Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи - председательствующего Старинновой Л.Д.
судей Елиной Т.А.
Козиной Е.Г.
при секретаре Цыбульской М.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 сентября 2014 года в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 мая 2014 года.
Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Мурзаева Л.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решения в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, понуждении назначить досрочную трудовую пенсию по старости, указав, что решением ответчика "N" от "дата" ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения из-за отсутствия требуемого специального стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В специальный стаж не засчитаны периоды ее работы с 1 сентября 1996 года по 30 декабря 1996 года специализация на рабочем месте, без отрыва от основной деятельности, в льготном исчислении один год за один год и 6 месяцев; с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 1999 года в должности судебно-медицинского эксперта в льготном исчислении один год за один год и 6 месяцев.
С учетом уточненных исковых требований просила суд признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в городском округе Саранск "N" от "дата" об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью из-за отсутствия требуемого специального стажа по соответствующим видам работы; включить периоды работы с 1 сентября 1996 года по 30 декабря 1996 года и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 1999 года в должности судебно-медицинского эксперта "данные изъяты" в специальный стаж в льготном исчислении один год за один год и 6 месяцев, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; обязать ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения с 27 января 2014 года; взыскать с ответчика в ее пользу расходы на оплату государственной пошлины.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 мая 2014 года исковые требования Мурзаевой Л.В. удовлетворены.
Признано незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от "дата" об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью из-за отсутствия требуемого специального стажа по соответствующим видам работы.
На ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия возложена обязанность включить Мурзаевой Л.В. в специальный стаж в льготном исчислении один год работы за один год и 6 месяцев периоды работы с 1 сентября 1996 года по 30 декабря 1996 года и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 1999 года в должности судебно-медицинского эксперта "данные изъяты" и назначить Мурзаевой Л.В. досрочную трудовую пенсию по старости с 27 января 2014 года.
С ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Мурзаевой Л.В. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты".
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаев В.С. просит об отмене решения суда, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения оспариваемых периодов в стаж истицы в льготном исчислении и назначении досрочной трудовой пенсии.
В возражениях на апелляционную жалобу истица просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Чибиркина И.Ф., действующая на основании доверенности N 1403 от 24 декабря 2013 года, апелляционную жалобу поддержала по доводам, изложенным в ней; истица Мурзаева Л.В., относительно доводов апелляционной жалобы ответчика возразила.
Заслушав объяснения явившихся участников процесса, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от "дата" Мурзаевой Л.В. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N ФЗ-173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" из-за отсутствия требуемого специального стажа.
По решению пенсионного органа специальный стаж истицы на дату обращения составил 29 лет 3 месяца 8 дней.
При этом в специальный стаж не засчитаны периоды: с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 1999 года в должности судебно-медицинского эксперта, поскольку наименование должности не предусмотрено списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781; с 1 сентября 1996 года по 30 декабря 1996 года - специализация.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и обоснованно признал решение пенсионного органа в оспариваемой части незаконным.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Согласно подпункта "б" пункта 5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Пунктом 3 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев в графе "Наименование должностей" предусмотрены врачи - судебно-медицинские эксперты, в том числе врачи-заведующие и, средний медицинский персонал, проводящие судебно- медицинские вскрытия, исследования трупов и трупного материала, обработку трупного материала.
Порядок назначения пенсии в течение спорных периодов регулировался также постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, которым утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждения, работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет; постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, которым утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной или иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 установлено, что исчисление сроков выслуги врачам - судебно-медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно-медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала производится по следующим правилам: один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев.
Аналогичное положение содержались в Правилах исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066.
Постановлением Минтруда Российской Федерации N 64 от 03 октября 2002 года установлено тождество наименований должностей "судебно-медицинский эксперт" и "эксперт бюро судмедэкспертизы" наименованию должности "врач - судебно-медицинский эксперт", предусмотренному Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября 1991 года.
Из копии трудовой книжки Мурзаевой Л.В., которая в соответствии с частью 1 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, усматривается, что на основании приказа "N" от "дата" истица принята на должность эксперта "данные изъяты".
Начальником бюро запись N 1 изменена и изложена в следующей редакции: "принята на должность врача судебно-медицинского эксперта "данные изъяты".
2 августа 1999 года Мурзаевой Л.В. присвоена квалификационная категория по специальности судебно-медицинская экспертиза.
Суд, удовлетворяя исковые требования о включении периода работы с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 1999 года в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении из расчета один год работы за один год и 6 месяцев, правильно исходил из того, что в указанный период истица работая в должности судебно-медицинского эксперта, выполняла трудовые функции врача - судебно медицинского эксперта.
Данный вывод сделан судом на основании анализа совокупности установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, в том числе, штатными расписаниями "данные изъяты" на 1 января 1999 года и на 1 января 2000 года, сравнительном анализе должностных прав и обязанностей врача судебно-медицинского эксперта судебно-химического отделения, действовавшие в "данные изъяты".
Не вызывает сомнений в своей правильности и вывод суда первой инстанции о включении в специальный стаж истицы в льготном исчислении из расчета один год работы за один год и 6 месяцев периода прохождения специализации с 1 сентября 1996 года по 30 декабря 1996 года.
При разрешении спора судом установлено, что в период с 1 сентября 1996 года по 30 декабря 1996 года Мурзаева Л.В. обучалась на очном цикле специализации "данные изъяты" без отрыва от производства; за спорный период ей начислялась заработная плата за полные месяцы на 1.0 ставку, установленную штатным расписанием, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции, действуя в пределах своей компетенции и в рамках процессуального закона, оценив и сопоставив все собранные в рамках настоящего дела доказательства, обоснованно пришел к выводу о том, что Мурзаева Л.В. в оспариваемые периоды выполняла функциональные обязанности, необходимые для включения данных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что у суда не было законных оснований для включения оспариваемых периодов в стаж истицы в льготном исчислении, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.
По своей сути, доводы, изложенные в жалобе, повторяют основания отказа пенсионного органа в назначении истице пенсии, были предметом их исследования судом первой инстанции, нашли свое отражение в решении и правомерно признаны судом несостоятельными.
Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, отвечает требованиям материального и процессуального права, и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Д. Стариннова
Судьи Т.А. Елина
Е.Г. Козина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.