Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Коченковой Л.Д.,
судей Панасенко Г.В., Андреевой А.В.,
при секретаре Эренженовой Г.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Утняновой С.В. к Министерству сельского хозяйства Республики Калмыкия о возложении обязанности произвести перерасчет социальной выплаты по апелляционной жалобе истца на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 19 августа 2014 года.
Заслушав доклад судьи Андреевой А.В., объяснения истца Утняновой С.В., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Д.Ц.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Утнянова С.В. обратилась в суд с иском к Министерству сельского хозяйства Республики Калмыкия о возложении обязанности произвести перерасчет социальной выплаты.
В обоснование требований указала, что в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" ей на состав семьи из 5 человек предоставлена социальная выплата на строительство жилья в сельской местности в размере " ... " руб. Считает, что согласно постановлению Правительства Республики Калмыкия от 26 марта 2009 г. N89 размер выплаты должен составлять 70% от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья на территории Республики Калмыкия, в связи с чем ей подлежала социальная выплата в размере " ... " руб. С учетом этого, просила признать произведенный Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия расчет размера социальной выплаты неверным; отменить указанное решение ответчика; обязанность ответчика произвести перерасчет указанной выплаты в соответствии с вышеназванным постановлением; признать за ней право на получение социальной выплаты в размере " ... " руб.; обязать ответчика произвести выплату недополученных денежных средств в размере " ... " руб.
В судебном заседании Утнянова С.В. и её представитель Г.Ж.В. поддержали заявленные требования.
Представитель Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Д.Ц.С. иск не признала.
Представитель администрации Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 19 августа 2014 г. в удовлетворении исковых требований Утняновой С.В. к Министерству сельского хозяйства Республики Калмыкия отказано.
В апелляционной жалобе Утнянова С.В. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Кроме того, указывает, что ответчик не вправе был уменьшить размер социальной выплаты ниже установленной величины - 70% от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Согласно ст. 2, 5 Жилищного кодекса Российской Федерации РФ органы государственной власти в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. N336).
В названную федеральную целевую программу постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 г. N83 внесены изменения, она дополнена правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (далее - Правила) и типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение), являющимся приложением к Правилам.
Пунктами 2, 3 Правил определено, что субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов в рамках региональных целевых программ, предусматривающих предоставление гражданам социальных выплат в порядке и на условиях, предусмотренных Типовым положением.
Согласно п. 4 Типового положения право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: постоянное проживание в сельской местности; наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В пункте 10 Типового положения указано на то, что определение размера выплаты производится органом исполнительной власти в соответствии с пунктом 9 Типового положения.
Согласно пункту 9 Типового положения расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. м - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. м - на семью из 2 человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации на первый квартал года выдачи свидетельства, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
В целях реализации постановления Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. N 858 постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 марта 2009 г. N 89 утвержден Порядок предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам муниципальных образований Республики Калмыкия на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Порядком определен механизм и условия предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам муниципальных образований Республики Калмыкия на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации мероприятий, предусмотренных республиканской целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий Республики Калмыкия на 2008-2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 ноября 2007 г. N423 (далее республиканская целевая программа).
Пунктом 3 названного Порядка установлено, что социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, участвующим в мероприятиях республиканской целевой программы по улучшению жилищных условий, и субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья предоставляются за счет средств федерального и республиканского бюджетов в размере не более 70 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья в сельской местности на территории Республики Калмыкия.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в 2011 г. администрацией Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия принято решение о включении Утняновой С.В. с составом семьи из 5 человек в список участников федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года". В мае 2011 г. администрацией Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия на основании п.9 Типового положения расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья с учетом состава семьи истца определена в размере " ... " руб. 24 мая 2011 г. Утняновой С.В предоставлена выплата в размере " ... " руб.
Принимая во внимание, что федеральная целевая программа и республиканская программа не имеют цели полного возмещения гражданам расходов, связанных со строительством жилого помещения, а предусматривают оказание государственной поддержки жилищного строительства в форме социальной выплаты за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, её размер зависит от количества поступивших заявок и объема бюджетных ассигнований на каждый финансовый год, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Довод жалобы о том, что размер социальной выплаты должен составлять 70 процентов расчетной стоимости строительства жилья, основан на неправильном толковании закона.
При таких данных решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 19 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Д. Коченкова
Судьи Г.В. Панасенко
А.В. Андреева
Копия верна. Судья А.В. Андреева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.