Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.,
судей Ериной Н.П. и Середы Л.И.,
при секретаре судебного заседания Сухойкиной Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 сентября 2014 года в г.Саранске дело по апелляционной жалобе директора Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск Юськаева Р.К. на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 08 мая 2014 года.
Заслушав доклад судьи Ериной Н.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ключарева Ю.Е. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказ N Пр-8367 от 18 декабря 2013 года на переустройство и перепланировку квартиры, расположенной по адресу: "адрес", понуждении выдать разрешение на переустройство и перепланировку квартиры.
В обоснование своих требований указала, что она является собственницей квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
Письмом от 18 декабря 2013 года Пр-8367 Администрация городского округа Саранск отказала в выдаче разрешения на переустройство и перепланировку данной квартиры ввиду того, что переустройство и перепланировку квартиры планируется выполнить с установкой индивидуального котла отопления.
Считает вышеуказанный отказ незаконным и необоснованным, так как ею были представлены все необходимые документы для переустройства и перепланировки жилого помещения.
Просит суд признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск от 18 декабря 2013 года N Пр-8367 на переустройство и перепланировку "адрес", расположенной по адресу: "адрес". Обязать Администрацию городского округа Саранска выдать ей разрешение на переустройство и перепланировку квартиры "N", расположенной по адресу: "адрес" для установки устройства индивидуального отопления (л.д.1-2).
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 08 мая 2014 года исковые требования удовлетворены и судом постановлено:
Признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск N Пр-8367 от 18 декабря 2013 года на переустройство и перепланировку "адрес", расположенной по адресу: "адрес";
Обязать Администрацию городского округа Саранска выдать Ключаревой Ю.Е. разрешение на переустройство и перепланировку "адрес", расположенной по адресу: "адрес" для установки устройства индивидуального отопления настенного газового котла "данные изъяты", с наличием закрытой (герметичной) камеры сгорания; с наличием автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при дымоудаления; температурой теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давления теплоносителя - до 1МПа (л.д.167-171).
В апелляционной жалобе директор Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск Юськаев Р.К. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что отвод продуктов сгорания через отдельный дымоход, пролегающий по фасаду здания не допускается. Отключение истца от имеющейся системы отопления в многоквартирном доме может привести к нарушению эксплуатации общих инженерных сетей многоквартирного дома, нарушению работоспособности системы централизованного теплоснабжения, изменение схем инженерного оборудования может привести к нарушению законных прав и интересов других жильцов дома, потребляющих коммунальные услуги в данном многоквартирном доме. Ссылается на положения Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", согласно которым переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии запрещен. Кроме того, представленный в Администрацию городского округа Саранск рабочий проект переустройства не содержит описания устанавливаемого котла отопления и его характеристик, иных документов, позволяющих оценить возможность установки индивидуального котла отопления, не представлено. Отмечает, что проведенная по делу экспертиза не может служить законным основанием для признания решения незаконным (л.д.173-175)
В судебное заседание истица Ключарева Ю.Е., представитель ответчика Администрации городского округа Саранск не явились, о времени и месте судебного заседания извещены заблаговременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель истицы Рябов О.А. с апелляционной жалобой не согласился и просил в её удовлетворении отказать.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом первой инстанции, Ключаревой Ю.Е. на праве собственности принадлежит квартира "N", общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенная по адресу: "адрес".
05 декабря 2013 года истица Ключарева Ю.Е. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о переустройстве и перепланировке квартиры, расположенной по вышеуказанному адресу.
Письмом N пр-8367 от 18 декабря 2013 года истице отказано в переустройстве и перепланировке данной квартиры. В своем письме Администрация городского округа Саранск ссылается на пункт 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", запрещающий переход на отопление помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Согласно заключению судебной экспертизы N 005239/10/13001/162014/2-760/14, отопительный настенный бытовой котел "данные изъяты" соответствует требованиям пункта 44 Постановления Правительства Российской Федерации N307 от 16 апреля 2012 года, а именно: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1МЛа.
Установка отопительного настенного бытового котла марки "данные изъяты" в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" допустима, так как данное изделие отвечает всем требованиям, предъявляемым к данному типу оборудования и месту его установки: СП 31-110-2003 Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий. Правила устройства электроустановок (ПУЭ), Седьмое издание. СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные. СП 41-108-2004. Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе. Постановление Правительства РФ от 16.04,2012 N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". ГОСТ 20548-87 "Котлы отопительные водогрейные теплопроизводительностью до 100 кВт. Общие технические условия" (утв. постановлением Госстандарта СССР от 20 февраля 1987 г. N 298) СП 60.13330.2010 "СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование" при выполнении следующих условий: Отопительный настенный бытовой котел марки "данные изъяты" должен быть установлен в помещении "N" и размещаться у наружной стены. Забор воздуха будет осуществляться воздуховодами непосредственно снаружи здания.
Установка отопительного настенного котла марки "данные изъяты" не нарушит теплоснабжение жилого дома "N", расположенного по адресу: "адрес", в случае обрезки существующих стояков центрального отопления, с последующим соединением (заколъцовкой) обрезанных трубопроводов существующей системы теплоснабжения жилого дома, в квартире "N".
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности отказа Администрации городского округа Саранск на переустройство в виде установки устройства индивидуального отопления в квартире и правомерно возложил на неё обязанность по выдаче данного разрешения.
Данный вывод суда основан на правильном применении закона.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
На основании части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
В силу части 2 данной статьи решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 307, в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям:
наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;
наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;
температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия;
давление теплоносителя - до 1 МПа.
Пунктом 7.3.7 строительных норм и правил "Здания жилые многоквартирные" (СНиП 31-01-2003), принятых и введенных в действие с 01 октября 2003 года постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 23 июня 2003 года N 109, также установлено, что в квартирах и встроенных помещениях общественного значения многоквартирных жилых домов, кроме помещений детских и лечебных учреждений, допускается установка индивидуальных систем теплоснабжения с теплогенераторами на природном газе с закрытыми камерами сгорания.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что представленный в Администрацию городского округа Саранск рабочий проект переустройства не содержал описания устанавливаемого котла отопления и его характеристик, иных документов, позволяющих оценить возможность установки индивидуального котла отоплени, не представлено, отклоняются, поскольку в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Однако оспариваемое решение Администрации городского округа Саранск об отказе в согласовании переустройства жилого помещения такого основания не содержит. В решении лишь воспроизведены положения части 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и не указано, что проект переустройства жилого помещения не соответствует требованиям законодательства. При этом из апелляционной жалобы неясно, в чем именно проект переустройства жилого помещения не соответствует требованиям законодательства.
Довод апелляционной жалобы о том, что проектом переустройства предусмотрен отвод продуктов сгорания через отдельный дымоход, пролегающий по фасаду здания, что не допустимо, является несостоятельным.
Довод жалобы о том, что отключение истицы от имеющейся системы отопления в многоквартирном доме может привести к нарушению эксплуатации общих инженерных сетей многоквартирного дома, нарушению работоспособности системы централизованного теплоснабжения, изменение схем инженерного оборудования может привести к нарушению законных прав и интересов других жильцов дома, потребляющих коммунальные услуги в данном многоквартирном доме, опровергается выводами проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы, выводам которой не доверять нет оснований.
Другие доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда. К тому же доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и не могут послужить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями части четвёртой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 08 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу директора Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск Юськаева Р.К. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В.Адушкина
судьи Н.П. Ерина
Л.И.Середа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.