Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.,
судей Ериной Н.П., Скипальской Л.И.,
при секретаре Сухойкиной Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 сентября 2014 года в г.Саранске дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Болтунова В.В. на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 24 июня 2014 года
Заслушав доклад судьи Ериной Н.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кондренков А.Н. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения Министерства социальной защиты населения в части отказа ему в присвоении звания "Ветеран труда" и понуждении присвоить ему звание "Ветеран труда".
В обоснование иска указал, что во время его работы в Рузаевском структурном подразделении Куйбышевской дирекции моторвагонного подвижного состава структурного подразделения Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" он был награжден знаком "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км".
3 декабря 2013 года он обратился ответчику с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда". Однако письмом от 21 января 2013 года за N 10-495 ему было отказано в присвоении звания на основании Приказа Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия" от 28 декабря 2012 года N 574, в связи с тем, что награжден он президентом ОАО "РЖД".
С решением не согласен, считает, что это ведомственный знак отличия в труде, в связи с чем, просил признать незаконным и отменить решение комиссии в части отказа в присвоении ему звания "Ветеран труда" и обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия присвоить ему звание "Ветеран труда" (л.д.1-4)
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 июня 2014 года исковые требования Кондренкова А.Н. удовлетворены в полном объеме (л.д.36-41).
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Болтунов В.В. считает решение незаконным, необоснованным и просит его отменить, ссылаясь на то, что награждение истца знаком "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км" производилось ОАО "Российские железные дороги", а не от имени Правительства Российской Федерации или других органов исполнительной власти, министерств и ведомств, как это предусмотрено Положением "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
В соответствии с пунктами 1 и 9 Устава ОАО "Российские железные дороги", утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 года N585, ОАО "Российские железные дороги" является открытым акционерным обществом, главными целями деятельности которого являются: обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом, а также извлечение прибыли.
Указом Президента РФ от 09 марта 2004 года N314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство путей сообщения Российской Федерации упразднено, его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству транспорта и связи Российской Федерации, функции по контролю и надзору переданы Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере железнодорожного транспорта переданы Федеральному агентству железнодорожного транспорта. Указом Президента РФ N649 от 20 мая 2004 года Министерство транспорта и связи Российской Федерации преобразовано в Министерство транспорта Российской Федерации и Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 6 Положения о Министерстве транспорта РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года N395, Министерство транспорта РФ является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты, Кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего и водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, обеспечения транспортной безопасности.
Министерство транспорта РФ с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право учреждать в установленном порядке знаки отличия и ведомственные награды и награждать ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности. Ведомственные награды Министерства транспорта РФ учреждены приказом Минтранса РФ от 18 октября 2005 года N130, в том числе, для поощрения работников железнодорожного транспорта учрежден нагрудный знак "Почетный железнодорожник России".
Таким образом, нагрудный знак "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км", являющийся видом поощрения работников ОАО "Российские железные дороги" не является ведомственным знаком отличия в труде, который должен учитываться при присвоении звания "Ветеран труда" (л.д.42-43).
В возражениях на апелляционную жалобу истец Кондренков А.Н. просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения (л.д.51-52).
В судебном заседании представитель Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Лопатников А.Н. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам и просил её удовлетворить.
В судебном заседании истец Кондренков А.Н. с апелляционной жалобой не согласился и просил в её удовлетворении отказать.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Федеральный закон "О ветеранах", устанавливающий общие основания присвоения звания "Ветеран труда", относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7).
Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N1588-О-О и от 17 июня 2010 года N763-О-О).
Статья 7 Федерального закона "О ветеранах" не содержит никаких условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с пунктом 4 статьи 7 этого Федерального закона определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 02 июня 2006 года N223(в ред. от 24 февраля 2010 года) утверждено положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", согласно которому звания "Ветеран труда" присваиваются лицам: награжденным орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Звание "Ветеран труда" присваивается на основании решения Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия.
Согласно удостоверению Кондренков А.Н. награжден знаком "За безаварийный пробег на локомотиве 10000000 километров" Президентом ОАО "РЖД" приказом от 28 декабря 2011 года N408/П
Согласно записям в трудовой книжке на 28 декабря 2011 года истец являлся работником ОАО "Российские железные дороги".
03 декабря 2013 года Кондренков А.Н. обратился с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда", в чем, Приказом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 28 декабря 2012 года N 574, ему было отказано.
В письме от 21 января 2013 года за N 10-495 ответчик указывает, что истицу отказано в присвоении звания "Ветеран труда", по тем основаниям, что награждение Кондренкова А.Н. не отвечает требованиям постановления Правительства Республики Мордовия от 02 июня 2006 года за N223 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
Удовлетворяя исковые требования Кондренкова А.Н., суд пришел к выводу о том, что поскольку указанная награда признавалась ведомственным знаком отличия в труде, то таковой она остается и в настоящее время, следовательно, при наличии у истца права на пенсию по старости является основанием для присвоения звания "Ветеран труда", поскольку социальное обеспечение граждан, имеющих право на социальные льготы в соответствии со статусом "Ветеран труда", не может быть поставлено в зависимость от реорганизации федерального органа исполнительной власти. Основания награждения истца значком "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км" возникли в период деятельности Министерства путей сообщения Российской Федерации.
Судебная коллегия считает, что данный вывод суда не соответствует обстоятельствам дела и основан на неправильном применении закона.
Как следует из материалов дела, награждение истца знаком "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км" производилось ОАО "Российские железные дороги", а не от имени Правительства Российской Федерации или других федеральных органов исполнительной власти, министерств и ведомств, как это предусмотрено Положением "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
В соответствии с пунктами 1 и 9 Устава ОАО "Российские железные дороги", утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 года N585, ОАО "Российские железные дороги" является открытым акционерным обществом, главными целями деятельности которого являются: обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом, а также извлечение прибыли.
Указом Президента РФ от 09 марта 2004 года N314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство путей сообщения Российской Федерации упразднено, его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству транспорта и связи Российской Федерации, функции по контролю и надзору переданы Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере железнодорожного транспорта переданы Федеральному агентству железнодорожного транспорта. Указом Президента РФ N649 от 20 мая 2004 года Министерство транспорта и связи Российской Федерации преобразовано в Министерство транспорта Российской Федерации и Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 6 Положения о Министерстве транспорта РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года N395, Министерство транспорта РФ является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты, Кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего и водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, обеспечения транспортной безопасности.
Министерство транспорта РФ с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право учреждать в установленном порядке знаки отличия и ведомственные награды и награждать ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности. Ведомственные награды Министерства транспорта РФ учреждены приказом Минтранса РФ от 18 октября 2005 года N130, в том числе, для поощрения работников железнодорожного транспорта учрежден нагрудный знак "Почетный железнодорожник России".
Таким образом, нагрудный знак "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км", являющийся видом поощрения работников ОАО "Российские железные дороги", не является ведомственным знаком отличия в труде, который должен учитываться при присвоении звания "Ветеран труда".
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания, а решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Болтунова В.В. удовлетворить.
Решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 24 июня 2014 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Кондренкова А.Н. к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения Министерства социальной защиты населения в части отказа ему в присвоении звания "Ветеран труда" и понуждении присвоить ему звание "Ветеран труда" отказать.
Судья-председательствующий И.В.Адушкина
судьи Н.П. Ерина
Л.И.Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.