Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Г.К. Екония
судей А.О. Бажанова
В.А. Ганченковой
с участием секретаря судебного заседания А.А. Косолаповой
рассмотрела в открытом судебном заседании от 23 сентября 2014 года в городе Саранске дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Саранск на решение Ленинского районного суда города Саранска от 26 июня 2014 года.
Заслушав доклад судьи Г.К. Екония, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО4 обратился в суд с исковыми требованиями к Администрации городского округа Саранск об оспаривании отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, о включении его в указанный список и предоставлении жилого помещения.
В обоснование исковых требований указал на то, что его мать ФИО5 лишена родительских прав, сведения об отце внесены в свидетельство о рождении со слов матери, его воспитывала бабушка, и он 1990 года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Он с рождения зарегистрирован по адресу: "адрес". В данном жилом помещении также зарегистрированы его мать ФИО5 и сестра ФИО6 1984 года рождения с её сыном ФИО7 2003 года рождения. Общая площадь жилого помещения, приходящаяся на него, менее учётной нормы площади жилого помещения.
В 2009 году Администрация городского округа Саранск признала его нуждающимся в государственной поддержке на строительство или приобретение жилья по категории "дети-сироты", он включён в государственный реестр претендентов на получение безвозмездных субсидий, но жильём своевременно не обеспечен.
Считает, что имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 22 мая 2014 года N1296 ему незаконно отказано во включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Просил суд признать незаконным оспариваемое постановление администрации городского округа в части отказа во включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, включить его в соответствующий список и обязать администрацию городского округа обеспечить его в границах города Саранска благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33 квадратных метров по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда города Саранска от 26 июня 2014 года исковые требования удовлетворены.
Представитель Администрации городского округа Саранск Р.К. Юськаев подал апелляционную жалобу на решение суда, ссылаясь на то, что с 1 января 2013 года в связи с изменением законодательства у истца возникло право на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. С таким заявлением истец обратился в администрацию городского округа 3 апреля 2014 года, когда достиг возраста 23 лет и уже не относится к категории лиц, которые могут быть включены в указанный список. Администрация городского округа не обеспечена необходимыми финансовыми средствами. В исходе дела заинтересовано Министерство финансов Республики Мордовия, которое не привлечено к участию в деле. Просил отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
ФИО4 подал возражения на апелляционную жалобу, считая решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представители Администрации городского округа Саранск и Министерства образования Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании ФИО4 и его адвокат ФИО9 относительно апелляционной жалобы возразили.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, ФИО4 "дата" года рождения относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
За ФИО10 закреплено жилое помещение общей площадью 30,9 квадратных метров по адресу: "адрес", в котором зарегистрированы по месту жительства четыре человека. Общая площадь жилого помещения, приходящаяся на ФИО4, менее учётной нормы площади жилого помещения.
Другого жилья ФИО4 не имеет.
С 30 июня 2009 года ФИО4 состоит в Администрации городского округа Саранск на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на государственную поддержку в строительство или приобретении жилья.
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 22 мая 2014 года N1296 ФИО4 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не оспариваются и сомнения в достоверности не вызывают.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что в силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, утратившего силу с 1 января 2013 года, ФИО4 имел право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, которое не было им реализовано.
Соответственно, на ФИО4 распространяется действие положений статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действующей с 1 января 2013 года, и он имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Разрешая дело, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав надлежащую оценку доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на день обращения с заявлением истец достиг возраста 23 лет и уже не относится к категории лиц, которые могут быть включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, отклоняются.
Истец имел право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, которое не было им реализовано, его вины в этом не установлено, и он имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация городского округа не обеспечена необходимыми финансовыми средствами, также отклоняются.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, включённых в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, не ставится законом в зависимость от финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в исходе дела заинтересовано Министерство финансов Республики Мордовия, которое не привлечено к участию в деле, также отклоняются.
Решения о правах или об обязанностях указанного министерства, не привлечённого к участию в деле, суд не принимал, и основания для отмены решения суда, предусмотренного пунктом 4 части четвёртой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Других доводов к отмене решения суда в апелляционной жалобе по существу не приведено.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части четвёртой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьёй 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных абзацами вторым - шестым статьи 222 настоящего Кодекса, не усматривается.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
оставить решение Ленинского районного суда города Саранска от 26 июня 2014 года без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Саранск без удовлетворения.
Судья-председательствующий Г.К. Екония
Судьи А.О. Бажанов
В.А. Ганченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.