Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи - председательствующего Старинновой Л.Д.
судей Елиной Т.А.
Козиной Е.Г.
при секретаре Щетининой О.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 9 сентября 2014 года в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе представителя УФСИН России по Республике Мордовия Абаниной Н.Н. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 23 апреля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Величко Е.Р. обратился в суд с иском к УФСИН России по Республике Мордовия о включении периода службы в вооруженных силах в выслугу лет в льготном исчислении, указав, что в период с 23 января 2003 года по 6 сентября 2013 года он проходил службу в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия. Выслуга лет по состоянию на день увольнения составила: в календарном исчислении 14 лет 11 месяцев 12 дней, в льготном исчислении - 20 лет 3 месяца 6 дней.
В период с 19 апреля 1999 года по 3 ноября 1999 года он проходил службу по призыву и принимал участие в выполнении задач в зоне вооруженного конфликта в Республике Абхазия - Грузия, и в период с 1 мая 2000 года по 31 мая 2000 года, с 1 июня 2000 года по 2 июня 2000 года, с 17 июня 2000 года по 30 июня 2000 года принимал участие в выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.
В расчет пенсии по выслуге лет ему была зачислена служба по призыву в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона из расчета один месяц за три месяца, а служба по призыву в зоне вооруженного конфликта в Республике Абхазия - Грузия в календарном исчислении.
На его обращение о включении в льготное исчисление выслуги лет периода службы по призыву в зоне вооруженного конфликта в Республике Абхазия - Грузия в период с 19 апреля 1999 года по 3 ноября 1999 года из расчета один месяц за три месяца был получен отказ.
Считая данный отказ незаконным и необоснованным, просил суд обязать УФСИН России по Республике Мордовия включить в подсчет его выслуги лет в льготном исчислении период службы по призыву в зоне вооруженного конфликта в Республике Абхазия - Грузия с 19 апреля 1999 года по 3 ноября 1999 года из расчета один месяц за три месяца, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии по выслуге лет с учетом периода службы по призыву в зоне вооруженного конфликта в Республике Абхазия - Грузия с 19 апреля 1999 года по 3 ноября 1999 года из расчета один месяц за три месяца с момента назначения пенсии с 6 сентября 2013 года.
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 23 апреля 2014 года исковые требования Величко Е.Р. удовлетворены.
На Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия возложена обязанность включить в подсчет выслуги лет в льготном исчислении Величко Е.Р. период службы в зоне вооруженного конфликта в Республике Абхазия - Грузия с 19 апреля 1999 года по 3 ноября 1999 года из расчета один месяц за три месяца; произвести перерасчет пенсии по выслуге лет с учетом периода службы по призыву в зоне вооруженного конфликта в Республике Абхазия - Грузия с 19 апреля 1999 года по 3 ноября 1999 года из расчета один месяц за три месяца с момента назначения пенсии с 6 сентября 2013 года.
С Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия в пользу Величко Е.Р. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты" и по оплате услуг представителя в сумме "данные изъяты".
В апелляционной жалобе представитель УФСИН России по Республике Мордовия Абанина Н.Н. просит об отмене решения суда и принятии по делу нового решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность вследствие неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. Судом не принято во внимание, что в период с 15 ноября 1994 года "вооруженного конфликта" в зоне грузино-абхазского конфликта не было, соответственно истец не мог выполнять задачи в условиях вооруженного конфликта. Указывает, что периоды фактического выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров соответствующих воинских частей. Представленные истцом выписки из приказа не свидетельствуют о фактическом выполнении задач, они свидетельствуют лишь о зачислении в списки личного состава части на все виды обеспечения.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Величко Е.Р. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика УФСИН России по Республике Мордовия Абанина Н.Н., действующая на основании доверенности от 1 января 2014 года, апелляционную жалобу поддержала по доводам, изложенным в ней; истец Величко Е.Р., его представитель Ефремова Е.В., действующая на основании части шестой статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, относительно доводов апелляционной жалобы возразили.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что с 23 января 2003 года по 6 сентября 2013 года истец проходил службу в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия. Выслуга лет на день увольнения составила в календарном исчислении - 14 лет 11 месяцев 12 дней, в льготном исчислении - 20 лет 3 месяца 6 дней.
В декабре 2013 года Величко Е.Р. обратился с заявлением к ответчику с требованием зачесть в льготное исчисление выслуги лет период службы по призыву в зоне вооруженного конфликта в Республике Абхазия - Грузия с 19 апреля 1999 года по 3 ноября 1999 года из расчета один месяц за три месяца.
24 декабря 2013 года Величко Е.Р. отказано в перерасчете выслуги лет в связи отсутствием оснований для перерасчета выслуги лет.
Из выписки послужного списка "данные изъяты" Величко Е.Р., из приказов командира войсковой части "N" от "дата", "N" от "дата" следует, что истец проходил военную службу в составе войск Российской Федерации в зоне Грузино-Абхазского вооруженного конфликта в период с 19 апреля 1999 года по 3 ноября 1999 года.
Разрешая спор и, удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции признал, что ответчик необоснованно отказал Величко Е.Р. во включении в подсчет выслуги лет в льготном исчислении период службы в зоне вооруженного конфликта в Республике Абхазия - Грузия с 19 апреля 1999 года по 3 ноября 1999 года из расчета один месяц за три месяца.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенным выводом суда, как основанном на неправильном толковании и применении норм материального права.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца (часть 1).
Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца (часть 2).
Пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется специальным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым предусмотрено, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в статье 1 этого Закона (часть 2 статьи 18 Закона).
Между тем, статья 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 не содержит указания на распространение действия данного Закона на военнослужащих, проходившие военную службу по призыву.
Вместе с тем, порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, где предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении (пункт 5).
Следовательно, всем военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях и к которым, по смыслу части 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1, относится период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, то есть фактического участия в контртеррористических операциях, а не весь период прохождения военной службы по призыву на территории Республики Дагестан и Чеченской Республики в условиях чрезвычайного положения.
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву на территории Республики Дагестан и Чеченской Республики в условиях чрезвычайного положения, в перечне случаев льготного исчисления выслуги лет отсутствуют, в связи с чем, такая служба не может быть зачтена на льготных условиях в выслугу лет.
Порядок установлении факта выполнения военнослужащим задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" от 31 марта 1994 года N 280.
Согласно данному постановлению Правительства Российской Федерации выполнение военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляется приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Нахождение Величко Е.Р. в период прохождения военной службы на территории, на которой объявлено чрезвычайное положение или отнесенной к зоне вооруженного конфликта, само по себе не означает фактического участия в контртеррористических операциях, которое должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; каких-либо объективных доказательств, позволяющих с достоверностью свидетельствовать о том, что в период с 19 апреля 1999 года по 3 ноября 1999 года истец фактически участвовал в контртеррористических операциях в зоне вооруженного конфликта в Республике Абхазия - Грузия, суду представлено не было.
Из представленной истцом в суд выписки из приказа "N" от "дата" следует, что Величко Е.Р. прибыл для выполнения миротворческих задач в зоне Грузино-Абхазского вооруженного конфликта в составе Группы КСПМ из войсковой части "данные изъяты", с 19 апреля 1999 года.
Согласно выписки из послужного списка старшего лейтенанта запаса Величко Е.Р. "дата" г.р. истец принимал участие в выполнении задач в зоне вооруженного конфликта в Абхазии, Грузии в период с 19 апреля 1999 года по 3 ноября 1999 года.
В силу пункта 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 года N 9 военнослужащим, указанным в подпункте "б" пункта 1 настоящего Приказа, дополнительные гарантии и компенсации предоставлять только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или дня отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или дня отмены решения об отнесении местности к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
Периоды фактического выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров соответствующих воинских частей.
Представленные истцом выписки из приказа не свидетельствуют о фактическом участии истца в контртеррористических операциях, они свидетельствуют лишь о зачислении в списки личного состава части, на все виды обеспечения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что правовых оснований для удовлетворения заявленных Величко Е.Р. исковых требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 23 апреля 2014 года отменить и принять новое решение, которым исковые требования Величко Е.Р. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия о включении периода службы по призыву в зоне вооруженного конфликта в Республике Абхазия - Грузия с 19 апреля 1999 года по 3 ноября 1999 года из расчета один месяц за три месяца; произвести перерасчет пенсии по выслуге лет с учетом периода службы по призыву в зоне вооруженного конфликта в Республике Абхазия - Грузия с 19 апреля 1999 года по 3 ноября 1999 года из расчета один месяц за три месяца с момента назначения пенсии с 6 сентября 2013 года, оставить без удовлетворения.
Председательствующий Л.Д. Стариннова
Судьи Т.А. Елина
Е.Г. Козина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.