и соответственно проживала в г.Элиста.
При таких данных, довод жалобы о том, что суд не учел включение истицы в список лиц на получение имущественных и земельных паев, 1992 г., является необоснованным.
Поскольку на момент реорганизации колхоза им К.Маркса и на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия "О земле" истица работником хозяйства, проработавшим в нем не менее 5 лет и постоянно проживавшим на территории Эсто-Алтайского сельского муниципального образования по состоянию на 1 января 2003 года, не являлась, потому в силу вышеназванных норм право на однократное получение земельной доли в собственность бесплатно у нее не возникло.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения требования истицы к внутрихозяйственной комиссии Эсто-Алтайского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о включении в список претендентов на получение земельной доли не имеется.
Довод жалобы о том, что суд должен был применить положения Закона Республики Калмыкия N 177 от 09 апреля 2010 г. "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия" без учета требования о пятилетнем стаже работника, является необоснованным, поскольку он основан на ошибочном толковании норм материального права.
Несостоятельна ссылка в жалобе на то, что непринятие трудовым коллективом колхоза решения о коллективной совместной собственности на землю не являлось препятствием для получения земельного участка членом колхоза для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку истица членом колхоза не являлась и требование о получении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства не заявляла.
Таким образом, оснований для отмены оспариваемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 18 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Джидановой Ю.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Э. Габунов
Судьи С.В. Лиджиев
В.К. Джульчигинова
"Копия верна": Судья Верховного Суда РК В.К. Джульчигинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.