Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Ериной Н.П.
Скипальской Л.И.
при секретаре Бобровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 9 сентября 2014 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе директора Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск Юськаева Р.К. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 июня 2014 г.
Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия, действующий в защиту интересов Бурнайкиной И.А., обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о понуждении предоставить Бурнайкиной И.А. благоустроенное жилое помещение не ниже нормы, то есть не менее 33 кв. м общей площади, в границах г. Саранска по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование иска указал, что Бурнайкина И.А. "данные изъяты" рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Ленинского районного суда г. Саранска от 13 мая 2008 г. её мать Ш. и отец Ш.Ю. лишены родительских прав. "дата". Бурнайкина И.А. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, для обеспечения жилым помещением. На момент обращения Бурнайкиной И.А. в Администрацию городского округа Саранск в жилом помещении общей площадью "данные изъяты", в том числе жилой "данные изъяты", по адресу: "адрес", нанимателем которой является Ш., были зарегистрированы: Ш.Ю., П., П.С., Б.., Ш.С. Учитывая, что в квартире зарегистрированы и проживают 7 человек, то площадь жилого помещения, занимаемая Бурнайкиной И.А., составляет менее учётной нормы площади жилого помещения, приходящейся на одно лицо, проживающее в данном помещении. Постановлением Администрации городского округа Саранск от "дата" "N" Бурнайкина И.А. включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по категории "лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей", и имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных норм. В соответствии с действующим законодательством обеспечение Бурнайкиной И.А. благоустроенным жилым помещением должно осуществляться Администрацией городского округа Саранск за счёт субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Просил обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить Бурнайкиной И. А. "дата" рождения, благоустроенное жилое помещение не ниже нормы, то есть не менее 33 кв. м общей площади, в границах г. Саранска по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 июня 2014 г. исковые требования и.о. прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия удовлетворены. На Администрацию городского округа Саранска возложена обязанность предоставить Бурнайкиной И. А. "дата" рождения, благоустроенное жилое помещение не ниже нормы, то есть не менее 33 кв. м общей площади, в границах г. Саранска по договору найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе директор Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск Юськаев Р.К. считал решение суда принятым с нарушением норм материального права, просил его отменить и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что республиканским бюджетом на 2014 год заложено недостаточно средств на приобретение жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обеспечение жилым помещением осуществляется в пределах выделенных финансовых средств, в связи с чем у Администрации не имеется возможности предоставить жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства, исполнить решение суда не представляется возможным. Кроме того, так как финансовое обеспечение государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета, то к участию в деле должно быть привлечено Министерство финансов Республики Мордовия, которое является заинтересованным лицом по данному делу.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Ленинского района г. Саранска Мещерякова И.М., Бурнайкина И.А. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исходя из положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом того, что представители Администрации городского округа Саранск и Министерства образования Республики Мордовия в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили и отложить разбирательство дела суд не просили, первый заместитель Министра образования Республики Мордовия Каргина Т.Ф. просила дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства образования (л.д. 63, 65, 69), судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Республики Мордовия Межевова Ю.В. и Бурнайкина И.А. относительно апелляционной жалобы возразили.
Заслушав объяснения явившихся участников процесса, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
В силу части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям, содержащимся в пунктах 1, 2, 4 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N 24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда (далее - специализированное жилое помещение) по договорам найма специализированных жилых помещений. Норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет не менее 33 квадратных метров.
Порядок предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот устанавливается Правительством Республики Мордовия.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Специализированные жилые помещения предоставляются по месту жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в соответствующем населенном пункте. В случае невозможности предоставления специализированного жилого помещения в границах соответствующего населенного пункта с согласия детей-сирот, лиц из числа детей-сирот им предоставляются специализированные жилые помещения в другом населенном пункте.
Согласно пункту 3 статьи 2, пункту 1 статьи 6 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск (далее - органы местного самоуправления) наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, включающим: предоставление жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот на основании заключенных договоров найма специализированного жилого помещения.
Финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Бурнайкина И.А. "дата" рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 13-16).
"дата". Бурнайкина И.А. обратилась в Администрацию городского округа Саранска с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, для обеспечения жилым помещением. Постановлением Администрации городского округа Саранск от "дата"г. "N" Бурнайкина И.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 6-7, 8).
На день вынесения решения Бурнайкина И.А. зарегистрирована в квартире общей площадью "данные изъяты", жилой площадью "данные изъяты", расположенной по адресу: "адрес", где кроме неё зарегистрированы ещё шесть человек (л.д. 9). Таким образом, площадь занимаемого Бурнайкиной И.А. жилого помещения составляет менее учётной нормы.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от "дата" Бурнайкина И.А. зарегистрированной недвижимости не имеет (л.д. 11).
Разрешая заявленные требования, суд установил, что Бурнайкина И.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет жилого помещения для проживания, и пришел к правильному выводу об удовлетворении требования и.о. прокурора Ленинского района г. Саранска о предоставлении Бурнайкиной И.А. благоустроенного жилого помещения не ниже нормы, то есть не менее 33 кв. м общей площади, в границах г. Саранска по договору найма специализированного жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы о том, что заложенных республиканским бюджетом на 2014 год финансовых средств недостаточно для приобретения жилых помещений для всех состоящих в списках детей-сирот, в связи с чем исполнить решение суда не представляется возможным, судебной коллегией отклоняется, поскольку предоставление гражданам жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения не ставится федеральным законом в зависимость от финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления по такому предоставлению жилых помещений.
Довод апелляционной жалобы о том, что Министерство финансов Республики Мордовия является заинтересованным лицом по данному делу, однако, к участию в деле не привлекалось, не может служить основанием для отмены решения суда, так как не влияет на его правильность.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 июня 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу директора Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск Юськаева Р.К. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Адушкина
Судьи Н.П. Ерина
Л.И. Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.