Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Ериной Н.П.
Скипальской Л.И.
при секретаре Крыловой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 30 сентября 2014 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника правового управления администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Тулапина А.А. на решение Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 25 июня 2014 г.
Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Торбеевского района Республики Мордовия, действующий в защиту интересов Б., обратился в суд с иском к администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия о предоставлении Б. благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Торбеевского района Республики Мордовия по обращению Б. проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Б. "дата" рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать - У. умерла "дата", отец - Б.Н. лишен родительских прав решением Торбеевского районного суда Республики Мордовия от "дата" Б. достигла 18-летнего возраста, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, жилых помещений в собственности не имеет. Постановлением администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от "дата" "N" установлен факт невозможности проживания Б. в ранее закрепленном за ней жилом помещении. Постановлением администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от "дата" Б. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако, до настоящего времени полагающееся по закону жилье ей не предоставлено. Обеспечение Б. благоустроенным специализированным жилым помещением должно осуществляться администрацией Торбеевского муниципального района Республики Мордовия за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района из бюджета Республики Мордовия.
Просил обязать администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия предоставить Б. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее "данные изъяты".
Решением Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 25 июня 2014 г. исковые требования прокурора Торбеевского района Республики Мордовия удовлетворены. На Администрацию Торбеевского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Б. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее "данные изъяты".
В апелляционной жалобе начальник правового управления администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Тулапин А.А. считал решение суда незаконным, просил его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указал на то, что в "данные изъяты" году за Б. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", на момент достижения 18-летнего возраста она не состояла в списке детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В настоящее время Б. обучается на "данные изъяты" очной формы обучения в "данные изъяты" который закончит в "данные изъяты", находится на полном государственном обеспечении, ей предоставляются социальные гарантии в полном объеме, в том числе она может проживать в общежитии университета. В связи с изложенным обязанность обеспечения жильем Б. на момент предъявления иска у администрации Торбеевского муниципального района не наступила. Кроме того, муниципальным жилищным фондом ответчик не располагает.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Торбеевского района Республики Мордовия Андреева Е.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исходя из положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом того, что в судебное заседание Б., представитель администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, представитель Министерства образования Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, и отложить разбирательство дела суд не просили, представитель администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Тулапин А.А. просил рассмотреть дело в отсутствие ответчика, первый заместитель Министра образования Республики Мордовия Каргина Т.Ф. просила дело рассмотреть без участия представителя Министерства образования (л.д. 98, 100, 103, 104, 106-107), судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Республики Мордовия Каштанова Е.В. против удовлетворения апелляционной жалобы возразила.
Заслушав объяснение прокурора, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям, содержащимся в пунктах 1, 2, 4 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N 24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда (далее - специализированное жилое помещение) по договорам найма специализированных жилых помещений.
Норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет не менее 33 квадратных метров.
Порядок предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот устанавливается Правительством Республики Мордовия.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Специализированные жилые помещения предоставляются по месту жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в соответствующем населенном пункте.
В случае невозможности предоставления специализированного жилого помещения в границах соответствующего населенного пункта с согласия детей-сирот, лиц из числа детей-сирот им предоставляются специализированные жилые помещения в другом населенном пункте.
Согласно пункту 3 статьи 2, пункту 1 статьи 6 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск (далее - органы местного самоуправления) наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, включающим: предоставление жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот на основании заключенных договоров найма специализированного жилого помещения.
Финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Б. "дата" рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с решением Торбеевского районного суда Республики Мордовия от "дата" отец Б. - Б.Н. лишен родительских прав. Мать Б. - У. умерла "дата" (л.д. 6-8, 9).
Согласно аттестату о среднем (полном) общем образовании "N" Б. в "данные изъяты" окончила "данные изъяты" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (л.д. 10, 11).
Постановлением администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от "дата" "N" установлен факт невозможности проживания Б. в жилом помещении по адресу: "адрес", в связи с тем, что общая площадь указного жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, менее учетной нормы площади жилого помещения (л.д. 12).
Постановлением администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от "дата" Б. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями Торбеевского муниципального района Республики Мордовия (л.д. 13, 14-16).
Из сообщения администрации Торбеевского городского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от "дата" "N" следует, что Б. нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, специализированного жилищного фонда не является. Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от "дата" "N", справки "N" от "дата" Торбеевского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Республике Мордовия Б. зарегистрированной недвижимости не имеет (л.д. 17 - 20).
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требования прокурора о предоставлении Б. по месту жительства благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия считает данный вывод суда первой инстанции мотивированным, не противоречащим установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения.
Довод апелляционной жалобы о том, что обязанность обеспечить жильем Б. возникнет только в "данные изъяты" после окончания ее обучения в "данные изъяты", судебной коллегией отклоняется. Согласно позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г. N88-АПГ13-8, жилые помещения специализированного жилого фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Судом установлено наличие всех предусмотренных законом оснований для предоставления Б. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В связи с изложенным, отклоняется и довод жалобы о том, что на момент достижения 18-летнего возраста Б. в списке детей-сирот не состояла.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что районная администрация не имеет свободного муниципального жилищного фонда, не заслуживает внимания, поскольку реализация жилищных прав Б. как лица, относящего к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от указанного обстоятельства.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы отвергаются судебной коллегией как основанные на неверном толковании норм материального и процессуального права и не опровергающие выводов, изложенных в решении суда.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 25 июня 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника правового управления администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Тулапина А.А. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Адушкина
Судьи Н.П. Ерина
Л.И. Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.