Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Ериной Н.П.
Скипальской Л.И.
при секретаре судебного заседания Сухойкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 сентября 2014 г. в городе Саранске гражданское дело по апелляционной жалобе представителя МВД по Республике Мордовия Бочкарева М.В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 июня 2014 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Пролетарского района г. Саранска, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Мордовия (далее по тексту МВД по Республике Мордовия) о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером "N" (л.д. 1-3).
В обоснование заявленных требований указал, что 22 апреля 2014 г. Управлением Росприроднадзора по Республике Мордовия проведена рейдовая проверка соблюдения требований природоохранного законодательства. В ходе проверки выявлено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером "N", на площади "данные изъяты" кв.метров. Твердые бытовые отходы размещены на земельном участке на удалении 100 метров в северном направлении от ограждения территории объекта под "N" по "адрес", ограниченном с западной стороны проезжей дорогой "адрес", с восточной стороны - территорией производственного объекта "данные изъяты"". Согласно протоколам анализов отходов "N" от 23 апреля 2014 г., размещенные отходы относятся к 3, 4, 5 классам опасности. Указанный земельный участок является собственностью Российской Федерации и находится в постоянном бессрочном пользовании МВД по Республике Мордовия. МВД по Республике Мордовия требования указанного законодательства не соблюдает, мероприятия по очистке земельного участка от мусора не проводит, должные меры по охране земли от захламления не принимает. Размещение отходов на несанкционированных свалках оказывает отрицательное влияние на окружающую среду, ухудшает экологическую обстановку в регионе и нарушает права неопределенного круга лиц - жителей города Саранска на благоприятную окружающую среду.
Прокурор просил суд обязать МВД по Республике Мордовия в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов общей площадью "данные изъяты" кв.метров на земельном участке с кадастровым номером "N", расположенном на удалении 100 метров в северном направлении от ограждения территории объекта под "N" по "адрес", ограниченном с западной стороны проезжей дорогой "адрес", с восточной стороны - территорией производственного объекта "данные изъяты"".
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 июня 2014 г. предъявленные исковые требования удовлетворены (л.д.42-44).
В апелляционной жалобе представитель МВД по Республике Мордовия Бочкарев М.В. просил решение суда отменить и принять новое решение. Указал, что при выезде на указанный земельный участок был установлен факт сброса мусора грузовым автомобилем марки ГАЗ государственный номер "данные изъяты", принадлежащий "данные изъяты"" под управлением Б.Н.К.., на которого составлен административный протокол. На основании постановления административной комиссии городского округа Саранск ( "адрес") от 11 июня 2014 г. Б.Н.К ... признан виновным в совершении административного правонарушения. Данные обстоятельства суд необоснованно оставил без внимания. Полагал, что Б,Н.К. должен был быть привечен судом в качестве соответчика. К тому же, свалка на данном земельном участке образовалась до оформления за МВД по Республике Мордовия права постоянного бессрочного пользования на него. Указал, что у МВД по Республике Мордовия отсутствует возможность постоянно наблюдать за данным земельным участком (л.д.46-47).
Прокурор Пролетарского района г. Саранска Вергазов А.М. принес возражения на апелляционную жалобу, где указал на законность и обоснованность решения суда, просил оставить жалобу без удовлетворения (л.д.51-52).
В судебное заседание представитель третьего лица - Управления Росприроднадзора по Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил и отложить разбирательство дела суд не просил.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 и части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель МВД по Республике Мордовия Бочкарев М.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, прокурор Межевова Ю.В. возразила относительно жалобы.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 22 апреля 2014 г. Управлением Росприроднадзора по Республике Мордовия проведена рейдовая проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе которой выявлено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером "N", на площади "данные изъяты" кв.метров.
Твердые бытовые отходы размещены на земельном участке на удалении 100 метров в северном направлении от ограждения территории объекта под "N" по "адрес", ограниченном с западной стороны дорогой "адрес", с восточной стороны - территорией производственного объекта "данные изъяты"" (л.д.6-19).
Указанный земельный участок является собственностью Российской Федерации и находится в постоянном бессрочном пользования МВД по Республике Мордовия (л.д.25-28).
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права от 02 августа 2012 г. и 18 декабря 2013 г. (л.д. 30, 31).
Согласно протоколам анализов отходов "N" от 23 апреля 2014 г., размещенные отходы относятся к 3, 4, 5 классам опасности и классифицируются как: мусор строительный; мусор от бытовых помещений организаций несортированный; покрышки отработанные; отходы потребления на производстве, подобные коммунальным; отходы твердых производственных материалов, загрязненные нефтяными и минеральными жировыми продуктами (л.д.21, 22, 23, 24).
Между тем, наличие несанкционированных свалок создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сомнения в достоверности не вызывают.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции принял обоснованное решение о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на МВД по Республике Мордовия, в чьем ведении находится земельный участок с кадастровым номером "N".
При этом суд правильно применил нормы материального права и процессуального права, дал надлежащую оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ на органы местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, возложены вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу статьи 11 названного закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно статье 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьями 8, 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г N 89-ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Обязанность землепользователей осуществлять мероприятия по охране земель определяется не как мера гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, а как выполнение им установленной законом обязанности по содержанию земельного участка, находящегося в пользовании.
Таким образом, именно землепользователи обязаны принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок производственных и бытовых отходов.
Доводы апелляционной жалобы МВД по Республики Мордовия о том, что административной комиссией городского округа Саранск установлен виновный в сбросе мусора на земельный участок, принадлежащий МВД по Республике Мордовия, а также что у ответчика отсутствует возможность постоянно наблюдать за данным земельным участком - отклоняются, поскольку данные обстоятельства не освобождают МВД по Республике Мордовия от решения вопросов, отнесенных к их компетенции.
Таким образом, ответчиком не приняты меры, необходимые для надлежащего санитарного состояния указанной в иске территории, поскольку сам факт существования свалки свидетельствует о ненадлежащем выполнении МВД по Республике Мордовия обязанности по организации санитарной очистки земельного участка.
Учитывая, что МВД по Республике Мордовия имеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка, в нарушение требований действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не исполняет возложенные на него обязанности по организации сбора и вывоза отходов со спорного земельного участка, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность ликвидировать несанкционированную свалку.
Довод, указанный в апелляционной жалобе о том, что свалка на данном земельном участке образовалась до оформления на него прав за МВД по Республике Мордовия является неубедительным и опровергается материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения. Они направлены на иную оценку доказательств и основаны на неверном толковании норм материального права, поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 июня 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя МВД по Республике Мордовия Бочкарева М.В. - без удовлетворения.
Судья - председательствующий И.В. Адушкина
Судьи Н.П.Ерина
Л.И.Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.