Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.
судей Адушкиной И.В.
Середы Л.И.
при секретаре судебного заседания Крыловой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 7 октября 2014 г. в городе Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия Кругляковой Г.А. на решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 14 июля 2014 г.
Заслушав доклад судьи Середы Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Потанин А.Н. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии по старости, о включении периода работы в специальный стаж, назначении пенсии.
В обоснование заявленных требований указано, что решением пенсионного органа от 5 июня 2014 г. истцу незаконно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа работы, требуется 25 лет, имеется 22 года 5 месяцев 26 дней.
В специальный стаж не засчитаны периоды работы: командировки, прочие отвлечения, прохождения службы по призыву в Вооруженных Силах РФ, учебы в Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е. Евсевьева, работы в качестве учителя физики и математики в Токмовской средней школе.
Истец, с учетом уточненных требований, просил суд признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия "N" от 5 июня 2014 г. в части отказа во включении периода прохождения службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации с 27 ноября 1986 г. по 30 ноября 1988 г., обязать ответчика включить в специальный стаж данный период; обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 3 июля 2014 г.
Решением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 14 июля 2014 г. иск Потанина А.Н. удовлетворен.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия Круглякова Г.А. считает решение суда постановленным с нарушением норм материального права, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске, взыскать расходы по оплате госпошлины в сумме 2000 рублей за подачу апелляционной жалобы, указав на нарушение судом норм пенсионного законодательства, а также отсутствие у истца права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как последним на 1 октября 1993 г. не выработано 2/3 необходимого стажа.
В возражениях на апелляционную жалобу представителя ответчика истец Потанин А.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия Скобцова С.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала, истец Потанин А.Н. считает решение суда законным.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 этой же нормы Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия "N" от 5 июня 2014 г. Потанину А.Н. отказано в назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N173-Ф3 от 17 декабря 2001 г. из-за отсутствия требуемого специального стажа работы, требуется 25 лет, имеется 22 года 5 месяцев 26 дней.
В специальный стаж Потанину А.Н. не засчитан период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР: 27 ноября 1986 г. по 30 ноября 1988 г., так как включение периода прохождения в армии в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью не предусмотрено Списками и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N463 и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
Период прохождения Потаниным А.Н. службы в Вооруженных Силах СССР подтверждается справкой "N", выданной 1 июля 2014 г. отделом Военного комиссариата Республики Мордовия по Ковылкинскому району, военным билетом (дубликат) ПН N 0112742, выданным 17 ноября 2000 г. Ковылкинским ОГВК Мордовской АССР.
С 15 августа 1991 г. по настоящее время истец осуществляет педагогическую деятельность в МБОУ "Большеазяськая средняя общеобразовательная школа" Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.
У судебной коллегии не имеется оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований, так как он основан на законе и подтверждается представленными по делу доказательствами.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определении от 5 ноября 2002 г. N 230-О о том, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В период, когда истец служил в армии - с 27 ноября 1986 г. по 30 ноября 1988 г., действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктами 1 и 4 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Поскольку истец осуществляет педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей, имеет педагогический стаж 22 года 5 месяцев 26 дней, бесспорно учтенный пенсионным органом до обращения истца в суд, служил в составе Вооруженных Сил СССР с 27 ноября 1986 г. по 30 ноября 1988 г., то есть в период действия вышеуказанных норм права (Положения 1959 г.), поэтому с учетом положений статей 6 (части 2), 15 (части 4), 17 (части 1), 18, 19 и 55 (части 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных переделах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанный период службы истца в армии обоснованно включен судом в стаж работы по специальности для досрочного назначения пенсии по старости.
С учетом этого суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что спорный период службы в армии относится к периоду деятельности до 1 января 2002 г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, поэтому данный период подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, суд обоснованно, признав незаконным, отменил данное решение пенсионного органа в части невключения в специальный стаж истца периода прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР и обязал ответчика включить оспариваемый период в стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что у Потанина А.Н. выработан специальный стаж, предусмотренный подпунктом 19 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, дающий право на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит необоснованным довод апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что при включении истцу в специальный стаж периода нахождения на службе в составе Вооруженных Сил СССР суд не учел того обстоятельства, что при включении указанного периода по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), применялись правила подсчета соответствующего стажа, предусмотренные указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), то есть истец должен был выработать не менее 2/3 специального стажа на момент отмены постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, а именно на 1 октября 1993 г.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что истец должен выработать требуемый педагогический стаж на 1 октября 1993 г., то есть на дату отмены постановления от 17 декабря 1959 г. N 1397, являются неверными.
Так, на 1 октября 1993 г. истец, в силу своего возраста, не мог выработать 25-летний стаж педагогической деятельности, а п. 4 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 устанавливает вышеуказанное соотношение (2/3) именно от 25-летнего стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения пенсии. При этом в 1993 году истец не обращался за назначением пенсии, поэтому оценка продолжительности его педагогического стажа на 1 октября 1993 г., по мнению судебной коллегии, неправомерна.
При таких обстоятельствах являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о неправомерном включении оспариваемого периода в льготной стаж работы истца для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью и то, что истец не приобрел права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика касаются обстоятельств, установленных при рассмотрении спора по существу, сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, оснований для этого судебная коллегия не усматривает.
Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и отвечает нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не установлено.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом первым статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 14 июля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия Кругляковой Г.А. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи И.В. Адушкина
Л.И. Середа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.